Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация статистического наблюдения за ценами и тарифами




Задачей статистического наблюдения за изменением цен и тарифов является сбор информации об уровне цен и их изменении на основе систематической регистрации.

Регистрация цен – метод сбора информации о ценах на товары – представители в производственном и потребительском секторах экономики.

Методологические основы федерального государственного статистического наблюдения за уровнем и динамикой цен разработаны Госкомстатом РФ с учетом международного опыта.

Для проведения выборочного наблюдения за ценами необходимо решить следующие методические вопросы:

1. Отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг.

Базовое предприятие –репрезентативно отобранный объект наблюдения (как в региональном, так и в отраслевом разрезах структуры промышленности и торговли).

2. Отбор товаров и услуг – представителей.

Товар-представитель –это совокупность определенного вида товаров (услуг), которые могут иметь незначительные отличия, не влияющие на качество и основные потребительские свойства товаров (услуг) и должны быть однородными по своему потребительскому назначению.

3. Регистрация цен и тарифов.

С целью изучения динамики учитываются три вида цен:

– цены отчетного периода;

– цены соответствующего месяца предыдущего года;

– цены месяца, непосредственно предшествующего отчетному.

4. Формирование структуры весов для расчета индексов цен.

В потребительском секторе в качестве весов используется структура потребительских расходов населения предыдущего года, полученная на базе бюджетных обследований семей.

В производственном секторе в качестве весов приняты объемы производства промышленной продукции и ее приобретения предприятиями для своего основного производства.

В практической статистике для основных видов цен (потребительских, производителей, цен приобретения продукции производственно - технического назначения) разработаны специфические методы их регистрации.

Потребительские цены, т. е. цены на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, регистрируются работниками специальных служб цен.

Для этого в каждом городе отбираются крупные, средние, мелкие предприятия торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на окраинах, с тем, чтобы наблюдению подверглись предприятия с различными условиями обслуживания. При этом репрезентативно включаются предприятия торговли и сферы потребительских услуг всех форм собственности, городские продовольственные и вещевые рынки, ярмарки.

Регистрации подлежит фактическая цена товара (услуги), имеющегося в свободной продаже. В нее включаются НДС, акциз и другие косвенные налоги.

Наблюдение за уровнем и динамикой цен осуществляется по конкретным видам товаров и услуг, вошедших в потребительский набор, определяемый Госкомстатом России.

Потребительский набор это единая для всех регионов Российской Федерации репрезентативная выборка групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары (73), непродовольственные товары (144) и платные услуги
(71 наименование), оказываемые населению.

В перечень товаров и платных услуг, подлежащих регистрации, включаются самые значимые и занимающие наибольший удельный вес в потребительских расходах населения позиции. Состав и число таких позиций периодически может изменяться в соответствии с изменениями в структуре потребительских расходов населения. При этом на районном уровне регистрация цен может проводиться по сокращенному перечню товаров и услуг по сравнению со столицами республик в составе России, областными и краевыми центрами. Это связано как с невозможностью получить в малых городах и районных центрах информацию по полному кругу, так и с большей инертностью здесь цен, чем в целом по России.

На основании полученной исходной информации о ценах и тарифах на потребительском рынке исчисляются и публикуются сводный индекс потребительских цен, стоимость различных наборов продуктов питания, стоимость потребительской корзины.

При организации регистрации цен на продукцию промышленных и строительных предприятий (цен производителей) наиболее сложной проблемой является составление репрезентативной выборки из всего многообразия товаров и услуг, а также множества предприятий этих отраслей, отличающихся по форме собственности, организационной структуре, размерам и другим признакам.

Отбор товаров для регистрации цен на промышленную продукцию производится методом целенаправленной выборки в несколько этапов.

На первом этапе централизованно формируется перечень товарных групп, которые являются наиболее значимыми для отдельных отраслей промышленности. По ним рассчитываются на федеральном уровне индексы цен производителей в промышленности, проводятся международные сопоставления уровней и динамики цен.

На втором этапе отбора по каждой группе выделяются товары - представители. В качестве критерия отбора таких товаров служит показатель удельного веса (стоимость отобранных товаров должна составлять не менее 50% в стоимости общего выпуска продукции).

Наблюдение за изменением цен производителей промышленной продукции проводится органами статистики по выборочной сети базовых предприятий путем постоянной регистрации фактических цен на отгруженную (или подлежащую отгрузке) продукцию.

Кроме того, Госкомстат РФ учитывает и анализирует также цены на материально - технические ресурсы (цены приобретения), в капитальном строительстве, в сельском хозяйстве (в разрезе отраслей и групп однородной продукции) и тарифы на грузовые перевозки (железнодорожные, трубопроводные, автомобильные, авиационные).

Наряду с наблюдениями за внутренними ценами на товары и услуги Госкомстат РФ определяет и анализирует цены экспортируемых и импортируемых товаров. Отличие их учета состоит в том, что используются средние цены товарных групп. Они определяются как отношение общей стоимости экспортируемого (импортируемого) вида товара к его количеству. Для исчисления соотношения цен по видам экспортируемых и импортируемых товаров и индексов цен используются также данные таможенной статистики.

Таким образом, организация наблюдения за ценами на продукты и услуги позволяет своевременно получать всестороннюю информацию, на основании которой можно проводить анализ уровня, структуры цен, тенденции их изменения во времени (по отраслям и отдельным территориям), изучать влияние цен на важнейшие макроэкономические показатели, осуществлять международные сопоставления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных