Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I Антиинфляционныеi государственныеi меры




 

Исследуяi характерi антиинфляционнойi политики,i можноi выделитьi вi нейi дваi подхода,i одинi изi которыхi разрабатываютi современныеi кейнсианцы,i аi другойi являетсяi детищемi экономистовi неоклассическойi школы.

Вi рамкахi первогоi (кейнсианского)i подходаi предусматриваетсяi активнаяi бюджетнаяi политикаi —i маневрированиеi государственнымиi расходамиi иi налогамиi вi целяхi воздействияi наi платежеспособныйi спрос.

Вi условияхi инфляции,i приi избыточномi спросеi государствоi ограничиваетi своиi расходыi иi повышаетi налоги.i Вi результате,i заi счетi сокращенияi спроса,i снижаютсяi темпыi инфляции.i Ноi одновременноi сокращаетсяi иi ростi производства,i чтоi можетi привестиi кi застоюi иi дажеi кризиснымi явлениямi вi экономике,i кi расширениюi безработицы.

Дляi расширенияi спроса,i вi условияхi спада,i тожеi проводитсяi бюджетнаяi политика.i Дляi стимуляцииi спросаi понижаютсяi налоги,i проводятсяi программыi государственныхi капиталовложенийi иi другихi расходов.i Преждеi всего,i низкиеi налогиi устанавливаютсяi вi отношенииi получателейi среднихi иi невысокихi доходов,i которыеi обычноi немедленноi реализуютi выгоду.i Считается,i чтоi такимi образомi расширяетсяi спросi наi потребительскиеi товарыi иi услуги.i Однакоi стимулированиеi спросаi бюджетнымиi средствами,i какi показалi опытi многихi стран,i можетi усиливатьi инфляцию.i Кi томуi жеi большиеi бюджетныеi дефицитыi ограничиваютi правительственныеi возможностиi маневрироватьi налогамиi иi расходами.

Неоклассицисты,i которымi принадлежитi авторствоi второгоi подхода,i выдвигаютi наi первыйi планi денежно-кредитноеi регулирование,i косвенноi иi гибкоi воздействующееi наi экономическуюi ситуацию.i Считается,i чтоi государствоi должноi проводитьi дефляционныеi мероприятияi дляi ограниченияi платежеспособногоi спроса,i посколькуi стимулированиеi экономическогоi ростаi иi искусственноеi поддержаниеi занятостиi путемi сниженияi естественногоi уровняi безработицыi ведетi кi потереi контроляi надi инфляцией.

Такоеi регулированиеi проводитi Центральныйi банк,i которыйi формальноi неi находитсяi подi контролемi правительства.i Банкi воздействуетi наi экономикуi путемi измененияi количестваi денегi вi обращенииi иi ставокi ссудногоi процента.

Чащеi всегоi проявляетсяi следующаяi закономерность:i чемi кризиснееi ситуация,i темi насущнееi прямыеi методыi воздействияi правительстваi иi центральногоi банкаi наi экономикуi иi денежнуюi массу,i какi ееi составляющую.

Косвенныеi методыi включаютi вi себя:

· регулированиеi общейi массыi денегi черезi управлениеi “печатнымi станком”.

· регулированиеi процентныхi ставокi коммерческихi банковi черезi управлениеi имиi Центробанком.

· обязательныеi денежныеi резервыi коммерческихi банков.

· операцииi центральногоi банкаi наi открытомi рынкеi ценныхi бумаг.

Косвенныеi методыi неi могутi работатьi вi нашейi экономикеi наi полнуюi мощностьi поi причинеi ееi недостаточнойi “рыночности”.i Полноценныйi рынокi ценныхi бумаг,i вi томi числеi рынокi государственныхi обязательствi уi насi отсутствует,i а,i соответственно,i Центральныйi банкi неi можетi воздействоватьi наi денежнуюi массуi черезi куплю-продажуi ценныхi бумаг.

Прямоеi регулированиеi покупательнойi способностиi денежнойi единицыi включаетi вi себяi такиеi методы,i как:

· прямоеi иi непосредственноеi регулированиеi кредитовi иi ихi распределенияi государством.

· Государственное i регулированиеi цен.

· Государственноеi регулирование i пределовi заработнойi платы.

· Государственноеi регулированиеi внешнейi торговлиi иi операцийi сi иностраннымi капиталом.

· Государственноеi регулированиеi валютногоi курса.

Практикаi прямогоi регулированияi денежнойi массыi широкоi распространенаi наi западе.

Вi современнойi рыночнойi экономикеi невозможноi устранитьi всеi факторыi инфляцииi (бюджетныйi дефицит,i монополии,i диспропорцииi вi народномi хозяйстве,i инфляционныеi ожиданияi населенияi иi предпринимателей,i перебросi инфляцииi поi внешнеэкономическимi каналамi иi др.),i поэтомуi ееi считаютi инфляционной.i Следовательно,i очевидно,i чтоi полностьюi ликвидироватьi инфляцию,i нереально.i Именноi поэтомуi многиеi государстваi стремятсяi неi допуститьi разрушительныхi ееi масштабов,i сделатьi умеренной,i контролируемой,i вместоi того,i чтобыi пытатьсяi устранитьi ееi совсем.

Вi нашеi времяi считается,i чтоi целесообразнееi всегоi сочетатьi долговременнуюi иi краткосрочнуюi политики.i Вотi примерныйi комплексi мерi антиинфляционнойi политики.

Долговременнаяi политикаi включаетi вi себяi несколькоi задач.i Вi томi числеi погашениеi инфляционныхi ожиданийi населения,i которыеi нагнетаютi текущийi спрос.i Дляi этогоi правительствоi должноi проводитьi четкуюi последовательнуюi антиинфляционнуюi политикуi иi завоевать,i такимi образом,i довериеi населения.i Оноi должноi содействоватьi своимиi мероприятиямиi (стимулированиеi производства,i антимонопольныеi меры,i либерализацияi ценi иi т.п.)i эффективномуi функционированиюi рынка,i чтоi повлияетi наi изменениеi потребительскойi психологии.i Другаяi задачаi –i принятиеi мерi поi сокращениюi бюджетногоi дефицитаi (такi какi егоi финансированиеi посредствомi займовi уi Центральногоi банкаi ведетi кi инфляции)i заi счетi повышенияi налоговi иi сниженияi расходовi государства.

Ещеi однаi задачаi –i проведениеi мероприятийi вi областиi денежногоi обращения,i вi частности,i установлениеi жесткихi лимитовi наi ежегодныйi приростi денежнойi массы,i чтоi позволяетi контролироватьi уровеньi инфляции.

Ослаблениеi влиянияi внешнихi факторовi такi жеi являетсяi однойi изi задачi долговременнойi политики.i Вi частности,i задачаi состоитi вi том,i чтобыi уменьшитьi инфляционноеi воздействиеi наi экономикуi переливовi иностранногоi капиталаi (приi положительномi сальдоi платежногоi баланса)i вi видеi краткосрочныхi кредитовi иi займовi правительстваi заi рубежомi дляi финансированияi бюджетногоi дефицита.

Краткосрочнаяi жеi политикаi направленаi наi временноеi снижениеi темповi инфляции.i Здесьi необходимоеi расширениеi совокупногоi предложенияi безi увеличенияi совокупногоi спросаi достигаетсяi предоставлениемi государствомi льготi предприятиям,i выпускающимi дополнительноi кi основномуi производствуi побочныеi товарыi иi услуги.i Государствоi можетi приватизироватьi частьi своейi собственностиi иi такимi образомi увеличитьi поступленияi вi государственныйi бюджетi иi облегчитьi решениеi проблемыi егоi дефицита,i аi такжеi понизитьi инфляционныйi спросi заi счетi продажиi большогоi количестваi акцийi новыхi частныхi предприятий.i Содействуетi ростуi предложенияi массированныйi импортi потребительскихi товаров.

Определенноеi воздействиеi наi темпыi инфляцииi оказываетi уменьшениеi текущегоi спросаi приi неизменномi предложении.i Этоi можетi бытьi достигнутоi заi счетi повышенияi процентныхi ставокi поi вкладам,i стимулирующимi болееi высокуюi нормуi сбережения.

Другимi вариантомi государственнойi политикиi вi условияхi инфляцииi являетсяi минимизацияi государственногоi вмешательстваi вi игруi рыночныхi силi приi использованииi антимонопольныхi мер.

Нельзяi обойтиi сторонойi иi сомненияi вi опасностиi монопольнойi власти,i которыеi неоднократноi высказывалисьi разнымиi экономистамиi (например,i австрийскимi экономистомi Й.Шумпетером):

1)i относительноi малаяi величинаi потерь,i обнаруженнаяi приi эмпирическихi исследованиях,

2)i научно-техническийi прогрессi можетi бытьi болееi быстрымi вi условияхi монополии.

Существуетi рядi отраслей,i вi которыхi монополияi необходима,i иi передi государствомi стоитi задачаi регулированияi ценi иi объемовi производстваi вi интересахi общества.

Здесьi могутi бытьi реализованыi следующиеi подходы.i Методi предельныхi издержекi заключаетсяi вi том,i чтоi государствоi требуетi (иi контролирует),i чтобыi устанавливаемаяi монополистомi ценаi равняласьi егоi предельнымi издержкам.i Методi среднихi издержекi состоитi том,i чтоi всяi прибыльi монополиста,i заi исключениемi нормальной,i изымаетсяi (тоi естьi ценаi вi любомi случаеi равнаi среднимi издержкам).i Используетсяi такжеi методi установленияi потолкаi цен.i Однакоi применениеi этихi методовi имеетi своиi сложности.i Методi предельныхi издержекi частоi ведетi кi убыткамi иi необходимостиi субсидироватьi монополиюi заi счетi государственныхi средств.i Лишенныйi этогоi недостаткаi методi среднихi издержекi можетi датьi результат,i когдаi предельныеi издержкиi будутi ниже,i чемi предельнаяi полезностьi продукта,i и,i сi другойi стороныi неi создаетi заинтересованностиi вi минимизацииi издержек:i монополистi знаетi заранее,i чтоi егоi расходыi будутi компенсированы.i Установлениеi потолкаi ценi обычноi приводитi кi дефицитуi продукции.

Антитрестовскаяi политикаi представляетi собойi сериюi законов,i цельi которыхi –i предотвратитьi использованиеi фирмамиi рыночнойi властиi путемi сокращенияi производстваi иi повышенияi ценi илиi осуществленияi инойi антиконкурентнойi практики.i Главнаяi проблемаi вi реализацииi этойi политикиi –i ограничениеi монополистическихi тенденцийi олигополииi (олигополияi –i рынок,i наi которомi доминируетi несколькоi крупныхi фирм).i Средиi основныхi мерi антимонопольнойi политикиi выделяютсяi мерыi поi коррекцииi поведения,i состоящиеi вi том,i чтоi правительствоi приказываетi фирмеi илиi группеi фирмi изменитьi своеi поведение,i сделавi егоi болееi конкурентным,i иi структурнаяi политика,i вi ходеi которойi изменяетсяi структураi отрасли,i становясьi болееi конкурентной.

Антиинфляционнаяi политикаi правительства,i согласноi кривойi Филипса,i вi краткосрочномi периодеi приводитi кi ростуi безработицыi иi снижениюi выпуска.i Экономикаi перемещаетсяi вправоi -i внизi вдольi исходнойi кривойi Филипса.i Сокращениеi государственныхi расходовi илиi денежнойi массыi снижаетi уровеньi цен,i тогдаi какi заработнаяi плата,i зафиксированнаяi вi трудовыхi договорах,i остаетсяi прежней.i Вi этихi условияхi прибылиi фирмi падаютi иi ониi сокращаютi объемi своегоi выпуска,i аi значитi иi занятость.i Дляi количественнойi оценкиi эффективностиi борьбыi сi инфляциейi используетсяi т.н.i коэффициентi потерь.i Онi показывает,i сколькоi процентовi реальногоi годовогоi объемаi выпускаi необходимоi принестиi вi жертву,i чтобыi снизитьi инфляциюi наi одинi процентныйi пункт.

Конкретнаяi реализацияi долговременныхi антиинфляционныхi программi выходитi заi рамкиi рекомендацийi поi сокращениюi государственныхi расходовi иi денежнойi массы,i соответствующихi краткосрочнойi моделиi кривойi Филипсаi иi основанныхi наi кейнсианскихi идеяхi регулированияi совокупногоi спроса.

Антиинфляционнаяi политикаi можетi проводитьсяi методамиi «шоковойi терапии»i (когдаi жесткаяi денежнаяi политикаi помогаетi быстроi сбитьi инфляцию,i ноi сопровождаетсяi значительнымi спадомi производства),i такi иi постепенно,i путемi многократного,i ноi каждыйi разi небольшогоi сниженияi темповi ростаi денежнойi массы,i чтоi позволяетi избежатьi глубокогоi спада,i однакоi неi даетi возможностиi быстроi снизитьi инфляцию.

Вi болееi широкомi планеi «шоковаяi терапия»i предполагает,i какi правило,i использованиеi чистоi монетаристскихi антиинфляционныхi мер:i широкуюi либерализациюi хозяйственнойi жизни,i освобождениеi цен,i свертываниеi хозяйственнойi активностиi государства,i жесткоеi ограничениеi ростаi денежнойi массы,i сбалансированиеi бюджетаi главнымi образомi заi счетi сокращенияi социальныхi программi иi т.д.i Программыi постепенногоi сниженияi инфляцииi предусматриваютi активноеi регулирующееi воздействиеi государстваi (вi целяхi смягченияi негативныхi последствийi антиинфляционныхi мер):i поддержкуi важнейшихi отраслейi производства,i налоговоеi стимулированиеi предпринимательства,i частичноеi регулированиеi процессаi ценообразования,i созданиеi рыночнойi инфраструктурыi иi т.д.i Вi этомi случаеi антиинфляционноеi сокращениеi совокупногоi спросаi дополняетсяi мерами,i поддерживающимиi предложениеi иi создающимиi условияi егоi ростаi вi будущем,i чтоi позволяетi избежатьi глубокогоi спадаi иi безработицы.

Большинство стран – как развитых, так и с переходной экономикой – в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристским рекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводило к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения. Наиболее последовательные приверженцы монетаристских программ, в частности, Россия, испытали на себе и наиболее сильные их негативные последствия. [6;15;17;21]

Таким образом можно сделать вывод о том, что антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям.

Второй подход рекомендуется авторами - сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них.

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив экономики как развитых, так и развивающихся стран. В условиях развитой рыночной экономики инфляция может рассматриваться, как неотъемлемый элемент хозяйственного механизма, там она может не представлять серьезной угрозы. Тогда как в странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.

Инфляция бывает различной по своему характеру, интенсивности и проявлениям.

Инфляционный рост цен не является простым следствием «злой воли» или непродуманных акций государственных чиновников. Это неизбежный результат глубинных процессов в экономике, объективное следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством товаров потребления и средств производства, накоплением и потреблением. А значит, инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики. Исходя из выше сказанного, следует признать, что процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

На сегодняшний момент мы не имеем абсолютно правильной и подтвержденной всеми фактами теории инфляционных процессов, которой одной можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее причины и последствия. Каждая из перечисленных в данной работе теорий имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Любая современная школа не представляет собой единого монолита. Все теории и концепции становятся взаимосвязанными, одна дополняет, продолжает другую или является альтернативной ей, обеспечивая возможность широкого выбора методов объяснения, понимания и исследования инфляционных процессов.

Практически во всех странах отмечается множество причин инфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных социальных и экономических условий.

На первом шаге инфляция может генерироваться из двух противоположных источников: со стороны спроса, со стороны предложения, но, для продолжения, инфляция нуждается в росте денежной массы, без которого более или менее быстро сходит на нет.

Единственный след исходного различия источников инфляции, который последняя сохраняет на всем протяжении своего существования - это продолжительность периода дезинфляции. Так период дезинфляции в случае инфляции издержек может быть существенно продолжительнее, чем в случае инфляции спроса.

Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: снижение реальных доходов и обесценение сбережений населения; потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие; ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов).

Резюмируя все выше сказанное, можно сказать: инфляция – это сложный экономический процесс, в умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных