Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прогнозирование регионального развития: социально-демографический прогноз, эколого-экономический прогноз, технологический и прогноз природно-ресурсного потенциала.




 

Методология прогноза. Прогноз социально-экономического развития региона является сложной научной проблемой, которая до настоящего времени не доведена до оптимизации принятия решений на основе макроэкономических математических моделей. В практической работе федеральных и региональных органов чаще всего используется метод бюджетного планирования развития региона на основе следующих принципиальных установок:

- целевых задач из предвыборной программы глав администраций регионов;

- сложившихся пропорций в развитии отраслей народного хозяйства;

- необходимости вывода «из провала» наиболее отсталых отраслей экономики; • социальных нормативов качества жизни населения;

- достигнутых показателей развитых регионов России («доноров»);

- уровней исполнения бюджета региона за предыдущий год;

- расчетных значений доходной части бюджета;

- постановлений, запросов и наказов законодательных органов (Собрания, Думы);

- предложений региональных министерств, прежде всего социальной сферы;

- результатов выполнения целевых комплексных программ;

- состояния политической и общественной жизни региона.

Цель прогнозирования заключается в научном обосновании планов социального и экономического развития региона на основе постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения и выбора рациональных вариантов исходя из имеющихся ресурсов.

Методология прогнозирования. Для разработки прогноза развития региона применяются следующие методы исследования: системный анализ, целевое планирование, экономический анализ, статистические методы, межотраслевой баланс, теория прогнозирования, метод экспертных оценок, макроэкономическое планирование, теория принятия решений, стратегическое планирование, теория человековедения, теория мотивации и потребностей. Классификация прогнозов показана на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Схема классификации прогнозов.

 

Научная новизна подхода к прогнозированию развития региона заключается в:

- постановке долгосрочных целей развития региона на основе достижения материального благосостояния и всестороннего развития;

- личности граждан;

- определении альтернативных путей достижения целей с помощью социальных нормативов качества жизни населения (критериев);

- разработке целевых комплексных программ по устранению диспропорций отдельных отраслей народного хозяйства и их экономическом обосновании;

- возможности научного обоснования планов социального и экономического развития региона и их оптимизации по времени и наличным ресурсам «время - стоимость».

Период прогноза. В существующей практике прогнозирования применяются: глобальные прогнозы (от 50 до 200 лет); долгосрочные прогнозы (от 25 до 50 лет); среднесрочные прогнозы (от 5 до 25 лет); краткосрочные прогнозы (от 1 года до 5 лет). Руководством региона выбирается период прогноза разработки стратегии социально-экономического развития региона. В настоящее время доминируют краткосрочные прогнозы (на 1-5 лет), период которых определяется временем избрания главы региона. Решить стратегические задачи развития региона и улучшения качества жизни населения в эти сроки весьма проблематично. Поэтому наиболее предпочтительными выглядят среднесрочные прогнозы, которые позволяют реально улучшить качество жизни населения следующего поколения, т.е. до 25 лет. На заключительных этапах разработки стратегического плана региона особое внимание уделяется следующим разделам. Расчет потребности в ресурсах и инвестициях. Исходя из поставленных стратегических идей развития и инновационных проектов выполняются технико-экономические расчеты необходимых ресурсов (трудовых, материальных, технических, энергетических), а расчет финансовых ресурсов определяет потребности в инвестициях. Составление сметы доходов и расходов («бюджета»). Прогнозирование социально-экономического развития и расчет потребности в ресурсах создают научную основу планирования бюджета региона на среднесрочную перспективу. В основе этого сложного процесса должна быть экономико-математическая модель оптимизации бюджета по критерию качества жизни населения региона. Разработка целевых комплексных программ (ЦКП). Это ключевой раздел стратегического плана и важнейший инструмент его реализации по годам планового периода. После разработки всех разделов стратегического плана должна быть предусмотрена общественная экспертиза плана с участием руководителей администрации, ученых, представителей общественности и СМИ. По результатам экспертизы осуществляется доработка стратегического плана, а затем его рассмотрение и утверждение законодательным органом региона (Собранием, Комитетом, Думой). 5.5. Управление реализацией стратегии Управление реализацией стратегии - это ориентированная на конкретные действия работа руководства региона по проведению организационных изменений, направленных на достижение стратегических целей управления. Модель управления реализацией стратегии показана на рис. 5.

Рис. 5. Функциональные элементы управления реализацией стратегии Основными задачами по реализации стратегии являются: создание структуры

управления, способной успешно выполнять стратегию; выделение ресурсов на те виды деятельности (макроподсистемы), которые определяют стратегический успех; разработка процедур (регламентов) управления для обеспечения постоянного развития региона; создание обеспечивающих подсистем, которые создадут возможности успешно реализовать стратегический план; увязка системы вознаграждения и стимулирования персонала с выполнением стратегии и достижением поставленных целей; создание корпоративной культуры в органах регионального управления, поддерживающей реализацию стратегии региона; обеспечение руководства (лидерства) процессом реализации стратегии для достижения поставленных целей; мониторинг реализации стратегического плана и внесение изменений. Важное значение придается условиям реализации стратегии региона. За основу может быть принята концептуальная схема, предложенная американскими учеными А.А. Томпсоном и А. Дж. Стриклендом (рис. 6).

Рис. 6. Условия реализации стратегии

Для реализации стратегического плана целесообразно четко выделять три этапа: — концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях деятельности; — создание жизнеспособной системы управления на основе эффективного взаимодействия органов власти, предприятий и организаций региона; — достижение стратегических ориентиров на основе поставленных целей и критериев управления. Управление реализацией стратегии развития осуществляется в рамках целевых комплексных программ (ЦКП), которые являются важнейшим инструментом реализации стратегического плана развития региона. Комплексный подход к решению проблем, выявленных в ходе исследований, предусматривает разработку ЦКП в соответствующей содержательной структуре, включающей решение вопросов реструктуриза-ции, развития инфраструктуры, менеджмента, маркетинга, повышения эффективности использования собственности, качества подготовки персонала, поиска источников полного ресурсного и информационного обеспечения, правового сопровождения имущественных отношений, разграничения компетенции городских и областных властей.

Типовая методика Министерства экономики РФ предусматривает определенную структуру ЦКП:

- полное название программы;

- основание разработки программы;

- ссылка на решение или на статью закона;

- цель программы - формулируется глобальная цель;

- задачи программы - перечисляются главные задачи и критерии управления;

- сроки выполнения (начало/окончание) - определяются исходя из важности программы;

- программно-целевое управление - подразделение организации;

- разработчик программы - вуз, НИИ или подразделение организации;

- руководитель программы - заместитель руководителя организации;

- исполнители основных мероприятий программы - перечисляется состав временной творческой группы; источники финансирования - федеральный, областной, городской бюджет, банковский кредит, внутренние средства организации; объем финансирования программы: всего, по годам, по источникам; контрольные показатели по объему, инвестициям, численности, платежам в бюджет; ожидаемые конечные результаты (выручка, прибыль, производительность труда, качество продукции и др.); стоимость программы и ожидаемая эффективность. В составе стратегического плана (СП) разрабатывается перечень региональных ЦКП по основным макроподсистемам региона. Годовые планы экономического и социального развития являются основным средством реализации стратегии. Исходные данные для разработки годовых планов: стратегический план региона; основные показатели за предыдущий год; контрольные цифры на плановый год; наличные ресурсы региона; исполнение бюджета за предыдущий год; перечень первоочередных ЦКП для реализации; источники финансирования из федерального бюджета (трансферты, кредиты). Методика разработки годового плана создана еще в советский период и заключается в реализации целей СП с учетом изменения внешней среды и наличных ресурсов региона. Результатом годового планирования является комплексный годовой план с разбивкой по кварталам и макроподсистемам: региональное хозяйство, сфера материального производства, агропромышленный комплекс, социальная сфера, финансово-экономическая сфера, управленческая сфера. Годовой план разрабатывается администрацией (правительством) региона и утверждается законодательным органом власти до начала планового года. Мониторинг реализации стратегического плана предусматривает непрерывное наблюдение за состоянием внедрения намеченных мероприятий и постоянный анализ причин их невыполнения. Задачами мониторинга являются:

- обоснование и поддержка наиболее эффективных инвестиционных проектов;

- формирование благоприятных экономических и социальных условий развития организации;

- своевременное принятие обоснованных решений по корректировке стратегии;

- контроль за реализацией стратегии в установленный срок и в полном объеме.

Мониторинг базируется на принципах:

- комплексности, для обеспечения комплексного решения проблем на основе разработанных целевых комплексных программ;

- регламентации, для выполнения мониторинга по определенной технологии;

- своевременности, когда решение принимается точно в срок;

- рационального ограничения ресурсов управления;

- оптимальности, дающей возможность решать проблемы по реализации стратегии с максимальной эффективностью;

- «фильтрации» информации, когда полезная информация поступает тому руководителю, от которого зависит решение возникающих проблем. Методика проведения мониторинга. Основой мониторинга является проведение оперативного ежемесячного контроля с анализом ситуаций и заслушиванием докладов ответственных исполнителей. Этим обеспечивается результативность и системность работ по реализации стратегии и создаются условия для эффективного влияния на ход реализации стратегии. Результаты мониторинга формируются с помощью компьютерной системы слежения и могут представляться в табличной форме для высшего руководства региона и широкой общественности. Оценка эффективности стратегии является важнейшим заключительным этапом управления. В настоящее время существует целый ряд научных подходов к оценке реализации стратегии по показателям уровня жизни, индекса развития человеческого потенциала и качества жизни населения региона. Существует ряд методов оценки реализации стратегии, сложившихся в практике регионального управления. Так, известны оценки с помощью различных рейтингов регионов, результатов выборов губернаторов, инвестиционной привлекательности, объема ВВП на душу населения и др.

 

Модуль 5 Стратегическое планирование социально-экономического развития региона.

Ключевые вопросы стратегического планирования экономического развития. Элементы стратегического планирования.

По определению, методика — это совокупность методов, но только ли совокупность? Ведь если речь идет о правилах применения методов, то есть скорее о технологии, то следует трактовать дефиницию «методика» как систему методов. Такая система должна соответствовать ряду требований:

 

- обеспечивать выполнение функции, для которой она создается;
- не быть избыточной по составу и структуре;
- обеспечивать выполнение функции с требуемой или максимальной эффективностью;
- быть понятной специалистам соответствующей квалификации;
- описывать хронологическое распределение подфункций обеспечивающих функциональность методики (то есть этапы и взаимосвязи между этапами);
- описывать методы и технологии их применения по каждой подфункции;
- однозначно характеризовать субъектов, обеспечивающих выполнение подфункций и описывать требования, предъявляемые к ним (описывать субъектный состав, необходимый для выполнения функции).

 

Таким образом, методика — это система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса выполнения требуемой функции, описывающая этапы (в том числе результаты по каждому этапу) и технологию применения методов, обеспечивающих логическое завершение каждого этапа и функции в целом.

Далее приведены этапы разработки стратегического плана развития региона, логически и процедурно взаимосвязанные с этапами разработки управленческого решения (УР).

Этапы разработки УР в региональном стратегическом планировании

Этапы разработки управленческих решений в региональном стратегическом планировании непосредственно связаны с этапами разработки стратегии (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь этапов разработки управленческого решения и стратегического плана развития региона

Этап разработки УР Этап разработки стратегии Результат этапа/форма представления
Этап I. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона
1. Актуализа-ция проблемы 1. Актуализация пот-ребности в разработке стратегии Постановление главы админи-страции о разработке стратеги-ческого плана развития региона
2. Этап сбора информации и построения мо-дели проблемной ситуации 2. Определение и детализация региональ-ных целей и системы показателей развития региона Философия развития региона (видение, миссия), цели регио-на. Детализированная модель системы целей и система показателей развития региона
  3. Определение теку-щего состояния региона. Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы)
  4. Определение состоя-ния внешней среды региона Возможности, угрозы, тенденции развития внешней среды
  5. Определение крите-риев оценки и ограниче-ний Система критериев и ограничений
Этап II. Разработка плана стратегического развития региона
3. Этап форми-рования мно-жества моделей изменений 1. Формирование кол-лекции эталонных альтернатив Множество эталонных страте-гий и альтернатив решения пер-воочередных оперативных проблем
  2. Разработка ориги-нальных альтернатив Множество оригинальных стратегий и альтернатив решения первоочередных оперативных проблем
4. Этап фильтра-ции и выбора 3. Выбор стратегии развития региона и первоочередных меро-приятий по решению главных оперативных проблем Концепция стратегии развития региона (в том числе филосо-фия развития региона) и перечень первоочередных меро-приятий по решению главных оперативных проблем
5. Корректиров-ка модели изме-нений и разра-ботка системы показателей 4. Формирование стра-тегического плана разви-тия региона (в том числе: корректировка политик, программ, проектов и мероприятий по их реализации, а также философии развития региона) Стратегический план развития региона включающий: концепцию стратегического развития региона; перво-очередные мероприятия; поли-тики, программы и проекты, детализированные до мероп-риятий по их реализации; систему показателей развития региона (стратегические карты развития)
  5. Корректировка и детализация системы показателей развития региона  

 

Далее представлены первые шесть этапов разработки стратегического плана развития, реализация которых позволяет собрать требуемую для принятия решения информацию о состоянии региона, его окружения, сформировать стратегическую систему целей, систему критериев и ограничений, а также систему показателей регионального развития.

Этап 1. Актуализация потребности в разработке стратегии

Актуализация потребности в разработке стратегического плана развития региона может быть как инициативной (внутрирегиональной, как инициатива администрации или иных региональных субъектов целеполагания), так и директивной (установленной к исполнению нормативными актами надсистемы).

И в том, и в другом случае результатом этапа должно быть решение главы администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана, см. таблице 1.

Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы показателей развития региона.

Определение видения региона как объекта стратегического планирования. На рисунке 6 представлено видение региона в четырех аспектах.

О многоаспектности управления региональными системами А.И. Гаврилов в книге «Региональная экономика и управление» пишет: «Эволюция теории региона отражает повышение роли нематериальных целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого эколого-социо-экономического развития».

Все четыре аспекта видения должны быть взаимосвязаны. Например, «ЭКОВИДЕНИЕ» региона как средоточия туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса предполагает также «ХОМОВИДЕНИЕ» как видение различного по составу, но обязательно исторически и культурно образованного человека — субъекта общественной деятельности. Это не означает, что торговый работник должен в совершенстве владеть иностранными языками, но знания разговорного английского не помешают при общении с иностранными клиентами.

То же касается и «ТЕХНОВИДЕНИЯ» — оно обязательно должно включать видение системы образования как специализирующейся на обеспечении сферы туризма требуемыми кадрами, научными и техническими разработками, совершенствующими данную сферу услуг.

Рис. 6. Четыре аспекта видения региона

«СОЦИОВИДЕНИЕ» должно обеспечивать приемлемые условия существования человека как элемента системы производства туристических услуг, как демосферы региона. Это может быть и видение региона как социально ориентированной системы, где человек и его благосостояние понимаются не как цель, а скорее как необходимое условие развития региона.

Демосфера — население региона, одухотворенный потенциал его развития, по аналогии с персоналом организации, обладающий стержневыми компетенциями, определяющими конкурентное преимущество региона.

Видение региона в перечисленных аспектах предполагает конструирование модели будущего региона как связанной иерархически системы, на нижнем уровне которой конструируется сам человек — главная детерминанта регионального развития. Пересечение всех четырех аспектов дает разработчикам стратегии «ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ» региона как образа будущего данной территории.

Распространение влияния видения на дальнейшие этапы планирования позволяет говорить о построенной модели как о четырехаспектной концепции регионального видения.

Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это уже не столько образ региона в различных аспектах, сколько «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть амбициозной, но чаще всего несколько завышенная формулировка миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создается ситуация, когда реализация миссии является победой над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком выше головы», представляя сверхзадачу, решение которой ассоциируется с общим успехом. Упрощенно миссия региона определяется ответом на два вопроса:

«Что регион, как часть мирового сообщества, намеревается предложить окружающей среде (в том числе государству как надсистеме), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?»

«В каком направлении регион намерен развиваться, каковы его обязательства перед субъектами, входящими в его состав и формирующими его (перед предприятиями, муниципальными образованиями, перед социумом вообще и каждым жителем в частности)?»

Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона самого для себя, сформулировать «миссию вовнутрь».

«Миссия вовне» и «миссия вовнутрь» являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивая важнейший метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной деятельности вносит вклад в осуществление «миссии вовне», осознавая необходимость ее реализации для обеспечения «миссии вовнутрь» в обмен на гарантии выполнения притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития региона.

Так, например, миссия вовне для видения региона глобальным туристическим комплексом может звучать так: «Обеспечить каждому въезжающему на территорию региона туристу культурный, дифференцированный отдых уровня качества, соответствующего мировым стандартам». Миссия вовнутрь может в зависимости от амбициозности варьировать, но в большинстве случаев ее направленность одинакова: развитие региона во всех четырех рассмотренных выше аспектах направления видения.

Такое разделение весьма условно, так как вообще миссия представляет вектор, направленный в сторону видения, то есть достижения состояния, ассоциируемого у субъектов целеполагания с успехом, с выполнением миссии. Миссия — это предназначение региона в структуре мировой социально-экономической системы, двуединство направления ее развития и общественной функции.

Цели региона представляют собой детализированную до описанного качественными показателями модель состояния региона, соответствующую его видению. Если видение — это образ, миссия — предназначение, то цель — это не существующее на данный момент, но требуемое для реализации миссии, идеальное состояние региона.

Например, если видение региона определено как средоточие туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса с высоким уровнем социальной обеспеченности и развития среднестатистического индивида, то цели должны описывать все три обозначенных аспекта развития региона в качественных, однозначно характеризующих его состояние показателях (занимаемый сегмент туристических услуг, доходы на душу населения, структура населения по уровню развития). Показатели должны быть исчислены не от настоящего состояния региона, а от показателей развития субъектов Федерации. Следует, например, говорить не о росте рынка на 25%, а о 10% занимаемого сегмента туристических услуг.

Исполнение стратегии требует привлечения ресурсов в сферы стратегического развития. Значит, ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер — «паровозов». Графически это может выглядеть так, как изображено на рисунке 7.

Нетрудно заметить, что обеспечение интенсивного экономического развития и развития системы образования требует отвлечения ресурсов из сфер социального обеспечения и обеспечения равных возможностей в получении образования. В условиях ограниченных ресурсов обеспечение интенсивного развития одновременно с сохранением социального обеспечения возможно лишь в случае поддержки программ развития из внешней среды (например, из бюджета государства).

Рис. 7. Стратегическая ориентация региона

Развитие экономики и системы образования позволит усилить потенциал региона и тем самым обеспечить ресурсы для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного развития региона во всех его аспектах. Таким образом стратегическая система целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах.

Система показателей развития региона — это комплексная количественная модель, характеризующая состояние региона и позволяющая судить об относительном уровне его развития. Поэтому такая модель должна либо быть построена на основе общих показателей, используемых для характеристик уровня развития региона либо государства, либо позволять переходить к таким показателям. Модель можно описать как конфигуратор состояния региона по четырем аспектам видения.

Наличие связей между показателями развития региона и возможность определения стратегической значимости каждого показателя позволяют говорить о сбалансированности такой системы, а это, в свою очередь, говорить о применимости концепции стратегических карт в процессе моделирования системы показателей стратегического развития региона.

В соответствии с четырьмя аспектами развития региона могут быть разработаны четыре стратегические карты (рис. 8), которые можно детализировать до требуемого уровня и корректировать на последнем этапе разработки стратегии.

Рис. 8. Модель стратегических карт развития региона

Этап 3. Определение текущего состояния региона

При определении текущего состояния региона необходимо рассматривать его сильные стороны (свойства региона, определяющие стержневые компетенции) и слабые стороны (свойства региона, определяющие главные противоречия в его развитии).

Определение текущего состояния региона требует анализа трех объектов (состояние социума; состояние материальных систем и подсистем; текущая стратегия региона) в четырех аспектах его деятельности: научно-техническом, социальном аспекте развития общества, развития экономики и экологии (см. табл. 2).

Таблица 2

Аспект-анализ состояния региона

Объект анализа Аспект
  Наука и технологии Социальная сфера и организация регионального управления Общество Экология и экономика
Социум Структура социума в данном аспекте (учащиеся, сту-денты, аспи-ранты, докто-ранты). Степень вовле-ченности насе-ления в области науки, доля специалистов и экспертов в населении реги-она, наличие рационализаторского духа и его проявлений, стремлений к получению образования и развитию Состав населения, его обеспеченность, социальная защищенность, степень удовлет-воренности условиями жиз-ни. Степень самоуправления региона (соот-носят ли люди со своим воле-изъявлением то, что предприни-мают выбор-ные органы управления). Социальная структура общества («пирамидальная» или «ромбовидная») Исторически сложившийся менталитет населения (базовые цен-ности, домини-рующий образ жизни). Общее разви-тие среднестатического индивида, структура общества по уровням развития, степень осознания человеком себя как части социума. Смысл существования данной общности и система ее приоритетов Кадровый потенциал региона (трудовые ресурсы, профпригодность населения, здоровье населения, уровень безработицы), уровень предпринимательской активности
Материальные системы (организации, в том числе властные) НИИ, КБ, информационные базы ноухау (патентные бюро), биржи новаций, библиотеки. Образовательные, специальные учреждения и университеты Состав и структура организаций социальной защиты и соцобеспечения. Состав, структура и функции системы регионального управления, различных агентств, функциональных подразделений Состав объектов культуры и активного отдыха, их состояние и степень соответствия современным требованиям и уровню развития цивилизации; формальные и неформальные общественные и политические организации Природно-ресурсный потенциал. Структура промышленности, сферы услуг, торговли и предпринимательства
Стратегия региона (на момент анализа) Инновационная и научная региональные политики, программы, проекты и мероприятия Социальная политика, программы, проекты и мероприятия Политика, программы, проекты общественного развития, мероприятия Экологическая и экономическая политика, а также проекты, программы и мероприятия

 

«Пирамидальная» социальная структура присуща слаборазвитым или отсталым обществам, в которых позиции индивидов и групп резко поляризованы — меньшинство «богатых» при большинстве «бедных».
«Ромбовидная» социальная структура, характерная для развитых стран и представляет собой кроме «сверхбогатого» и «сверхбедного» меньшинств широко развитый «средний» класс большинства (например, в США в эту категорию входят 3/4 всего населения).

Анализ каждого объекта по каждому аспекту должен проводиться с позиции выявления сильных и слабых сторон. Так, одно и то же свойство объекта в различных условиях может определять как сильную сторону, так и слабую.

Этап 4. Определение состояния внешней среды региона

Состояние внешней среды региона представляет множество факторов, условно разделяемых на возможности и угрозы, среди которых состояние управляющей надсистемы (государство нормативно регулирует деятельность региона), а также систему, управляемую волеизъявлением населения. В этой связи можно говорить о взаимно регулируемых категориях. Регион опосредованно принимает участие в управлении государством в целом и способен в некоторой части воздействовать на политико-экономическую ситуацию, государство же, со своей стороны, нормативно определяет приоритеты этого влияния или, иначе, стратегию государственного развития. Оттого значительную роль приобретает политическая позиция региона при решении вопросов государственного масштаба, уровень его притязаний на суверенность выбора направлений своего развития. Поэтому в число аспектов анализа включены как существующие тенденции развития окружения, так и предпочтительные для реализации стратегического плана развития региона (табл. 3).

Таблица 3

Матрица состояния и тенденций развития регионального окружения

Объект Качественный аспект Временной аспект
    Текущее состояние Существующие тенденции развития Желаемое состояние (желательные тенденции развития)
Субъекты государства (например, субъекты Федерации: области, округа, автономные образования, крупные предприятия) Поставщики (наличие и деловой уровень альтернативных поставщиков всех видов ресурсов, используемых организациями региона в процессе своей деятельности); потребители (наличие и спрос на товары-комплементы, наличие и спрос на товары-субституты, средний доход на душу населения, существующие потребительские предпочтения и тенденции развития); конкуренты (доля рынка, занимаемая конкурентами, их конкурентные стратегии; тенденции развития конкурирующих организаций); наличие естественных монополий и их влияние на общий уровень деловой активности в соседних регионах      
Экономико-политические объединения низшего порядка (например, конфедерации) Положение государства (развитое государство, развивающееся государство); социальные и идеологические условия страны, природа и характер ее общественного строя; конкретное состояние политической сферы страны (политическая ситуация); тенденции развития государства; как распределены политические функции между субъектами данной общности; насколько согласованы интересы системы государственного управления с интересами всех других политических и социальных субъектов; уровень государственного регулирования экономики      
Экономико-политические объединения (например, союзы или блоки государств) Существующие блоки государств и экономических сообществ, тенденции к появлению новых и реорганизации существующих      
Система мирового экономико-политического устройства Мировые условия, в которых развивается жизнь всего человечества: мир или мировой военный конфликт; экологическая катастрофа или стабильная экологическая ситуация; дефицит или избыток ресурсов; мировой кризис или мировая стабильность какой-либо сферы общественных отношений; прогрессивное или регрессивное развитие политических отношений; консолидация или распад отношений между ведущими государствами      

 

Наполнение данной таблицы необходимо для выделения тех особенностей, которые могут представлять собой угрозы и возможности, для определения того, как среда может повлиять на развитие региона (что может быть использовано при взаимодействии со средой для достижения целей и что может помешать реализации стратегического плана). Рассмотрение факторов внешней среды во временном аспекте необходимо прежде всего для учета тенденций развития среды при разработке стратегического плана, ибо разрабатываемый план должен быть рассчитан на перспективу.

Этап 5. Определение критериев оценки и ограничений

Если показатель — это количественная модель состояния, то критерий — не обязательно количественная категория. Например, критерий преемственности альтернативы — это правило выбора, согласно которому решение должно обеспечивать требуемую эффективность операции. Иными словами, критерий — это оценочная модель сопоставления альтернатив, позволяющая осуществить выбор.

В основу системы критериев может быть положена система показателей развития региона. При сравнении альтернатив эксперты выносят суждения, исходя из которых принимается окончательное решение.

 

Зарубежный опыт стратегического планирования развития локальных территориальных образований и отдельных регионов.

 

Программно-целевое планирование является одним из способов решения крупных и сложных государственных задач посредством создания и осуществления комплексных систем программных мер, которые ориентированы на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем во многих странах мира.

Программно-целевое планирование и управление — вид планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели- пути — способы — средства». При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Впервые программные идеи в СССР были реализованы в плане ГОЭЛРО, разработанном в 1920 г. на основании проработок начала ХХ в. При этом решались вопросы не просто сооружения 30 районных электростанций, а весь комплекс взаимосвязанных вопросов: увеличение добычи топлива, совершенствование или создание системы его переработки и транспортировки; развитие промышленности; обучение кадров; создание инфраструктуры городов и т. д.

С известной степенью условности правомерно утверждать, что в период Великой депрессии 1930-х гг. США и другие капиталистические страны формировали программы выхода из экономического кризиса. В этот и последовавший за ним периоды зарождаются научно-технические, инновационные программы создания радиолокационной, компьютерной, ракетной, ядерной техники преимущественно военного назначения. Программы вооружений стали первыми областями приложения методов программно-целевого управления в их зрелых формах, в том виде, в котором такой подход применяется и в нынешнее время.

На последующих этапах государственные программы стали более совершенными. Были преодолены противоречия между программно-целевым и ведомственно-отраслевым принципами управления. Значительно усовершенствованы методы разработки и реализации программ, в настоящее время они являются главным, стержневым элементом государственного регулирования экономики

ПЦП на современном этапе.

В современных условиях государственным программам придается большое значение. Государственные программы являются одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов в каждой из отраслей и положены в основу формирования структуры расходов бюджета.

Реализация программно-целевого подхода предполагает более четкое целеполагание для проводимой экономической политики, ориентированной на достижение конкретных экономических результатов с точки зрения как темпов экономической динамики, так и ее структурного наполнения и качества. При таком подходе экономические реформы должны рассматриваться не как самоцель, а как инструмент достижения вполне конкретных результатов экономического прогресса. Важно здесь ориентироваться на принцип движения от общего к частному — от общенациональных приоритетов экономического развития и стратегических целей деятельности правительства к целям и задачам субъектов бюджетного планирования и реализуемым ими целевых государственных программ.

Программно-целевой подход используется на протяжении многих лет в большинстве развитых стран мира. В их числе Россия, Канада, Япония, Южная Корея, Австрия, Германия, Франция, Финляндия, США и др.

Механизмы, форма программно-целевых инструментов в этих странах сильно отличаются и во многом зависят от исторически сложившихся социально-экономических условий.

В России для реализации крупных научно-технических проектов в приоритетных для страны областях научного знания используется система федеральных целевых программ (ФЦП). Инициаторами ФЦП могут выступать органы представительной и исполнительной власти субъектов федерации, городов, предприятия и организации, а также отдельные граждане. Отбор проблем, подлежащих решению посредством реализации программы, осуществляется компетентными комиссиями, состоящими из специалистов соответствующего профиля, с помощью формальных и неформальных методов качественного анализа по принятым критериям. Отобранные направления исследований направляются в соответствующий орган исполнительной власти.

Управление программами в Российской Федерации осуществляется через специально учрежденные органы или путем перераспределения прав и обязанностей существующих структур с использованием различных форм координации. При этом формы и методы организации управления реализацией программы определяются госзаказчиком при условии эффективного целевого использования выделяемых средств.

В Республике Беларусь программно-целевой метод применяется для решения социальных, экономических, экологических, научно-технических проблем, проблем развития регионов, комплексов и т. д.

В настоящее время в республике разработаны и реализуются около 100 республиканских программ:

Традиционно сложившаяся процедура программно-целевого метода к решению социально-экономических проблем в Республике Беларусь предполагает следующие этапы:

- отбор проблем для включения в программу;

- формирование целевой программы;

- экспертиза и оценка возможных результатов целевой программы;

- принятие (утверждение) целевой программы;

В условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь программно-целевой метод постоянно задействован для решения важнейших проблем на всех уровнях управленческой иерархии.

Мировой опыт показывает, что применение программно-целевого подхода позволяет правительствам многих развитых стран эффективно использовать государственные ресурсы в целях стимулирования научных исследований и производства инновационной продукции.

Программно-целевое управление инновационной деятельностью в Европейском Союзе (ЕС) получило широкое распространение с конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века.

Программно-целевым методом в ЕС решают проблемы отставания в экономическом развитии отдельных регионов, реконверсии промышленности, осуществляют поддержку местных инициатив в малых районах промышленных, сельских, городских и приграничных территориях.

Для мониторинга выполнения проектов создана компьютерная система, каждые полгода по результатам проверки общественности представляется отчет о выполнении проектов. На основе постоянного набора оценок на стадиях формирования, реализации и после завершения программы, независимыми экспертами осуществляется контроль хода работ.

Также наметилась тенденция государственного стимулирования «сращивания» европейских компаний и исследовательских центров, путем создания стратегических альянсов. В качестве примера можно привести программу «Эврика» (сотрудничество в области промышленных исследований), в которой занято более 2 тысяч участников: университеты, государственные лаборатории и фирмы из 25 стран. В целях программы значится реструктуризация угольной и сталелитейной отраслей Северной Моравии и Силезии, осуществляется сотрудничество предприятий и научно-исследовательских институтов Чехии, Словакии, Польши, Австрии.

Но на вопрос о целесообразности разработки государственных планов нет единого мнения. С одной стороны такие страны, как Франция, Япония, скандинавские страны разрабатывают государственные планы и видят в них необходимый ориентир для гармоничного развития страны, а с другой стороны такие страны, как США, Англия не видят необходимости государственного планирования.

В Великобритании одним из ключевых принципов государственной экономической политики является императив, согласно которому экономическое оживление лучше всего обеспечить посредством локального развития, нежели экзогенного перераспределения деятельности и ресурсов. Отсюда — необходимость приближения политики к местным центрам принятия решений.

Применяется новый подход к организации территориального планирования, в основу которого положена технология, обеспечивающая интеграцию стратегий, разрабатываемых на каждом уровне (муниципалитет, провинция, центральное правительство). Этот подход («подход РОМ, РОМ» — голландская аббревиатура, означающая территориальное планирование на особых территориях) впервые апробированный в Голландии, становится все более популярным в странах Западной Европы.

Важная отличительная черта нового подхода — внедрение системы планирования по принципу «снизу-вверх» («bottom-up»). Несмотря на то, что территориальное планирование было инициировано центральным правительством, оно осуществляет лишь общую координацию и финансирование, в то время как реально управляют проектами региональные и муниципальные власти.

Полный цикл «подхода РОМ» состоит из трех основных фаз: начальной, фазы планирования и фазы осуществления проекта. На начальной фазе — выявляются проблемы, а также намечаются пути их решения. Обязательное условие — согласие всех сторон на участие в решении проблемы. Предварительная фаза заканчивается подписанием соглашения, которое знаменует начало второй фазы — фазы планирования. План действий составляется с участием всех заинтересованных сторон.

После одобрения плана стороны подписывают заключительное соглашение, которое наряду с другими соглашениями формирует пакет документов, направляемый на утверждение в парламент, ассамблею провинции, а также муниципалитет. В рассмотрении проекта принимают участие не только чиновники, но и представители различных целевых групп (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), а также общественности. После окончательных согласований проект переходит в заключительную фазу реализации.

В Японии целевые программы рассматриваются только как средство стимулирования новых наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника, информационные системы

Государство не определяет сферу или масштабы производственных программ частных предприятий, однако при этом активно содействует проведению научных исследований в приоритетных для страны направлениях. Программирование в Японии носит индикативный характер, а программы и планы рассматриваются как базовые ориентиры для частного сектора, оказывающие косвенное воздействие на инновационные программы предприятий. Целью ПЦП в Японии является формирование у предпринимателей представлений о будущей научно-технической и инновационной структуре экономики, с тем, чтобы решать следующие задачи:

- ориентировать инвестиции частного сектора на развитие стратегически важных технологий;

- обеспечить косвенное государственное регулирование экономики;

- обозначить сферы, где требуется активное государственное вмешательство;

- определить характер правительственного вмешательства.

Исходя из вышесказанного, программно-целевой метод в Японии представляет собой сочетание прогнозов научно-технического развития с мерами косвенного и прямого планового регулирования экономики.

