ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность, цели и эффективность реструктуризацииТема 7. Реструктуризация организаций В процессе антикризисного управления Сущность, цели и эффективность реструктуризации Реструктуризация — радикальный способ преобразования организации, изменение всех ее составляющих или структур: структуры собственности, активов и пассивов, производственной и организационной структур управления. Реструктуризацию следует рассматривать как естественный постоянный процесс. Она проводится каждый раз, когда предприятие сталкивается со снижением эффективности деятельности. Необходимость реструктуризации предприятия возникает, как правило, в трех ситуациях: 1) предприятие находится в кризисе; именно эта ситуация была самой распространенной в России в 1990-е годы; 2) текущее состояние предприятия удовлетворительное, однако прогнозы его деятельности неблагоприятны, наблюдается падение конкурентоспособности, отклонение фактического состояния от запланированного; здесь реструктуризация — реакция на негативные изменения, пока они еще не стали необратимыми; 3) благополучные и быстро растущие предприятия, наращивающие отрыв от конкурентов на основе уникальных конкурентных преимуществ. В экономической литературе для обозначения коренных преобразований на предприятиях используются также термины «реорганизация», «реинжиниринг», «реформирование» и «трансформация». Их использование зависит от расставляемых авторами акцентов относительно причин, глубины, скорости и характера преобразований. В теории стратегического менеджмента, когда говорят о всесторонних преобразованиях на предприятии как о реакции на происходящие во внешней среде изменения, чаще всего используется термин «трансформация». Термин «реформирование» используется тогда, когда подчеркивается глубина, а также нормативный и переходный (от одной системы к другой) характер преобразований. Так, в 1997 г. была утверждена Типовая программа реформирования предприятий. Она была разработана Минэкономики РФ на основе Концепции формирования отраслевых программ реструктуризации. Программа предлагала комплекс обязательных мероприятий, необходимость которых вытекала из принятых законов. Содержание мер определялось стратегией развития предприятия. Понятие «реструктуризация» подчеркивает изменение экономических отношений на предприятии вследствие перестройки определяющих их ресурсов и структур. Реструктуризация является материальной основой реформирования или трансформации предприятия. Понятие «реорганизация юридического лица» четко формализовано в Гражданском кодексе РФ. Под реорганизацией понимаются такие преобразования юридического лица, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование в иную организационно-правовую форму. Реинжиниринг является частью программ реформирования или трансформации предприятия, здесь акцент делается на кардинальную перестройку бизнес-процессов в организации. Для российских предприятий кризисное состояние, обусловливающее необходимость реструктуризации, проявлялось в 1990-е годы в следующем: • конструкторско-технологические проблемы — неконкурентоспособность продукции и высокий уровень ресурсоемкости (устаревшие технологии), избыточные производственные мощности, слабо загруженные в условиях глубокого экономического кризиса; • экономические проблемы — высокие издержки из-за высокой ресурсоемкости и быстро растущих цен на сырье, материалы, энергию, низкая рентабельность, недостаток оборотных средств из-за высокой инфляции и нарастания запасов и дебиторской задолженности, отсутствие инвестиционных ресурсов для обновления производства и повышение его конкурентоспособности; • финансовые проблемы — небольшая доля денежных средств (в 1996—1998 гг. — не более 25%, в 1999 г. — не более 40%) в структуре выручки (из-за бартерных расчетов и взаимозачетов), значительный отток денежных средств на коммунальные расходы и содержание производственных мощностей, убытки об объектов социальной сферы; • проблемы менеджмента — слабая мотивация персонала, наличие теневых доходов у топ-менеджеров, отсутствие финансовой ответственности подразделений за результаты своей работы, недостаточный уровень подготовки для работы в новых условиях (отсутствие опыта). Реструктуризации могут быть подвергнуты все виды деятельности и ресурсы организации. Чаще всего принято говорить о следующих составляющих реструктуризации: • реструктуризация бизнеса на основе новой стратегии развития; • имущественного комплекса; • собственности (акционерного капитала); • задолженности; • организационной структуры предприятия. Законодательной базой для реструктуризации служат Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д., в которых установлены порядок, условия и ограничения для реструктуризации. Основные цели реструктуризации: • обеспечение дееспособности в краткосрочном периоде (например, восстановление платежеспособности предприятия); • восстановление конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде. Одна из возможных классификаций комплекса мер по реструктуризации представлена в табл. 7. Таблица 7. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|