Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы авторского присутствия в тексте




– Воля А. наиболее отчетливо проявляется в т.н. рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, датировке и указании места написания (если есть), – а также в побочном тексте: посвящении, предисловии, послесловии, авторских примечаниях.

– Формы присутствия А. зависят от рода литературы и жанровых особенностей произведения.

ЭПОС

Эпическое повествование – рассказывание о персонажах, их поступках и умонастроениях, о событиях их жизни, образующих сюжет. В повествовании важно общение повествующего субъекта с читателем. Повествование НЕ = сюжету.

Типы повествующего субъекта (сообщает о событиях и персонажах, изображает облик и внутренне состояние героев, описывает обстановку, фиксирует перемещения в пр-ве)
  повествователь рассказчик
речь максимально близка авторской, нейтральна, но отчасти характеризует говорящего ощутимо отличается от авторской, имеет специфическую манеру и ярко характеризует говорящего
кругозор обладает неограниченным кругозором, совпадая с автором-творцом обладает широким, но ограниченным кругозором, не всеведущ
отношение к героям никак не связан с персонажами, они для него – объекты изображения зачастую лично связан с персонажами, присутствует в их кругозоре.
участие в сюжете не является участником событий может одновременно быть одним из героев
форма изображения не лицо, а функция; не образ, а способ мышления связан с опр. социокультурной средой; можно говорить об образе и характере
форма повествования обычно от 3-го лица; иногда – прямые включения «голоса автора» в т.н. авторских отступлениях обычно от 1-го лица
функция дает достоверное и объективное представление о героях и событиях помогает войти внутрь худ. мира, посмотреть на события глазами героев
примеры «Отцы и дети» И. Тургенева, «Прощание с Матёрой» В. Распутина   Максим Максимыч в «Герое нашего времени», Петр Гринев в «Капитанской дочке», Аркадий Долгорукий в «Подростке» Достоевского

Исторические типы повествований:

1) Объективное П. – между повествователем и событиями существует абсолютная дистанция (т.н. «эпическое спокойствие»); ему присуще «всеведенье» («Илиада» и «Одиссея» Гомера).

2) Субъективное П. – характерно для литературы XVIII–XXI вв.

А) П. время от времени «сливается» с одним из героев и смотрит на мир его глазами (в романе Толстого «Война и мир» Бородинская битва изображена глазами Пьера Безухова; сцена совета в Филях – глазами крестьянской девочки Малаши, и т.д.).

Б) П. изображает героя изнутри; основной прием – несобственно-прямая речь (произведения Достоевского, Т. Манна, А. Чехова и др.).

В) Повествование = внутреннему монологу героя («Записки из подполья» Достоевского; литература «потока сознания»).

 

Формы повествования (имеют отношение к авторскому стилю):

1) Повествователь или рассказчик близок к автору-творцу, его речевая манера почти тождественна авторской.

2) Рассказчик далек от автора, его речевая манера сильно расходится с авторской.

А) Имитация мемуарной или дневниковой формы («Робинзон Крузо» Д. Дефо).

Б) Эпистолярная форма – произведение «в письмах» («Бедные люди» Достоевского).

В) Сказовая форма – повествование, ориентированное на внелитературную речь (устную, разговорную, бытовую, с диалектизмами и просторечиями), которая при этом сильно не совпадает с авторской.

Важное свойство сказа – воспроизведение монолога героя-рассказчика, имитация его живого рассказа, происходящего как бы здесь и сейчас. В связи с этим образ Г.-рассказчика резко выходит на первый план («Левша» и «Очарованный странник» Лескова, рассказы М. Зощенко, сказы П. Бажова и Б. Шергина, «Бухтины вологодские» В. Белова и рассказы В. Шукшина).

ЛИРИКА

- Максимально автопсихологичный род литературы, способный в наибольшей мере раскрывать автора.

2 тенденции анализа и интерпретации:

1) Носитель лирического переживания наделен авторским мироотношением, духовно-биографическим опытом, манерой речевого поведения.

2) Лирическое переживание НЕ = автобиографическому. Лирика трансформирует, обогащает, воссоздает эмоции заново либо изображает психологические ситуации, которые не происходили с автором (ср. пометку А. Блока на черновике одного из стихотворений: «Ничего такого не было»).

Субъектная структура лирики ( классификация Б.О. Кормана и С.Н. Бройтмана )

1. Синкретический лирический субъект (на стадии мифологии и ранней литературы; невыделенность «я» из «мы»).

2. Жанровый лирический субъект / «жанровый герой» (с 4 в. до н. э. по сер. 18 в.; образ автора слабо индивидуализирован и предопределен законами жанра).

3. Современный / индивидуально-творческий лирический субъект (с сер. 18 в.):

· Автор-повествователь (содержание передается максимально объективировано, субъект речи грамматически не выражен);

· Собственно автор (имеет грамматически выраженное лицо («я», «мы»), но не является предметом изображения);

· Лирическое «я» (промежуточная форма, характеризуется нарастанием субъективности, более высокой степенью оценочности изображения);

· Лирический герой (имеет различную грамматическую выраженность; не только субъект, но и объект изображения, т.е. можно говорить об образе героя; отчетливо отличается от автора, хотя во многом совпадает с ним; имеет устойчивые биографические, психологические, сюжетные; проявляется в книге или цикле стихов);

· Ролевой герой (очевидно отличается от автора: наделен чужими биографическими и эмоционально-психологическими чертами, иной системой ценностей; нередко изображается сатирически).

4. Неосинкретический субъект / интерсубъективное «я » (с к. 20 в.: я и другой в их неразрывности и неслиянности; невозможность разграничить носителей сознания).

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Сначала – о классификациях. Их две, и одна из них (кормановская) оказывается как бы внутри "исторической" (т.к. относится к современному, индивидуально-творческому лирическому субъекту). Если на экзамене вам попадется историческая классификация, нужно рассказать о синкретическом и жанровом лирическом субъекте, на смену которым приходит индивидуально-творческий лирический субъект (существующий в тех разновидностях, о которых говорит Борис Осипович Корман). Ну, и можно упомянуть, что в некоторых экспериментальных поэтических текстах (метаметафоризм, к примеру) происходит появление нового (4-ого) исторического типа, который уже назван "неосинкретическим субъектом" (или "интерсубъектным Я"). Примеры из Жданова или других метаметафористов приветствуются:) По-видимому, он возникает как расшатывание классической системы (к которой относится классификация Кормана), хотя и не охватывает всю современную поэзию.
Ну, а если вам попадется классификация Кормана, об исторически более ранних формах можно не говорить, зато более подробно охарактеризовать каждый из типов индивидуально-авторского субъекта. Остановлюсь на первых 3, которые обычно труднее всего разграничивать:

1. Автор-повествователь (более всего соответствует повествователю в эпосе). Возникает в лирике, дающей "объективную картину мира" (по крайней мере, с установкой на объективность) - в том плане, что это описание ЧЕГО-ТО ВНЕШНЕГО по отношению к Л.С. Сам лирический субъект внешне никак не выражен - ДАЖЕ ГРАММАТИЧЕСКИ.
Пример:
Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней (Ф. Тютчев).

Или: Умом Россию не понять… Другие примеры подберите сами.
2. Собственно автор. Форма, близкая к первой, различие формальное. Возникает грамматическая выраженность ("я", "мой", "мы" и т.д.), но сам субъект не является предметом художественного изображения.

Пример - стихотворение Тютчева:

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.


Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе,—

Лишь в НАШЕЙ призрачной свободе

Разлад МЫ с нею сознаем... и т.д.

3. Лирическое Я (или "лирическое я автора", "лирическое я поэта"). Грамматическая выраженность обязательна. Автор открыто проявляет свои эмоции, чувства, мысли. В этом смысле он сам становится в какой-то степени объектом художественного изображения. При этом лирическое высказывание ощутимо связано с биографическим автором и автором-творцом и не может быть приписано лирическому герою (иначе говоря, здесь еще доминирует авторский план, а не "геройный"). Это стихотворения "На смерть поэта" и "Дума" (печально я гляжу на наше поколенье") Лермонтова; по-видимому, послания Пушкина лицейским друзьям, и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных