ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Министерство образования РФВведение. Реформы начала XVIII в. перевернули русскую жизнь. Выход России в Европу был связан с усвоением европейской культуры высшими слоями русского общества. Постепенно происходила и европеизация стиля придворной жизни, важной составляющей которой была праздничная культура. В 18 в. она отличалась исключительным разнообразием, включая в себя грандиозные коронации на западноевропейский манер, царские погребения, свадьбы и крещения детей Романовых, пышные военные триумфы и мирные торжества в честь завершения войн. Благодаря этому сложилась новая система ежегодных официальных светских празднеств и увеселений (еженедельные ассамблеи, куртаги, балы, маскарады, театральные представления и концерты), которая структурировала повседневную жизнь двора.
В своей статье автор рассматривает новые для России «статские» официальные праздники, возникшие в XVIII в. по случаю тех или иных политических событий и отличавшиеся преобладанием светских форм празднования. Ежегодные светские праздники двора делились на военные, связанные с крупнейшими победами русской армии, «царские», посвященные эпизодам из жизни правящей династии, полковые и орденские. Все перечисленные торжества являлись «открытыми», т.е. отмечались публично. Начало разработке темы положили биографии русских монархов. В них описывались коронации, петровские ассамблеи, празднование Ништадтского мира, елизаветинские маскарады и эрмитажные собрания. Для воссоздания целостной картины ежегодных придворных торжеств необходимо очертить круг празднеств такого рода, показать историю их появления в XVIII в., описать свойственные им формы празднования. В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, что такие выходы составляли в допетровское время «одну из самых видных сторон древнего царского быта». Даже «самые обыкновенные, почти каждодневные выходы царя к обедне и вообще к церковной службе в известные праздники были не что иное, как церемониальные шествия». Они совершались пешком, в карете или в санях, всегда в сопровождении до 700 человек свиты, в парадном платье, при колокольном звоне и т.п. Выходами в церковь отмечались и такие события, как годовщины стояния на Угре, освобождения от поляков в начале XVII в.. Всего к концу XVII в. обычаем были закреплены около 60 выходов в год, не считая воскресных. Перемены в жизни царского двора пришлись на последнее десятилетие XVII в. В 1690-1691 гг. молодой отец царь Петр Алексеевич еще праздновал родины и крестины царевичей Алексея и Александра Петровичей с соблюдением многочисленных старомосковских обрядов и застолий. Вместе с угасанием традиционных празднеств началось формирование новых для России светских торжеств. 30 сентября 1696 г. в честь возвращающегося с победой из-под Азова войска в Москве был организован первый «победительный» въезд, положивший начало целой веренице петровских триумфов. Затем в первые десятилетия XVIII в. возник стройный цикл ежегодных светских торжеств российского двора, включавший праздники царские, военные, один орденский и один календарный (общее число их превышало два десятка). Центром празднований, в которых участвовали высокопоставленные сановники, высшее духовенство, гвардия, иностранные дипломаты, стал петербургский двор. В ряде случаев они распространялись не только на все население русских столиц, но и становились общероссийскими. Начиная с 1 января 1700 г. императорский двор и вся страна стали торжественно праздновать гражданский Новый год, тогда как церковное новолетие по-прежнему начиналось 1 сентября. Новогоднее торжество в XVIII в. не имело привычных нам черт. В домах не ставились ни рождественская, ни новогодняя елка, в полночь никто не ждал боя часов и не произносил за накрытым столом тосты-пожелания. По знаменитому указу 20 декабря 1699 г. о праздновании Нового года, полагалось 1 января, «после должного благодарения Бога и молебного пения в церквах», «по большим и проезжим знатным улицам... перед вороты учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», да «генваря в 1 день в знак веселия друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам... из небольших пушечек.., мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежду стрельбу и выпустить несколько ракетов». До 7 января (крещенский сочельник) по ночам зажигались огни и смоляные бочки. Празднование дней рождения началось в России только с царствования Федора Алексеевича. С 1676 г. в «Книгах царских выходов» появились отметки о службах в день рождения этого государя. Впервые день рождения царя отмечали при дворе 30 мая 1676 г. традиционной раздачей коврижек и водки. Впоследствии начали праздновать и дни рождения других членов царской семьи. С наибольшим размахом проходили дни рождения (20 января и 18 декабря) и тезоименитства (3 февраля и 5 сентября) подросших дочерей Петра – Анны и Елизаветы, относительно которых уже строились планы брачных союзов. Что касается дня рождения императрицы Екатерины Алексеевны (5 апреля), о котором утром возвещали пушки петербургских крепостей, то он приходился на Великий пост и вследствие этого праздновался «при дворе тихо».. Эти праздники явно преследовали политические цели. Особенно отличался праздник по случаю дня коронования правящего монарха. В начале XVIII в. он был широко распространен при европейских дворах. В России день венчания на царство начали отмечать в ближайшем окружении Петра I в 1719 г. После вступления на престол Екатерины I день ее коронации, состоявшейся 7 мая 1724 г., приобрел особое значение, напоминая подданным о событии, давшем супруге Петра Великого право на российский престол. При Анне Иоанновне в день коронации во дворце проходило церемониальное «кушанье на троне» с 5-ю традиционными тостами. При Елизавете Петровне день ее коронации (25 апреля) превратился в многодневное торжество. При Екатерине Великой день коронования (22 сентября) стал с 1782 г. и днем ордена св. Владимира, и поэтому утром в церковь с императрицей и двором выходило до 170 и более кавалеров ордена. При Петре II, который, как известно, не дожил до коронации, 7 мая 1729 г. балом в царском дворце отмечался «день восшествия на престол» юного императора. В дальнейшем это нововведение вошло в российский календарь.
Заключение. В отечественной историографии празднества всегда вызывали живой интерес, были благодарным материалом для характеристики духа эпохи и нравов высшего общества. Каждый монарх внес свой определенный вклад в становление праздничной культуры русского двора. Играя исключительную роль для закрепления институтов и символов самодержавной власти, эти торжества являлись событиями разового, единичного характера, но несмотря на это, проведение государственных празднеств способствовало утверждению идей государственности, а также значимости властных структур и персон.
Литература. Агеева О.Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой // Отечественная история. – 2006. - №5.
Министерство образования РФ ИАТЕ НИЯУ МИФИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|