Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Критерии оценки:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ОП
Учебно-методический комплект
Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.
УМК по истории Древнего мира составляют:
• Раздел рабочей программы «История Древнего мира».
• Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.
• Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2013.
• Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.
• Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
• Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008».
Настенные исторические карты
1. Древние государства мира.
2. Рост территории государств в древности.
3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
5. Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).
6. Древняя Греция (Vb. до н.э.).
7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
8. Древняя Италия.
9. Рост Римского государства в период республики и империи.
10. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
11.Римская республика в III—I вв. до н. э.
12. Римская империя в I—III вв. н. э.
13.Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.
Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира
Интернет - ресурсы
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ru/
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
• История Древнего Египта:
http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru
• Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
http: //www, earth- history.com/
• Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:
http://www.mhk.spb.ru/
• Античная мифология:
http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
• Античное христианство: http: //www, verigi.ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71
Электронные ресурсы
Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
6. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
7. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.
10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.
Тематическая литература
1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
10. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.
11. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
12. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
13. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.
14. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
15. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
16. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
17. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
18. ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
19. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.
20. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.
6. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— способность выделять главное в тексте и второстепенное;
— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
— способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
— способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Ведущие технологии
· Информационно-компьютерные технологии;
· Личностно – ориентированные технологии;
· Технология развивающегося обучения;
· Тестовые технологии;
· Здоровьесберегающие технологии:
· Проектная деятельность.
Методы
· словесные, наглядные, практические;
· беседа, самостоятельная работа;
· объяснительно – иллюстративный, репродуктивный;
· проблемный, частично- поисковый,исследовательский.
Формы
· Практические работы,
· групповые и индивидуальные формы работы,
· деловые игры,
· лабораторные работы,
· проекты,
· тесты.
Приемы
· фронтальный опрос,
· защита слайд презентаций,
· защита творческих заданий по темам,
· творческие мини сочинения,
· письменные работы,
· контрольныйсрез знаний по темам,
· зачет.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование раздела, темы урока
| Кол-во
часов
| Дата
| Планируемые результаты изучения раздела
| Средства
обучения
| личностные
| регулятивные
| коммуникативные
| познавательные
|
| Введение.
Что изучает наука история.
Источники исторических знаний
|
|
| Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
| Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
| Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
| Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
| Рабочая тетрадь
| Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)
|
| Древнейшие люди
|
|
| Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.
| Показывать на карте места расселения древнейших людей.
| Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.
| Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Родовые общины охотников и собирателей
|
|
| Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.
| Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.
| Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.
| Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
| Мультимедиа ресурсы
|
| Возникновение искусства и религии
|
|
| Освоение общемирового культурного наследия.
| Охарактеризовать первобытные верования людей.
| Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах
| Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)
|
| Возникновение земледелия и скотоводства
|
|
| Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
| Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
| Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.
| Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
| Рабочая тетрадь
|
| Появление неравенства и знати
|
|
| Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
| Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.
| Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.
| Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, плужное земледелие, соседская община, вождь, святилища, государства.
Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»
|
|
| Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа ресурсов
| Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
| Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.
| Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
| Тестирование
| Тема 3. Счёт лет в истории (1 час)
|
| Измерение времени по годам
|
|
| Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.
| Уметь определять историческое время по ленте времени.
| Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
| Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
| Рабочая тетрадь
| Раздел II. Древний Восток (20 часов)
| Тема 4. Древний Египет (8 часов)
|
| Государство на берегах Нила
|
|
| Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.
| Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
| Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
| Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Как жили земледельцы и ремесленники
|
|
| Экологическое сознание.
| Оценивать достижения культуры.
| Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.
| Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Жизнь египетского вельможи
|
|
| Ориентация в особенностях и ценностях отношений и взаимодействий в системе моральных норм
| Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.
| Учиться работать в малой группе над общим заданием.
| Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Военные походы фараонов
|
|
| Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III
| Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.
| Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
| Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.
| Рабочая тетрадь
|
| Религия древних египтян
|
|
| Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.
| Характеризовать религию древних египтян.
| Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
| Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Искусство древних египтян
|
|
| Освоение общекультурного наследия древних египтян.
| Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
| Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
| Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь, презентации
|
| Письменность и знания древних египтян
|
|
| Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.
| Осуществлять познавательную рефлексию.
| Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.
| Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Повторение по теме «Древний Египет»
|
|
| Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.
| Анализировать достижения в земледелии.
| Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
| Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
| Тестирование
| Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)
|
| Древнее Двуречье
|
|
| Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.
| Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.
| Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.
| Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
|
|
| Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим
| Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
| Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.
| Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.
| Рабочая тетрадь
|
| Финикийские мореплаватели
|
|
| Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
| Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
| Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.
| Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Библейские сказания
|
|
| Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
| Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен
| Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям
| Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Древнееврейское царство
|
|
| Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
| Дать оценку поступков Давиду и Самсону
| Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)
| Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Ассирийская держава
|
|
| формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.
| Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»
| Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала
| Определять причины падения Ассирийской державы
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Персидская держава «царя царей»
|
|
| Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях
| Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы
| Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.
| Установить причины возникновения Персидской державы
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
| Тема 6. Индия и Китай в древности (4 часов)
|
| Природа и люди Древней Индии
|
|
| Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
| Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии
| Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему(работа в группах)
| Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Индийские касты
|
|
| Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
| Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану
| Подготовить сообщение о жизни Будды
| Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Чему учил китайский мудрец Конфуций
|
|
| Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
| Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом
| Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая
| Определять и формировать особенности китайской религии
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Первый властелин единого Китая
|
|
| Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
| Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации
| Составлять кроссворды по тематике урока
| Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»
|
|
| Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев
| Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае
| Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам
| Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета
| Тестирование
| Раздел III. Древняя Греция (21 час)
| Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)
|
| Греки и критяне
|
|
| Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа
| Работать с картой, заданиями рабочей тетради
| Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст (работа в группах)
| Называть отличительные признаки критской культуры
| Рабочая тетрадь, мультимедиа ресурсы
|
| Микены и Троя
|
|
| Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации
| Показывать по карте местоположение Микен
| Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты
| Выделять различия между микенской и критской культурой
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Поэма Гомера «Илиада»
|
|
| Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.
| Характеризовать образы основных героев «Илиады»
| Принимать участие в ролевой игре.
| Раскрывать кратко суть поэмы Гомера
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Поэма Гомера «Одиссея»
|
|
| Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»
| Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия
| В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой
| Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Религия древних греков
|
|
| Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.
| Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)
| Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»
|
Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
| Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)
|
| Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
|
|
| Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции
| Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь
| Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)
| Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Зарождение демократии в Афинах
|
|
| Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции
| Дать собственную оценку поступкам Солона
| Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем
| Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения
| Рабочая тетрадь
|
| Древняя Спарта
|
|
| Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию
| Показывать на карте расположение Спарты
| Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.
Анализировать ответы одноклассников.
| Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты
| Рабочая тетрадь
|
| Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
|
|
| Осознавать принадлежность греков к единой культуре
| Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты
| Составлять план «Причины переселения греков»
| Объяснять причины и значение возникновения колоний
| Рабочая тетрадь
|
| Олимпийские игры в древности
|
|
| Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека
| Описывать основные правила проведения Олимпийских игр
| С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя
| Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Победа греков над персами в Марафонской битве
|
|
| Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства
| Описывать ход боевых действий между персами и греками
| Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве
| Объяснять причины победы греков в Марафонской битве
| Рабочая тетрадь
|
| Нашествие персидских войск на Элладу
|
|
| Описывать чувства человека-защитника своего государства
| Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения
| Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника
| Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства
| Рабочая тетрадь
| Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов)
|
| В гаванях афинского порта Пирей
|
|
| Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»
| устно описывать торговый порт Афин
| Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа
| Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции
| Рабочая тетрадь
|
| В городе богини Афины
|
|
| Объяснять, за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились
| Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие
| Описывать произведения древнегреческой архитектуры
| Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей
| Рабочая тетрадь
|
| В афинских школах и гимнасиях
|
|
| Описывать собственные представления о важности образования
| Описывать особенности древнегреческого воспитания
| Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте
| Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| В театре Диониса
|
|
| Высказывать суждения о роли театра в жизни греков
| Объяснять отличия трагедий и комедий
| Сравнивать современный театр и древнегреческий
| Рассказывать о развитии древнегреческого тетра
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Афинская демократия при Перикле
|
|
| Объяснять значение участия граждан в управлении государством
| Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле
| Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте
| Характеризовать афинскую демократию при Перикле
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
| Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 часа)
|
| Города Эллады подчиняются Македонии
|
|
| Описывать значение потери Грецией независимости
| Показывать на карте места сражений
| Характеризовать македонское войско
| Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии
| Рабочая тетрадь
|
| Поход Александра Македонского на Восток
|
|
| Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей
| Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского
| Составлять исторический портрет (характеристику)Александра Македонского
| Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского
| Рабочая тетрадь
|
| В Александрии Египетской
|
|
| Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока
| Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней
| Составлять рассказ - описание города Александрия
| Объяснять причины распада державы Александра Македонского
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Повторение по теме «Древняя Греция»
|
|
| Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа
| Планирование последовательности действий
| Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.
| Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
| Тестирование
| Раздел IV. Древний Рим (18 часов)
| Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)
|
| Древнейший Рим
|
|
| Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
| Планирование последовательности действий
| Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками
| Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия
| Рабочая тетрадь
|
| Завоевание Римом Италии
|
|
| Формирование мотивации к обучению и познанию
| Планирование последовательности действий
| Организация и планирование работы в группе
| Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.
| Рабочая тетрадь
|
| Устройство Римской республики
|
|
| Формирование активной позиции в учебной деятельности
| Организация самоконтроля и самооценивания
| Овладение средствами решения коммуникативных задач
| Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
| Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)
|
| Карфаген – преграда на пути к Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном
|
|
| Характеризовать цели и поступки Ганнибала
| Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
| Анализировать ответы одноклассников
| Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье
|
|
| Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
| Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
| Работать с картой в процессе изучения событий.
| Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме
| Рабочая тетрадь
|
| Рабство в Древнем Риме
|
|
|
| Составление плана и последовательности действий
| Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах
| Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
| Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)
|
| Земельный закон братьев Гракхов
|
|
| Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян
| Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
| Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Восстание Спартака
|
|
| Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака
| Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»
| Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.
| Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
|
| Единовластие Цезаря
|
|
| Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря
| Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
| Умение работать в группе
| Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Установление империи
|
|
| Рассказывать о судьбах знаменитых римлян
| Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
| Организация и планирование работы в группе
| Формирование умений работать с исторической картой.
| Видеофрагменты, рабочая тетрадь
| Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)
|
| Соседи Римской империи
|
|
| Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам
| Умение составлять простой план
| Обмениваться в группе результатами поиска
| Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации
| Рабочая тетрадь
|
| Рим при императоре Нероне
|
|
| Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
| Планирование и организация деятельности
| Планирование учебных действий
| Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону
| СД «Всеобщая история», рабочая тетрадь
|
| Первые христиане и их учение
|
|
| Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан
| Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
| Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами
| Рабочая тетрадь
|
| Расцвет Римской империи во II в.
|
|
| Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
| Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты
| Умение слушать и вступать в диалог
| Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера
| Рабочая тетрадь, мультимедиа ресурсы
|
| «Вечный город» во времена империи и его жители
|
|
| Развитие эстетического сознания
| Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
| Анализировать ответы одноклассников
| Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся.
| Рабочая тетрадь, мультимедиа ресурсы
| Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа)
|
| Римская империя при Константине
|
|
| Умение выражать и отстаивать свою позицию
| Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
| Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
| Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях
| Рабочая тетрадь
|
| Взятие Рима варварами
|
|
| Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей
| Организация самоконтроля и самооценивания
| Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем
| Умение структурировать знания, строить речевые высказывания
| Рабочая тетрадь, мультимедиа ресурсы
|
| Повторение по теме «Древний Рим»
|
|
| Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется
| Осознание учащимися качества и уровня усвоения
| Планирование учебных действий
| Рефлексия способов и условий действия
| Тестирование
|
| О прошлом рассказывают гербы
|
|
| Формирование уважения к государственной символике.
| Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации.
| Планировать общие способы работы.
| Давать определение науки геральдика.
| Видеофрагменты
|
| Знамя и флаг сопровождают историю.
Из истории гимнов
|
|
| Формирование гражданского патриотизма, чувства гордости за свою страну.
| Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации.
| Планировать общие способы работы. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
| Давать определения понятиям по теме.
| Видеофрагменты
|
| Итоговое повторение
|
|
| Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, и ради чего она осуществляется
| Осознание учащимися качества и уровня усвоения
| Планирование учебных действий
| Рефлексия способов и условий действия
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|