Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Немецкая классическая философия. Конец XVIII — начало XIX вв




 

Конец XVIII — начало XIX вв. характеризовался суще­ственными новациями в жизни европейского общества. Капитализм не только утвердился как прогрессивный общественно-экономический строй, но обнаружилось, что он содержит в себе глубокие классовые противоречия, гро­зящие грядущими революционными потрясениями. Но по­литические и экономические процессы не протекают по­всюду равномерно. По сравнению с другими странами (Францией, Англией и др.) более отсталой, полуфеодаль­ной, раздробленной на множество карликовых монархиче­ских государств, была Германия. Немецкая буржуазия стре­милась утвердиться в статусе ведущей силы общества, уст­ранить сословные преграды капиталистическому способу производства. Но ее страшило появление на политической сцене нового революционного субъекта — пролетариата, который вполне мог оружие борьбы с феодализмом обра­тить против самой буржуазии. Поэтому в своих стремлени­ях, целях немецкая буржуазия была непоследовательной, склонной к компромиссам с отживающим строем. Обще­ственное бытие воздействовало на духовную жизнь, опосредованно отражалось в философии, образы которой все полнее воспринимали также проникающую в естество­знание (геологию, биологию) идею развития.

 

Иммануил Кант

 

Одним из крупнейших немецких философов был Им­мануил Кант (1724—1804), назвавший свою философию «критической», или «трансцендентальным идеализмом».

В первый, так называемый докритический период на­учного творчества, Кант разрабатывал в сочинении «Все­общая естественная история и теория неба» (1755) диа­лектическую космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», из находящихся в состоянии хаоса частичек вещества. В 70-ые годы начался второй период в деятельности Канта. Выдви­нутые им теперь теоретические гносеологические положе­ния сделали его известным как родоначальника немецкой классической философии. Главный труд критического пе­риода — «Критика чистого разума» (1781); вышли также «Критика практического разума» (1788) и «Критика способ­ности суждения» (1790). В этих «Критиках» и в других произве­дениях Кант выразил новый образ философской мысли, озна­чавший, по его выражению, «прорыв в мировоззрении, рав­ный по значению коперникианскому перевороту». простирается способность разума, а также исследование др. способностей и форм Под критикой с этого времени К понимал исследование границ, до которых познания.

Это заключалось, прежде всего, в акцентировании Кантом определяющей роли активности гносеологическо­го субъекта в познавательных действиях. Абсолютизируя объективно имеющиеся различия между явлением («вещью для нас») и сущностью («вещью в себе»), Кант полагал предметом познания лишь чувственный опыт, поддающийся осмыслению посредством присущих человеку специфиче­ских способностей. К ним Кант относил формы чувственно­го созерцания (пространство и время), рассудок (категории) и разум (идеи). Все они априорны, т.е. содержат внеопытные знания о действительности. Природа же в таком случае трактуется с позиции субъективного идеализма (рассудок диктует ей законы), а общая логика рассуждений Канта приводит к агностицизму (попытки разума выйти из мира понятий и обратиться к чувственному опыту ведут к воз­никновению логических противоречий, антиномий). Зна­чит, по Канту, познание касается только явлений, фено­менов. Сущность же явлений непостижима, как ноумен. Но­уменами предстают также реальности — Бог, бессмертие души и др. Эти идеи, недоказуемые теоретически, вместе с тем являются постулатами практического разума, необхо­димой предпосылкой нравственности. Считая несостоятель­ными доказательства бытия Бога, Кант в то же время до­пускал существование религии («Я ограничил знание, что­бы предоставить место вере»). Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. В эстетике Кант трактовал прекрасное как «не­заинтересованное» удовольствие, которое доставляется со­зерцанием гармонической формы предмета.

Кант считал, сто решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия ' вещей самих по себе' на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - 'вещи сами по себе'. Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны.

Суммарно кантианский (трансценденталистско-идеалистический) образ философской мысли можно обозна­чить посредством следующих положений: а) духовное средоточие кантовской метафизики состоит в неправо­мерном абсолютном противопоставлении явлений (вещей для нас, феноменов) сущности (вещей в себе); б) субъ­ект имеет дело лишь с чувственным опытом, а не с пред­метами природы; в) познание, по своей сути, трансцендентально, т.е. образуется из сопряжения упорядоченных восприятий посредством субъективных форм созерцания (пространства и времени) и внеопытного (априорного) всеобщего и необходимого знания, заключающегося в категориях рассудка; г) вещи в себе непознаваемы, по­скольку они не отражаются в ощущениях, а разум опе­рирует лишь понятиями рассудка, впадая в противоре­чия всякий раз, когда пытается обратиться к познанию явлений. В целом образ философской мысли Канта про­тиворечив, сопрягая в себе идеи идеализма и материа­лизма, агностицизма, диалектики и метафизики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных