Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поведенческие тенденции и центральные проблемы




Синонимами названия силовых отношений такого типа являются «имущие — неимущие», «победители — неудачники», «центр — периферия», «учреждение — аутсайдеры». В литературе существует много работ, посвященных вопросам поведенческих тенденций, для которых характерны подобные отношения, с учетом социальной дивергентности (Veblen, 1899; Elias, 1969; Michels, 1970; Kipnis, 1972; Deutsch, 1973; Eliasn Scotson, 1977). Основываясь на данных литературы и собственных наблюдениях, Kipnis (1972) утверждал, что лица, обладающие большей силой по сравнению с другими, склонны:

1) аккумулировать добавочную силу, престиж, финансовую выгоду и т.д.;

2) испытывать чувство превосходства над менее сильным;

3) реализовывать свою силу применительно к менее сильным.

Примечательно, что для лиц, обладающих меньшей силой, часто характерно невысокое представление о своих способностях, возникающее под влиянием более сильных лиц. Boekestijn (1979) объяснял это рискованностью оказания какого-либо сопротивления негативной направленности более сильного, и вместо оспаривания его точки зрения лица, обладающие меньшей силой, предпочитают соглашаться с ней. (95:)

Примечательно также, что эмоции и восприятия изменяются при изменении силовых отношений. Elias (1969), в частности, подчеркивал большую выраженность эмоциональных и поведенческих тенденций при усилении или снижении силовых позиций. В табл. 4.4 рассмотрены некоторые поведенческие тенденции лиц, связанных отношениями типа «высший против низшего».

Таблица 4.4. Поведенческие тенденции лиц при отношениях «высший против низшего»

Высший Низший
Переоценка собственных возможностей; приверженность позиции типа «мы в них не нуждаемся, это они нуждаются в нас» Апатия, безразличие и подчинение с перемежающимися, но иногда эффективными вспышками агрессии
Низкая готовность примириться с неприятными обстоятельствами и событиями, требующими переоценки отношений («мы сделали все, что могли») Нерешительность и колебания даже при изменении силового баланса в их пользу. Длительность процесса объективной оценки своих возможностей в связи с устоявшейся переоценкой способностей противоположной стороны
Приверженность позиции превосходства: «Недоверие исключено, мы хорошо осознаем свою ответственность» Недовольство и агрессивная реакция на высокомерие
Пренебрежительное и оскорбительное отношение к «низшим»: «Эти болваны должны быть поставлены на свое место» Усиление осознания собственной значимости. Склонность к провокационным и агрессивным действиям
Видение перспективы: «Мы стараемся действовать в их интересах, но с ними невозможно справиться. Если они не желают нас слушать, они вынуждены будут мириться с соответствующими последствиями» Видение перспективы: «Более эффективная деятельность возможна лишь в результате борьбы. Вся эта система насквозь прогнила» (96:)

 

Эта модель отношений типа «высший — низший» все же слишком общая. Поведенческие тенденции и проблемы, возникающие при иерархических отношениях в организациях, должны быть определены точно. Этому вопросу посвящена большая часть исследований, хотя во многих из них основное внимание уделено проблемам лидерства.

В чем состоят эти проблемы? Интересна точка зрения Kotter (1979), который утверждает, что усложнение структуры организации способствует усилению зависимости управляющих, и особенно от своих подчиненных. Удерживать и сохранять контроль в условиях усиливающейся зависимости они могут путем развития своей силы, то есть путем удерживания своих подчиненных в состоянии зависимости. Kotter доказал, что формальная позиция и сила убеждения часто оказываются недостаточно эффективными для этого. Другой способ добиться желаемых результатов — принуждение путем демонстрирования определенной благосклонности, покровительства, помощи подчиненным, вызывающих у них чувство признательности и ставящих их в зависимое положение, или демонстрирования своего могущества, проявляющегося в контроле таких существенных ресурсов, как деньги, информация и отношения. Другими словами, они могут разрабатывать и совершенствовать арсенал санкций и вознаграждений.

Pondy (1976), разделяя точку зрения Kotter, кроме того, рассмотрел поведение подчиненных. Он убежден, что центральная проблема иерархических взаимоотношений — попытки вышестоящих по должности лиц усилить власть над подчиненными и противостоять их стремлениям сохранять или усиливать свою автономию: «Вертикальные конфликты в организации обычно возникают вследствие того, что вышестоящие и превосходящие по силе пытаются контролировать поведение подчиненных, а подчиненные сопротивляются и противостоят такому контролю» (Pondy, 1967, с. 314).

Он классифицировал эти попытки вышестоящих лиц следующим образом:

1) замена личной власти безличной властью, формализация силовых отношений, то есть установление более оптимальных правил и процедур, более четкое определение задач, установление порядка; (97:) и, 2) изменение способа проявления силы, то есть применение иного стиля лидерства, учитывающего методы мотивации, побуждения к действию, убеждения и сочувствия.

Swingle (1976) привел более обширный перечень средств, которые используют вышестоящие лица для сохранения и поддержания своих позиций:

1) восприятие недовольства и предложений, поступающих от подчиненных, как проявление бюрократизма и волокиты;

2) установление запутанных процедур соучастия для создания иллюзии влияния подчиненных на действия вышестоящих лиц;

3) стремление заклеймить проявления сопротивления и противостояния и при необходимости устранить их, руководствуясь следующей схемой: «Некоторые люди не осознают наших достоинств —> им недостает чувства ответственности —> они являются агитаторами и смутьянами —> они должны быть устранены!»

Swingle довольно пристрастно относится к понятию «бюрократическое перехватывание, зажим, ущемление и удушение». Он отождествляет себя с нижестоящими лицами, и это делает его точку зрения интересной.

Каким образом подчиненные защищают свою автономию? Вследствие того, что взаимосвязь является иерархической и открытое сопротивление, как правило, слишком рискованно, они вынуждены использовать осторожные стратегии: утаивание информации;

неопределенность соглашений и договоренностей; внимательность и осторожность при определении собственной зоны действия;

пассивное сопротивление; солидарность с коллегами;

подчеркивание своей незаменимости в какой-либо конкретной области;

уклонение от контроля;

бесконечные отсрочки и задержки в выполнении заданий.

В табл. 4.5 резюмированы позиции, которые стороны склонны занимать относительно одного из аспектов классической проблемы «сопротивление изменению» — «контроль за недопущением автономии». Другое часто применяемое определение — «проблема мотивации служащих». (98:)

Очевидно, что иерархическое регулирование и контроль могут оказать негативное влияние, поскольку могут вызвать снижение энтузиазма, готовности адаптироваться, заботы о продукции и стремления к предпринимательству у нижестоящих лиц.

Таблица 4.5 Контроль за недопущением автономии

  Высший Низший
Центральные проблемы Каким образом можно держать дела под контролем? Насколько четко можно изложить задание? Каким образом можно доказать, что это справедливо? Насколько мы способствуем достижению согласия? Что можно предпринять для устранения сопротивления? Каким образом можно выяснить мнения людей? Достаточно ли сильны наши усилия не оказаться обманутыми? Принимая на себя обязательства выполнить определенное задание, хотим ли мы этого? Действительно ли откровенны вышестоящие лица; будут ли они и в дальнейшем придерживаться таких взглядов? Обладаем ли мы действительно всей информацией? Называют ли нас обструкционистами?
Представление о противоположной стороне Непреклонные, подозрительные, не очень творческие («ничего из этого не получится»), преследующие только собственные интересы («они не заботятся о процветании компании») Манипулирующие, расчетливые («они изобретут способ добиться этого»), скрытные («они знают больше, чем рассказывают нам»), преследующие собственные интересы («они всегда думают прежде всего о себе»)
Примеры стратегий Письменное изложение консультационных процедур. Оказание влияния на представителя противоположной стороны, формирующего мнения. Обсуждение, убеждение и аргументирование. Принуждение, насилие («вы не сможете всем угодить») Отказ от активных действий, утаивание информации и своих мнений. Скептицизм. Пассивная позиция. Стремление найти защиту своих интересов (представители в рабочем совете или профессиональных союзах). (99:)

Вмешательства

Рассмотрим консультационные вмешательства в отношения типа «высший против низшего»: формализация силовых отношений, персонализация силы, структурные изменения и, наконец, четвертый метод, который может быть назван стратегией в интересах низшего звена.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных