ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие, стадии и участники бюджетного процесса.
Согласно ст. 2 БК бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении. Исходя из вышеуказанного легального определения, бюджетный процесс включаетчетыре стадии: -составление проекта бюджета; -рассмотрение и утверждение бюджета; -исполнение бюджета; -составление, рассмотрение и утверждение отчета о бюджете.
Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последовательности и данный порядок изменению не подлежит. Бюджет действует в течение года с 1 января по 31 декабря. Бюджетный процесс строится на определенных принципах, соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использовать средства государства. В связи с принятием БК в основе бюджетного процесса лежат те же принципы, что и в основе организации бюджетной системы (ст. 8 БК). С другой стороны, помимо общих принципов построения бюджетной системы Республики Беларусь (многие из которых имеют большее значение именно при организации процессуальных отношений в бюджетной сфере), можно выделить еще ряд специальных принципов бюджетного процесса: - принцип ежегодности означает, что бюджет принимается сроком на один год – с 1 января по 31 декабря. Другой стороной этого принципа является принятие бюджета до начала финансового года, что позволяет более адресно подходить к распределению бюджетных средств; - принцип специализации бюджетных показателей, который означает что бюджеты всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь составляются единой бюджетной классификации; - принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. По действующему законодательству составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение бюджета к функциям органов представительной власти. На практике данные процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих властей.
Участниками бюджетного процесса являются: · Президент Республики Беларусь; · Парламент Республики Беларусь; · Правительство Республики Беларусь; · местные Советы депутатов; · местные исполнительные и распорядительные органы; · органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; · Национальный банк Республики Беларусь; · иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса; · распорядители и получатели бюджетных средств; · банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.
Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий, реализуемых ими на разных стадиях бюджетного процесса. Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц. Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется в соответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов производится Министерством финансов и местными финансовыми органами (проектов бюджетов первичного уровня – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами). Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей. Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов.
Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году. Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов. В случае неутверждения республиканского бюджета и (или) местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом. При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы вправе осуществлять расходы соответствующего бюджета со следующими ограничениями: · ежемесячные расходы соответствующего бюджета не должны превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год; · расходы, не предусмотренные проектами закона о республиканском бюджете, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, не финансируются; · нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, прочие нормативы, тарифы и ставки, определяемые законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, применяются в размерах и порядке, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год.
При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права: - предоставлять бюджетные ссуды, бюджетные займы; - осуществлять финансирование государственных капитальных вложений; - формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов; - осуществлять заимствования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|