В Канаде программно-целевой метод также играет значительную роль в системе государственного стимулирования инновационной деятельности

Необходимо создание специализированных структур, реализующих функцию разработки целевых программ развития местных сообществ. Так, например, в США практически все органы исполнительной власти на уровне штатов и городов имеют специальные комиссии или агентства по экономическому развитию, отвечающие за подготовку целевых программ, предусматривающих повышение качества жизни в поселениях и ставящих целью усиление конкурентных позиций каждого из них в экономической жизни. В рамках программ реализуются конкретные проекты по стандартной схеме: выявление основных целей, выделение финансовых средств, формирование участников, рассмотрение стратегий воплощения проекта в жизнь, создание организационных структур и выбор лидеров для решения конкретных задач.

Также в США существует Program rating assessment tool (PART) (система рейтинговой оценки программ) — инструмент (механизм), призванный повысить эффективность и результативность государственных программ. PART — инструмент оценки целевых программ, который основывается на профессиональном подходе в оценке и изучении программ посредством широкого круга показателей-факторов.

PART представляет собой серию тематических вопросов (30 вопросов разделены по четырём областям оценивания). Первый блок вопросов относится к структуре и цели программы — учитывается прозрачность целей и задач программы, степень конкретизация конечных результатов и т. д. Второй блок включает в себя вопросы стратегического характера — обоснованность направленности программы, необходимость её проведения в перспективе, приоритетность именно этого направления относительно долгосрочного периода. Третий блок вопросов соответствует категории финансирования программы, т. е. даются пояснения о необходимости обеспечения бюджетными и внебюджетными средствами, эффективности использования бюджетных средств в ходе программы. Четвёртый блок отвечает за критерий «конечный эффект программы» — оценивается степень проработанности показателей конечного эффекта, их взаимосвязанность с показателями конечного результата. В 2004 году около 50 % всех федеральных программ, рассмотренных с использованием системы PART, получили статус безрезультатных и неэффективных (results not demonstrated): программы не имели никакого эффекта по отношению к конечной цели. Спустя год эта цифра снизилась до 30 %, это означало, что программы стали более целеориентированными и направленными на достижение конечного результата. Более того, процент программ, оцененных как эффективные или достаточно эффективные, возрос с 30 % в 2004 году до 40,3 % в 2005.

Благодаря определенному успеху программы, большое число стран, включая Шотландию и Таиланд, также решили интегрировать систему PART в свои механизмы государственного управления.

Система PART имела как положительные стороны, так и недостатки и неточности, возникающих в ходе оценивания программ по ряду критериев.

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая.

Переход экономики Китая к открытой политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный переход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних хозяйственных связей преимущественно экономическими методами.

Для большинства предприятий и видов продукции китайские специалисты рекомендуют разрабатывать так называемые «направляющие планы», реализация которых обеспечивается путем применения экономических рычагов (цен, налогов, кредита и т. д.). Разумеется, осуществление директивного планирования также невозможно в отрыве от использования различных экономических рычагов.

В форме направляющих планов государство делегирует нижестоящим органам относительно менее важные задачи социально-экономического развития. Эти планы не носят обязательного характера, их проекты готовят и представляют планирующим органам сами предприятия с учетом, как общественных потребностей, так и собственных интересов.

Предприятия, ведущие производство на основе направляющих планов, обеспечиваются ресурсами через вышестоящие органы лишь частично. Недостающие ресурсы предприятие обязано закупать на рынке. Продукция в случае направляющего планирования закупается торговыми организациями и органами материально-технического снабжения полностью или частично. Кроме того, часть продукции может свободно реализовываться самим предприятием. На продукцию, произведенную в соответствии с направляющими планами, в большинстве случаев государство устанавливает так называемые «плавающие» цены.

В процессе упорядочения народного хозяйства, повышения роли экономических рычагов часть директивных планов предполагается преобразовать в направляющие планы и одновременно расширить сферу рыночного регулирования. Однако и в этом случае государство не откажется от директивного планирования общенациональных мероприятий, ведущую роль в плановом управлении по-прежнему будет играть директивное планирование.

Учитывая опыт ЕС, Великобритании, США, а также некоторых стран СНГ в Украине немаловажно осуществлять поддержку региональных инициатив. Нужно использовать опыт «сращивания» компаний и исследовательских центров в различных областях, как показывает практика, это обеспечивает хорошую апробацию, а в дальнейшем и реализацию целевых программ. Также в дальнейшем можно рассматривать китайский опыт направляющих планов. Рассматривая японский опыт в Украине нужно стимулировать наукоемкие отрасли.

Таким образом очень важно постоянно анализировать зарубежный опыт в программно-целевом планировании, для того чтобы использовать успешные проекты, адаптируя их для нашей страны, а также анализировать ошибки мирового опыта планирования, чтобы не повторять их в украинском программно-целевом планировании.

Изложенный материал показывает, что в настоящее время наиболее передовым при планировании для стран с рыночной экономикой является программно-целевой метод (ПЦМ).

Зарубежный опыт свидетельствует, что наиболее предпочтительным является разработка целевых региональных программ. Особенно это актуально при разработке социальных целевых программ. Также необходимо ввести рейтинговый механизм оценки государственных программ как дополнительный к традиционным системам и механизмам управления программами. Важно постоянно изучать рейтинг для развития успешных целевых программ, а также для закрытия тех программ, которые не дают результата.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных