Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕХНИКА ПСИХОСИНТЕЗА




Основными задачами психосинтеза, по Ассад­жиоли, являются: постижение своего истинного (высше­го) Я, достижение, на основании этого, внутренней гар­монии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных этапов:

• глубинное познание своей личности;

• контроль над различными ее элементами;

• постижение своего истинного Я — выявление или создание «объединяющего центра» Я;

• психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Глубинное познание своей личности. Познание лично­сти нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте. Ассаджиоли на­зывает их «фантазиями», «мыслеобразами», «темными силами» и придает им (так же, как и Фрейд) большое значение в формировании неврозов.

Далее необходимо исследовать среднее и высшее бес­сознательное. В результате мы можем обнаружить в себе

 

скрытые способности, истинное призвание, свои резерв­ные возможности. Все это чистой воды психоанализ, и проводить его лучше с помощью опытного психоаналити­ка. Так считает и Ассаджиоли, только в отличие от Фрейда он рассматривает психоанализ не как окончание, а как начало лечения.

Контроль над различными элементами личности. Раз* деление психосинтеза на этапы несомненно условно, так как все они тесно взаимосвязаны. Особенно это касается двух последующих этапов: контроля над различными элементами личности и постижения своего истинного Я. Такое разделение оправдано только в качестве методоло­гического подхода, как элемент техники лечения.

Для того чтобы приобрести контроль над отдельными элементами личности, нужно их сначала выявить, а это невозможно без одновременного отграничения и постиже­ния своего истинного Я.

С этой целью в психосинтезе применяют два основных метода: метод разотождествления и работу над сублично­стями. Оба метода базируются на психологическом прин­ципе, который Ассаджиоли сформулировал следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и конт­ролировать все то, с чем мы себя отождествляем».

Разотождествление. Человеку, в отличие от жи­вотного, присуще самосознание. Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувства­ми, желаниями. Одни отождествляют себя преимущест­венно со своим телом (спортсмен, манекенщица), дру­гие — с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»);

третьи — с чувствами (влюбленный юноша). Такое одно­бокое отождествление себя с одной из частей своей лич­ности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Более того, длительное отождествление себя с отдельны­ми элементами личности нередко ведет к трагедии: «стра­дающий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т. п. Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер. Каж­дый из нас временами говорит (или думает): я раздражен;

у меня все валится из рук; у меня ничего не получается. Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с

 

 

ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить эти чувства от своего сознательного Я, осоз­нать их, постараться увидеть их причину и нежелатель­ные последствия. Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил.

Смысл разотождествления, учит Ассаджиоли, заклю­чается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управ­лять ими. «Иными словами, — пишет Ассаджиоли, — нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комп­лексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытя­нутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и — их глупость».

Это не означает, что энергию этих негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Эту энергию нельзя пускать и на самотек. Нужно на­учиться контролировать ее и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отгра­ничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я.

Работа над субличностями. По образному вы­ражению П. Ферруччи, субличности — это «психологи­ческие сателлиты, существующие как множество жизней внутри всецелой личности». Каждая личность, с одной стороны, целостностна и уникальна, с другой — много­слойна и разнолика. В каждом из нас уживается множе­ство «типажей», часто противоположных друг другу. Еще К. Юнг, говоря о структуре личности, выделил «тень», противопоставляя ее нашему осознаваемому Я. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их боль­ше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустрем­лен.

Вообще можно быть целеустремленным и при большом богатстве субличностей, но для этого нужно, чтобы они находились в определенном согласии, в гармонии. Нельзя говорить о хороших или плохих субличностях, так как все они выражают лишь многогранность нашей целостной личности. Но иногда одна (или несколько) из сублично-

 

стей доминирует и начинает контролировать наши чувст­ва и поведение.

В первую очередь важно распознать свои основные субличности (обычно их две-три). Уже одно это дает вам возможность составить более четкое представление о ва­шей внутренней жизни. Когда вы распознаете сублич­ность, то обретаете возможность как бы отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Этот процесс в психосинтезе называется дисидентификацией. Человек более склонен к идентификации; дисидентификация — обратный процесс.

Если одна из субличностей начинает «контролиро­вать» вас, то задача психосинтеза — добиться дисидентификации с ней, избежать подчиненности ей, а в последу­ющем самому контролировать ее влияние. Это возможно только при повышении чувства истинного Я — объеди­няющего центра личности. Из «центра» мы можем на­блюдать ту или иную свою субличность, а при определен­ной тренировке — управлять ею. Что дает работа с субличностями? Подводя итоги этой сложной работы, П. Ферруччи (1985) в качестве наиболее важных отмечает следующие.

Мы учимся узнавать наши разные и противоречивые стороны, подвергаясь, таким образом, минипсихоанализу. В результате мы как бы «усыновляем» все наши части вместо того, чтобы загонять их в бессознательное.

Мы учимся быть свободными от контроля сил, которые обычно доминируют над нами, перебрасывая нас из сто­роны в сторону как пинг-понговый мячик.

Мы повышаем нашу интеграцию, давая возможность субличностям стать синергистами, а не антагонистами.

Мы можем поднять нашу субличность к ее наивысше­му потенциалу и таким образом открыть, что каждый психологический аспект несет в себе зерно собственной трансформации.

И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к нашему «центру» — нашему истинному Я. Следует добавить, что работа должна про­водиться с каждой субличностью по-очереди. Только так мы можем осознать, какое место она занимает в нашей личности, осознать динамику и взаимозависимость от­дельных субличностей.

 

 

Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра Я. Сущность постиже­ния истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессозна­тельного, объединения низшего Я с высшим Я (рис. 9). Все, казалось бы, просто: нужно познать свою истинную сущность, свое «ядро», но, как справедливо подчеркивает Ассаджиоли, «за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие».

С позиции психосинтеза истинное Я рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности — ее ядро. Причем оно полностью отли­чается от всех других элементов нашей личности (чувст­ва, мысли и т. п.). В результате истинное Я может функционировать как «объединяющий центр», коорди­нирующий взаимодействия всех остальных элементов личности.

Все остальные элементы личности могут меняться с возрастом в зависимости от той или иной ситуации, от того, здоров человек или болен, пребывает он в радости или печали, но есть в человеке нечто, что всегда остается одним и тем же. Это «нечто» и есть истинное Я. «Можно сказать, — пишет П. Фер-руччи, — что истинное Я — это состояние сознания в его химически чистом, неразведенном виде; это состояние психической наготы, в котором мы сняли с себя все психические одежды — мысли, чувства и представления, телесные ощущения».

И вот это «чистое сознание», оставаясь стержнем лич­ности, может легко идентифицироваться с различными элементами личности, но при определенном навыке мо­жет отделиться от них, стать «самостоятельным, незави­симым центром» (дисидентификация), из которого, как из укрепления, можно наблюдать за своими эмоциями, мыслями, поступками, а при соответствующей трениров­ке — управлять ими.

Таким образом, истинное Я — это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект нашей пси­хики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. А это позволяет, в свою очередь, находить тот баланс (гомеостазис), достигать той гармонии, которые необходимы для психического и физического комфорта. В этом контексте

 

интересна мысль П. Ферруччи: «В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно — скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качест­во, своевременность и чуткое руководство».

Процесс познания истинного Я достаточно сложен, и не каждый пациент даже с помощью опытного психотерапевта в состоянии быстро достичь конечного результата.

 
 

В качестве промежуточной стадии Ассаджиоли рекомендует формирование «внешнего обюъединяющего центра» (рис.10).

Можно создать приемлемый для себя идеальный образ и во всем подражать ему*. Некоторые личности, особенно экстраверты, иногда спонтанно проецируют жизненный центр своей личности вовне. Это патриот, полностью отождествляющий себя с Родиной, или любящая женщина, отождествляющая себя с любимым мужчиной.

Такого рода проекции вовне, учит Ассаджиоли, нельзя недооценивать, так как это достаточно удачная форма

* Этот прием используется иногда как самостоятельный метод психотерапии — имаготерапия (от греч. Imago — об­раз). Метод имеет много общего с тем, что писал К. С. Ста­ниславский о процессе работы актера над собой.

 

 

опосредованного самопостижения. Если человек не рас­творится в своем внешнем объекте, в своем кумире (а с помощью психотерапевта этого легко избежать), то он постигает себя, свое истинное Я через посредство этого внешнего идеала. Таким образом, внешний «объединя­ющий центр», который отражает и символизирует тож­дественный идеал, может стать связующим звеном между «низшим» и «высшим» Я.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных