Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Итоговая зачетная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи» (переводчики 2016)

1. Подберите пословицы и поговорки русского языка, отражающие коммуникативные качества речи (правильность, точность, логичность, чистота, выразительность и образность, краткость и уместность и др.).

 

2. Выполните одно задание на выбор:

 

1. Познакомьтесь с классификацией типов речевой культуры, предложенной В.Е. Гольдиным и О.Б. Сиротининой в 1993 г. По их мнению, «тип речевой культуры связан с типом общей культуры». Объясните, как вы понимаете каждый из названных типов. Подберите соответствующие каждому типу примеры.

2 сложившихся типа 2 складывающихся типа
Элитарный тип Литературно-разговорный
Среднелитературный тип Фамильярно-разговорный

 

2. Прочитайте текст. Какова основная мысль текста? Выразите Ваше мнение по поводу прочитанного. Приведите примеры. Приведите не менее двух высказываний (мнений, точек зрения) известных лингвистов, ученых, писателей по данной проблеме.

Самые опасные потери – это, наверное, те, которые происходят незаметно: «Не ценим, что имеем», «лицом к лицу лица не увидать»… Вот так постепенно, день за днем, уходит из нашей жизни речь. А начинается всё с семьи: уносится неповторимая теплая атмосфера вечерних бесед, воспоминаний, семейных легенд, историй – того, что специалисты называют «психотерапевтической функцией семьи». Входим в дом и сразу включаем телевизор, просыпаемся и – к «компу» - лучшему другу многих современных людей. Да, мы капитулировали перед техникой. Ещё раньше мы стали меньше писать – телефон составил величайшую конкуренцию письмам, дневникам («А ты пиши мне письма мелким почерком!» - слова из песни времени, когда отсутствовали мобильные телефоны). Но, согласитесь, телефонный разговор не подпитывается взглядом, мимикой, прикосновением, которые сопровождают разные оттенки интонации. Телефонный разговор часто криклив, тороплив. Может, поэтому наша очная речь по привычке дистанционного общения невыразительна, кратка, быстра (ср.: обезличенное «нормально», «короче»). Ведь разговор – это нечто большее, чем обмен информацией. Обеднение речи – личная потеря для каждого из нас, огромная потеря для семьи, для национальной культуры. (По материалам газетной статьи).

3. Прочтите отрывки из работ известных русских лингвистов. Определите, о чем говорится в каждой цитате. Выразите Ваше отношение к сказанному.

«Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен» (Л.В. Щерба).

«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» (В.В. Виноградов).

«Поскольку мы говорим о языке как о некоторого рода организованном построении, как об активности, проблема культуры языка сводится к тому, чтобы овладеть принципами построения различных типов и жанров речи в рамках заданной социальной традиции. Эта проблема на практике будет разрешена тогда, когда каждому члену говорящего коллектива так же будет ясна разница между лингвистическими средствами, применяемыми в разных языковых жанрах, как это, например, ясно писателю по отношению к литературным родам. Речь устная и письменная, ораторская и разговорная, канцелярская и поэтическая, митинговая и парламентская, докладная записка или указ, беседа с приятелем и дипломатический обмен любезностями, язык в прозе и в стихах – все эти языковые задания, вместе с прочими бесчисленными делениями, которые можно продолжить в каждом из этих видов и подвидов, требуют своих средств выполнения и своей «техники».

… Сами по себе лингвистические знания не могут воспитывать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины, если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку» (Г.О. Винокур).

 

4. Познакомьтесь с отрывком из выступления крупного русского мыслителя И.А. Ильина. Проанализируйте язык и стиль данного выступления. Укажите, какие средства речевой выразительности использованы оратором. В чем, на Ваш взгляд, состоит пафос этих речей? Выразите свое отношение к идеям, высказанным автором.

О России

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, - наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.

В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем грому небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем – вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…

Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем целомудрии, в своей коварности и ритмической гибкости, - кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, - то водворяется молчание, насыщенное высказанными невысказанностями…

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык…

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его, - в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, - значит не любить и не блюсти нашу Родину.

А что есть человек без Родины?

Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?

Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.

Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Её.

А о Ней – говорить нельзя. Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. Ей можно молиться; и, не постигая Её, блюсти Её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать.

 

5. Подтвердите конкретными примерами наблюдения профессора В.В. Химика:

«Средства массовой информации – ближайшая после живой устной речи сфера активного использования просторечия, причем всех его функциональных слоев: грубофамильярного «литературного» просторечия, «нового» жаргонно-просторечного субстандарта и отчасти даже вульгарного обсценного слоя лексики и фразеологии. Нарушая традиционные границы функциональных стилей, современные средства информации стремятся максимально приблизиться к уровню потребителя массовой культуры, стараются говорить на его языке и вполне в этом преуспевают. В то же время мыслительный уровень средней языковой личности во многом формируется через средства массовой коммуникации, они составляют главную речевую среду обитания многих носителей языка».

 

6. Выразите Ваше мнение по поводу высказываний о заимствованных словах:

1) «Можно говорить о своего рода непрозрачности заимствованных слов: они не встроены в систему русского языка, как правило, не имеют связей с другими словами и потому непонятны. Конечно, прожив долгую жизнь в русском языке, слово становится для нас родным. И едва ли кто сейчас захочет изгнать из русского языка юристов, биологов, физиков или агрономов. Но у сегодняшней ситуации есть принципиальные особенности. Во-первых, заимствований этих настолько много, что языку их сразу переварить трудно, - и отсюда возникает ощущение погружения в чужой язык. Во-вторых, многие из этих названий не стали общеупотребительными. Обычному человеку не так уж важна разница между акаунтменеджером и сейлзменеджером. В результате для случайного человека большинство объявлений о работе оказываются филькиной грамотой, написанной на иностранном языке» (М. Кронгауз);

«Не только английская лексика (или дубовая техническая латынь, процеженная сквозь английское сито) вдруг поманила нашу прессу своим западным звучанием, но и английский синтаксис, как василиск, заворожил и сковал мягкие мозги бывших комсомольцев, а ныне биржевых деятелей» (Т. Толстая);

«Улучшайзинг – смешное слово, этакое слово-пародия на то, что происходит в русском языке. В нем не только английский суффикс «инг», который пока к русским глаголам все-таки не присоединяется, но и абсолютно бессмысленное «айз», своего рода мимикрия под английский глагол. Увидев его, я сначала просто смеялся, а потом еще громко и долго смеялся, когда узнал, что это слово вполне употребительно (в Интернете около двух тысяч упоминаний). Впрочем, суффикс «инг» становится настолько привычным, что скоро шутки по его поводу перестанут смешить» (М. Кронгауз).

 

7. Что означает понятие языковая экология? Напишите эссе на эту тему.

 

8. Охарактеризуйте языковую среду Интернета. Как, с Вашей точки зрения, Интернет воздействует на языковую личность?

 

9. Прокомментируйте слова известного деятеля отечественной культуры С. Волконского, написанные в 20-е годы XX в. в Берлине:

 

«Чувство языка (если можно так выразиться, чувство чистоты языка) есть очень тонкое чувство, его трудно развить и очень легко потерять. Достаточно самого малого сдвига в сторону неряшливости и неправильности, чтобы уже эта неряшливость превратилась в привычку, и, как дурная привычка, в качестве таковой она будет процветать. Ведь это в природе вещей, что хорошие привычки требуют упражнения, а дурные сами развиваются».

Соотнесите это высказывание с современной языковой ситуацией.

 

10. На материале орфоэпических, орфографических, толковых словарей, словарей иностранных слов докажите изменчивость языковых норм.

 

11. Охарактеризуйте воздействие социальных и социокультурных факторов на языковую ситуацию. Назовите основные черты современной языковой ситуации.

 

12. Сравните понятия языковой вкус и языковая мода. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие понятие языковая мода. Какие модные слова и выражения вы принимаете, а какие отвергаете?

 

13. Для характеристики речевого поведения важным оказывается понятие речевой паспорт. Речевой паспорт – это совокупность коммуникативных способностей личности (В.И. Карасик). Какие позиции Вы предложили бы заполнить в речевом паспорте личности? Попробуйте составить свой речевой паспорт, идеальный речевой паспорт преподавателя, менеджера, экскурсовода, врача, адвоката и представителей других, актуальных для Вас профессий.

 

14. Докажите значимость языковой составляющей для получения образования в избранной вами области. Напишите эссе на эту тему.

 

15. Прокомментируйте слова известного поэта пушкинской поры П.А. Вяземского: «Родной язык наш должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас». Соотнесите их с современной социокультурной ситуацией. Сформулируйте свои мысли в форме эссе.

 

16. На конкретных примерах обоснуйте справедливость высказывания Д.С. Лихачева: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому. Как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры». Докажите, что речевой портрет – важная характеристика профессиональных качеств личности.

 

17. Составьте тест для проверки круга чтения молодежи. Проанализируйте результаты тестирования.

 

18. Какие тропы и риторические фигуры удачно /неудачно используются в тексте современной рекламы? Приведите собственные примеры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные пути загрязнения почвы и способы ликвидации последствий загрязнения. | ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАЗДЕЛА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных