Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Взаимоотношения Великобритании и ЕС во время премьерства Д.Кэмерона




Оглавление

 

Введение…………………………………………………………….………..С.3

Глава 1. Взаимоотношения Великобритании и ЕС во время премьерства Д.Кэмерона…………………………………………………….....…...…….С.10

Глава 2. Основные проблемы и перспективы в отношениях Великобритании и Европейского Союза в настоящее время…………………………………………………………………...……С.27

Заключение………………………………………………………………….С.

Список источников и литературы…………………………………………С

 

Введение

 

Наша работа посвящена перспективам интеграции и дезинтеграции Великобритании в Европейский Союз.

Актуальность нашей работы представляется весьма высокой. Великобритания, не принадлежавшая к континентальной Европе, всегда занимала особую позицию в Евросоюзе. При этом вопрос единства в настоящий момент приобрел для Европейского Союза особую актуальность. С одной стороны, большую опасность для ЕС представляет набирающий силу евроскептицизм. Особенно большой размах он приобрел в последнее время. Известно, что многие европейцы недовольны господством евробюрократии, недостатком демократии в ЕС, а также господствующей ролью таких стран как Германия и Франция. В последнее время особенную остроту приобрела также проблема мигрантов в Евросоюзе.

В Великобритании проблема евроскептицизма всегда стояла особенно остро. При этом, если прежние правительства, например, Э.Блэра, в целом были сторонниками евроинтеграции, с приходом Д.Кэмерона ситуация изменилась. Новый британский премьер повел достаточно жесткую политику по отношению к ЕС, требуя значительных уступок для страны, угрожая в противном случае возможностью выхода из ЕС. Референдум по этому вопросу ожидается в Британии в самое ближайшее время.

При этом Великобритания, в отличие от многих стран Южной и Восточной Европы, достаточно влиятельна, чтобы настоять на своей позиции, пример чему можно было видеть в феврале 2016 г., когда британские требования были в значительной мере удовлетворены Евросоюзом.

Следует заметить, что в современной политической ситуации, в условиях обострения международных отношений, кризиса на Украине и Ближнем Востоке, взаимных санкций России и Запада для Европейского Союза представляется как никогда важным сохранить единство. И здесь важную роль будет играть курс Британии на интеграцию или же дезинтеграцию. Все это свидетельствует об актуальности работы.

С практической точки зрения результаты исследования могут быть использованы при разработке основных направлений внешней политики (чьей?).

В качестве литературы мы привлекаем монографии и статьи, которые рассматривают как непосредственно отношения Британии и ЕС[1], так и евроинтеграцию в целом[2].

О.В.Кузин в своей статье рассматривает отношения Великобритании и Евросоюза в первой половине 2000-х гг.[3] Он отмечает особую позицию Соединенного Королевства во всех сферах сотрудничества в рамках ЕС: социально-экономической, правовой, внешнеполитической. Он указывает на двойственность позиции Британии: с одной стороны, будучи главным союзником США, она должна действовать в русле их политики, с другой, если Великобритания хочет сохранить свою роль в современной Европе, она неизбежно должна двигаться к дальнейшему сближению с ЕС.

А.А.Никулин рассматривает отношение британцев к возможному принятию Евроконституции в первой половине 2000-х гг. Автор приходит к выводу, что хотя правительство Э.Блэра относилось к этому достаточно благожелательно, в стране это привело к дальнейшему росту евроскептицизма[4].

В работе Е.В.Хахалкиной[5] рассмотрена иммиграционная политика правительства Д.Кэмерона. Автор указывает на важность данного вопроса в глазах британцев. По мнению исследователя, проблема миграции в стране не связана с политикой Евросоюза в данной сфере, хотя автор и признает серьезный кризис и евроскептицизм, вызванный миграцией. Какое это имеет отношение к британской интеграции? Уточнить

Особая позиция Великобритании к социальной политике ЕС подробно рассмотрена в работе Т.В.Черноморовой[6], делается вывод, что Британия обычно без восторга относилось к инициативам Евросоюза в этой области, считая это чрезмерным вмешательством во внутреннюю политику. Связь социально-экономического положения Великобритании и политики ЕС прослежена также в монографии Е.В.Ананьевой[7].

Вопрос о европейской солидарности на примере грядущего референдума о выходе Соединенного Королевства из Европейского Союза рассматривается в статье А.Ф.Загуляева[8]. Автор приходит к выводу, что Великобритания в рамках ЕС действует в рамках своей политической традиции, предусматривающей свободу выбора, возможность особого мнения, что не всегда готовы принять в континентальной Европе, видя в этом стремление к дезинтеграции.

Перспективы возможного референдума рассматриваются в статье А.Е.Морозовой[9]. Автор обращается к опыту референдума 1975 г., приходит к выводу, что в настоящий момент наблюдаются сходные экономические тенденции, которые привели к референдуму 1975 г. В то же время, по мнению автора, успешное проведение нового референдума будет зависеть в первую очередь от того, сможет ли Д.Кэмерон провести грамотную пропагандистскую кампанию, при этом референдум будет скорее посвящен возможности пересмотра условий членства Британии в ЕС. Где работы английских и европейских авторов?

Таким образом, мы видим, что отдельные вопросы заявленной нами темы ранее исследовались. Однако, на наш взгляд, очевидна необходимость комплексной работы, в которой бы учитывались и последние тенденции европейской политической жизни.

Объект нашей работы – внутриполитическая жизнь Европейского союза. Слишком широко

Предмет – перспективы дальнейшей интеграции и дезинтеграции Великобритании в ЕС.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1973 г., когда Великобритания присоединилась к Европейскому экономическому сообществу, до настоящего времени. Согласно оглавлению у Вас работа посвящена только 2000-м

Географические рамки ограничены территорией стран-участниц Европейского Союза.

Цель работы поставлена следующим образом: на основании анализа развития отношений и имеющихся противоречий Великобритании и Европейского союза определить дальнейшие перспективы двусторонней интеграции или дезинтеграции.

В соответствии с целью сформулированы задачи:

1. Изучить историю взаимоотношений Великобритании с Европейским экономическим сообществом и Европейским Союзом с 1973 г. до 2010 г.

2. Исследовать взаимоотношения Великобритании и ЕС в 2010-2016 гг., при премьерстве Д.Кэмерона.

3. Определить основные проблемы и противоречия между Британией и ЕС.

4. Выявить наиболее вероятные перспективы интеграции или дезинтеграции Великобритании в Евросоюз в ближайшей перспективе.

Методологическую основу работы составляют принципы историзма и объективности. Принцип объективности позволяет рассмотреть проблему вне зависимости от симпатий или антипатий. Принцип историзма обуславливает изучение объекта и предмета в контексте современного исторического периода. Из общенаучных методов используется дедукция, индукция, анализ, синтез. Из специально-исторических методов мы применяем историко-сравнительный, историко-системный, историко-генетический. У Вас работа должна быть не исторической, а политологической, следовательно должны использоваться соответствующие методы и теории. Возьмите хотя бы системный анализ, т.к. ЕС это система и МО - система

К основным источникам нашей работы относятся

1. Официальные документы Евросоюза: договоры, соглашения[10]. Данные вид источников является чрезвычайно ценным, так как составляет правовую базу, закрепляющую двусторонние отношения Великобритании и ЕС.

2. Интервью, заявления официальных лиц Великобритании и Евросоюза[11]. Они позволяют нам определить их мнения, позицию на тот или иной период времени, а также основные точки преткновения в диалоге между Британией и Европейским Союзом.

3. Материалы прессы, сообщения информационных агентств[12], позволяющие нам оперативно проследить непосредственный ход отношений Великобритании и ЕС. Однако при анализе данного вида источников следует учитывать, что в них может содержаться недостоверная, или же тенденциозно поданная информация. А где зарубежные и британские источники?

Структура нашей работы построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе мы кратко рассматриваем историю отношений Великобритании и ЕС с момента вступления в Европейское экономическое сообщество до 2010 г., чтобы выявить основные противоречия в этот период, сравнить их с текущим моментом, затем исследуются современные взаимоотношения между Великобританией и Европейским союзом в 2010-2016 г., когда британским премьер-министром является Д.Кэмерон. Вторая глава посвящена основным проблемам и противоречиям в отношениях между Великобританией и Европейским Союзом, также в ней оцениваются перспективы дальнейшей интеграции или дезинтеграции. В заключении делается вывод по рассматриваемой проблеме.

 

Глава 1. Взаимоотношения Великобритании и ЕС во время премьерства Д.Кэмерона

 

Известно, что после Второй Мировой войны Великобритания, бывшая до этого одной из ведущих мировых держав, перестала являться империей. Осознав, что в условиях противостояния двух сверхдержав возврат к прежней роли невозможен, фактически страна превратилась в младшего партнера США. В то же время она стремилась сохранить влияние в Европе. Принято считать, что первотолчком к идее объединения европейских стран стала речь Уинстона Черчилля «Трагедия Европы» 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете. В ней Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего с многовековым франко-германским противостоянием, и образовать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы[13]». При этом он подчеркнул, что Великобритания должна быть едина с Европой, но не растворяться в ней.

Однако объединение Европы не пошло по британскому варианту. В то же время страны континентальной Европы начали экономическую интеграцию, которая затем переросла и в политическую. В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали. В 1957 г. с целью дальнейшего углубления европейской интеграции странами-участниками ЕОУС были основаны Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок), которое являлось таможенным союзом, призванным обеспечить свободу перемещения товаров, услуг и людей, и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), для объединения мирной ядерной энергетики[14]. Уже в 1959 г. был создан Европейский парламент.

Отметим, что Великобритания по-прежнему настороженно относилась к объединению континентальных держав, и в 1960 г. создала альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Однако вскоре Англия приняла решение отказаться от этой идеи и вступить в ЕЭС, на что была подана заявка.

Но в 1960-е гг. ситуация в европейской интеграции коренным образом изменилась. Это было связано с приходом к власти во Франции генерала де Голля. Он негативно отнесся к английской инициативе о вступлении в ЕЭС, считая Великобританию «троянским конем», поэтому Франция дважды на протяжении 1960-х гг. налагала вето на вступление Великобритании[15]. Кроме того, значительные силы внутри самого Соединенного Королевства, возглавляемые Лейбористской партией, выступали против вступления страны в ЕЭС. Тем не менее, соглашение было достигнуто, 22 января 1972 г. был подписан договор о вступлении Великобритании в ЕЭС и Европейское сообщество по атомной энергии, который вступил в силу 1 января 1973 г. Однако уже в 1973 г. британское правительство заявило о необходимости пересмотра условий участия страны в ЕЭС, с целью защитить национальные интересы. Требования сводились к четырем проблемам: изменению Общей сельскохозяйственной политики, пересмотру методов финансирования ЕЭС в сторону уменьшения британского взноса, улучшению торгово-экономических отношений стран-членов ЕЭС со странами, в него не входящими (в первую очередь со странами Содружества наций), сохранению за Британией её государственного суверенитета. В 1975 г. вопрос о членстве Великобритании в Европейском Экономическом Сообществе был поставлен на референдуме, однако более 60% британцев поддержало участие в ЕЭС[16].

В 1980-х гг. при правительстве М.Тэтчер противоречия внутри ЕЭС вновь обострились. Уже в 1979 г. британский премьер стала требовать от ЕЭС особой скидки. Уточнить Конфликт длился до 1984 года и поставил Европейское экономическое сообщество на грань развала[17]. Тэтчер с одной стороны стремилась создать свободный общеевропейский рынок, с другой - избежать обязательств по отношению к своим соседям по ЕС, особенно ей не нравились социально-политические реформы, которые превращали Европу в «социалистический клуб». Все это привело к жестким противоречиям между Лондоном и Брюсселем в конце 1980-х гг.[18]

В феврале 1992 года был подписан Маастрихстский договор, который привел к юридическому оформлению нынешнего Европейского Союза[19]. Однако Великобритания вновь добилась существенной уступки - не вошла в проект еврозоны, сохранив национальную валюту – фунт стерлингов. Также она не сразу подписала социальную хартию Евросоюза, так как правящая в то время консервативная партия проводила целенаправленный курс, направленный на снижение роли профсоюзов, что вызывало поддержку у британского среднего класса, но противоречило политике стран континентальной Европы[20].

С приходом к власти в Великобритании в 1997 г. правительства Энтони Блэра был взят курс на сближение с ЕС. Лейбористы стремились сделать страну одним из лидеров интеграционных процессов, занять прочное положение в Европе и в политическом, и в экономическом смысле. При этом Великобритания выступала за расширение ЕС, чтобы ослабить позиции старых континентальных стран (как известно, в 2004 г. состоялось наиболее значительное расширение ЕС, было принято 10 стран). При этом Великобритания отстаивала право каждой страны – участницы ЕС на проведение полностью самостоятельной внешней политики. Это, по нашему мнению, было в первую очередь связано с тем, что Великобритания являлась основным союзником США, поэтому ей требовалась определенная свобода маневра, в случае если мнение Франции и Германии разойдется с американским. Пример этому можно было видеть во время Иракского кризиса 2003 г., когда Великобритания поддержала американскую позицию, в отличие от стран континентальной Европы. Это осложнило отношения страны с ЕС. Она сделала это еще раньше в 2001 г. во время бомбежек Афганистана.

С другой стороны, и страны континентальной Европы не торопились принимать британскую концепцию развития ЕС. Так, во время председательства Британии в ЕС в 2005 г. прозвучало предложение Э.Блэра либерализации социальных реформ в континентальной Европе по британскому образцу, к которому в Евросоюзе отнеслись сдержанно, так как это сулило и негативные последствия, в частности, увеличения неравенства в доходах[21]. Имелись и другие противоречия. В частности, в Великобритании возрастал евроскептицизм. Так, в первой половине 2000-х гг. активно обсуждался проект конституции Евросоюза. При этом, хотя европейская конституция была выгодна Великобритании, в 2005 г. 72% населения страны, по данным социологических опросов, были против данного документа, поэтому британцам не пришлось голосовать по конституционному договору[22]. Отсутствие конституции Европейского Союза привело к необходимости подписания Лиссабонского договора 2009 г.[23] По мысли авторов договора, он должен был способствовать дальнейшей европейской интеграции, а также изжить некоторые острые проблемы, такие как дефицит демократии. Однако Лиссабонский договор вызвал критику со стороны британских евроскептиков, указывающих, что произошло дальнейшее вмешательство европейских бюрократов в сферу национальных интересов Великобритании. Так, достаточно остро стоял вопрос иммигрантов, а по Лиссабонскому договору полномочия институтов ЕС были распространены на всю сферу внутренних дел и юстиции, таким образом, иммиграционная политика стала наднациональной[24].

В таких условиях в Великобритании прошли парламентские выборы 2010 г. Консервативная партия выступала против укрепления наднациональных структур в ЕС, которые могли бы ограничить суверенитет и свободу принятия решений на национальном уровне, за децентрализацию Евросоюза, большую гибкость проводимой им политики и заявила о неучастии в ключевых направлениях интеграции, в частности, в Экономическом и валютном союзе, реформе основополагающего договора, распространении компетенции ЕС на политику в области правосудия, социальных, внутренних и международных дел, а также в сфере безопасности. Главный акцент в своём предвыборном манифесте консерваторы сделали на защите национальных интересов. Такая позиция позволила победить на выборах и вернуться к власти в коалиции с партией либеральных демократов. Правительство возглавил консерватор Дэвид Кэмерон, намеренный пересмотреть отношения Великобритании и ЕС с целью добиться особого положения страны в объединенной Европе. С самого начала он взял курс на жесткую позицию по отношению к ЕС, в том числе и в миграционной сфере, против политики мультикультурализма, продвигаемой в ЕС[25].

Очередное обострение отношений Великобритании и Европейского Союза состоялось в ноябре 2012 г. Причиной стало расхождение позиций на саммите в Брюсселе, при принятии бюджета ЕС на семь лет. В условиях острого экономического кризиса, рецессии, Великобритания требовала сократить его на 200 миллиардов, до 900 млрд евро. Соединенное королевство требовало жесткой экономии и сокращения расходов, в первую очередь за счет помощи бедствующим странам, таким как Греция. Однако и Германия, и Еврокомиссия настояли на том, чтобы бюджет Евросоюза был больше 1 трлн. евро. Именно это и стало поводом для заявления Кэмерона о возможным выходе Британии из Европейского Союза 23 января 2013 г.[26] Кроме того, недовольство Лондона вызывало вмешательство европейских структур во внутренние дела страны – такие возможные шаги Брюсселя как формирование бюджетно-финансового союза, единое экономическое правительство[27]. Кэмерон заявил о необходимости проведения в Британии референдума по вопросу ЕС, сообщив, что многие британцы ощущают, что ЕС выходит на тот уровень политической интеграции, который находится за пределами британской “зоны комфорта”, в то же время подчеркнул, что он сам выступает как сторонник сохранения членства Великобритании в Евросоюзе.

Подобные заявление вызвали рост популярности консерваторов в Великобритании, поэтому премьер-министр продолжил курс на пересмотр отношений с ЕС. В то же время реакция ведущих политиков и чиновников европейских стран на речь Д. Кэмерона была резко отрицательной. Британию, с одной стороны, превозносили за то, что она много сделала для развития европейской интеграции, с другой – упрекали в том, что она бросает своих партнеров в трудные времена[28]. При этом в Великобритании продолжали нарастать евроскептические настроения, свидетельством чему является рост влияния партии независимости Соединенного Королевства, которая была учреждена в 1993 г., выступала против ратификации Маастрихтских соглашений, а затем за выход Великобритании из ЕС, ограничение иммиграции[29]. На частичных выборах в местные органы власти в мае 2013 г.эта партия получила 25% голосов избирателей. Если раньше в региональных советах у нее было всего 8 депутатских мест, то теперь она получила 147. Её лидер Н. Фарадж, поясняя цели своей организации, сказал: “Нас записали в этот политический союз с Европой, даже не спросив нашего мнения. И теперь 75 процентов наших законов утверждает непонятно кто. И большинство из нас заявляет: мы хотим вернуть свою страну себе. Мы хотим торговать с Европой, дружить с Европой, но мы не хотим, чтобы нами правили из Брюсселя”[30].

В одном из своих интервью в июне 2013 г. Кэмерон заявил, что хочет сотрудничать с Европой, но также и реформировать Евросоюз, указав на рост евроскептицизма не только в Великобритании, но и в других странах. Британский премьер-министр сообщил о необходимости для ЕС быть более конкурентоспособным, сократить бюрократический инструктаж со стороны Брюсселя и расширить сотрудничество между странами-членами, причем по Кэмерон указал, что по его плану «нужно реформировать ЕС, а затем провести референдум и спросить британцев хотят ли они остаться в этом реформированном союзе или же выйти из него. Я считаю, что реформированный Евросоюз принесет пользу Великобритании[31]». Кэмерон озвучил пять основных принципов для развития перспектив ЕС - конкурентоспособность, гибкость, большая власть для национальных государств, демократическая ответственность и объективность.

При этом после выступления имели место еще несколько случаев напряженности межу Великобританией и ЕС. В феврале 2014 г. правительство Д. Кэмерона не стало брать средства на восстановление разрушений в результате наводнения в Беркшире из Фонда европейской солидарности, специального фонда для борьбы с последствиями стихийных бедствий. В результате оно попало под огонь критики как со стороны сторонников интеграции, так и со стороны британских евроскептиков. Европейские политики увидели в этом отказе как желание не быть ничем обязанным ЕС, так и отсутствие солидарности. В то же время лидер Партии независимости Соединенного Королевства Н. Фаррадж, самый жесткий противник британского членства в ЕС, упрекал премьер-министра в том, что он не берет страховку, за которую страна платит взносы[32].

Другим объектом для критики стало предложение главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера создать единую европейскую армию. Британские евроскептики увидели в этом еще один шаг к превращению Евросоюза в единое государство. Особую остроту для Соединенного Королевства также приобрел иммиграционный вопрос. Так, только за первую половину 2014 г. Британия приняла 228 тыс. мигрантов, социальные выплаты и пособия обходились стране в миллиарды евро[33]. В связи с этим уже в конце 2014 г. канцлер Германии Ангела Мерекль впервые допустила возможность отделения Великобритании от Евросоюза, при этом поводом стало стремление Кэмерона стремится окончательно ввести ограничения на количество мигрантов из стран ЕС в Великобританию, что являлось нарушением центральной части договоров ЕС о свободе передвижения [34].

В 2015 г. в Британии прошли парламентские выборы, принесшие большинство консерваторам. Летом вновь возник миграционный кризис, когда мигранты пытались нелегально попасть в страну через Евротоннель, в конце августа 50% населения назвали иммиграцию одной из наиболее острых проблем британского общества [35]. В связи с этим Д.Кэмерон усилил свое давление на Европейский Союз. В сентябре Палатой общин был одобрен правительственный законопроект о проведении до декабря 2017 г. референдума по вопросу о нахождении страны в составе ЕС. В ноябре же Д.Кэмерон выступил в Лондоне с речью по поводу будущего Европейского Союза. Фактически, он выдвинул ультиматум евроструктурам и пригрозил выйти из союза в случае провала переговоров. Концепция Кэмерона предусматривала сведение роли ЕС до необходимого минимума, в пользу прав национального государства. Кэмерон указал на необходимость расширения прав национальных правительств и парламентов, сокращения регулирования со стороны общеевропейских институтов, ограничения иммиграции, поддержки стран-аутсайдеров, а также решение проблем с еврозоной, заявив: «Не должно быть дискриминации по валютному принципу ни для одной бизнес-компании… И налогоплательщики из стран, не входящих в еврозону, не должны участвовать в операциях по спасению евро как валюты[36]».

По мнению Кэмерона, для еврозоны главным финансовым регулятором должен быть ЕС, но для Великобритании таковым должен быть только Банк Англии, создание же банковского союза, для стран, не входящих в еврозону, должны быть не обязательными, а исключительно добровольными. Кэмерон выступил за сохранение единого рынка Евросоюза, но заявил о необходимости сократить регулирование до четко сформулированного обязательства «по усилению конкурентоспособности и продуктивности Евросоюза, усилению процессов роста и создания рабочих мест во всех странах», ограничить давление на бизнес, о том, что ЕС должен больше внимания уделять обеспечению свободного передвижения капитала, товаров и услуг. Также он выдвинул инициативу законодательно ограничить выплату трудовых пособий и предоставление налоговых льгот мигрантам из других стран ЕС

Д.Кэмерон предупредил, что в случае игнорирования требований Лондона Великобритания может покинуть ЕС, подчеркнув, что британская экономика достаточно сильна для этого, но заявив одновременно о своей готовности к переговорам. В целом, британский премьер-министр указал на необходимость реформ в четырех сферах отношений ЕС и Великобритании: конкуренции, суверенитета, социальной политике и экономическом управлении. 17 декабря закон о референдуме о выходе из Евросоюза был официально утвержден (получил королевскую санкцию)[37].

Со своей стороны еврочиновники продемонстрировали готовность к переговорам. Так, председатель Евросовета Дональд Туск заявил в интервью: «консультации, которые я провел со всеми странам-членами, демонстрируют доброжелательность всех вовлеченных сторон, но это не меняет того факта, что некоторые части британского предложения кажутся неприемлемыми». В то же время Туск сообщил о прогрессе на переговорах и о готовности составления проекта соглашения по всем вопросам, решение по которому нужно принять в феврале. Отвечая на требования Кэмерона, Туск от имени ЕС заявил, что степень интеграции стран-членов в ЕС действительно может быть разной, и признал роль национальных парламентов в принятии решений, и что ЕС также согласен с Великобританией в том, что европейская система регулирования рынка требует изменений, а также считает необходимым снизить давление на предпринимателей, но не согласен с требованием Лондона установить четырехлетний "испытательный срок" для приехавших в Великобританию мигрантов из ЕС для доступа к социальным благам[38].

В январе 2016 г. Кэмерон в интервью каналу Би-би-си сообщил, что с его точки зрения выход из состава Евросоюза "не является правильным решением для Британии", так как он надеется в феврале на очередном саммите ЕС добиться подписания соглашения о реформировании Евросоюза. Также премьер-министр сообщил, что референдум о выходе Британии из еС может состояться уже в 2016 г., в случае если соглашение о реформах будет подписано в следующем месяце, при этом в случае выхода страны из ЕС он не станет подавать в отставку. Он подтвердил свои основные требования: признание факта, что евро не является единственной валютой Евросоюза, гарантии Брюсселя о неучастии Британии в программах финансовой помощи странам еврозоны, уменьшение бремени «чрезмерного регулирования» европейской экономики и ограничение дальнейшее расширение единого рынка, ужесточение политики в области предоставлении мигрантам социальных пособий, возможность блокировки национальными парламентами директив Евросоюза[39].

1 февраля состоялись предварительные переговоры премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и председателя Евросовета Дональда Туска. По ее итогам Туск сообщил, что «сделка не состоялась». Причиной этого стал вопрос о миграции: в британских требованиях предусматривалось ужесточение миграционного законодательства путем блокирования доступа работающих мигрантов из ЕС к социальным выплатам и привилегиям в Великобритании сроком на четыре года. В ответ Брюссель выступил с альтернативным предложением о введении программы так называемого «аварийного торможения» привилегий, возможного только после приведения доказательств, свидетельствующих о том, что в связи с миграционной проблемой государство сталкивается с неисполнением своих обязательств перед гражданами в социальной сфере.Более того, эти доводы должны получить одобрение со стороны всех государств-членов ЕС, и лишь через три месяца после этого блокирование может вступить в силу. Однако Кэмерон сразу дал понять, что подобный подход не устраивает Лондон[40]. При этом Кэмерон продолжал призывать британцев не выходить из ЕС, заявив, что в противном случае поток мигрантов в Британию резко увеличится, так как британская миграционная служба потеряет право осуществлять проверку и фильтрацию беженцев на границе с Францией[41]. В то же время Д.Туск заявил, что в случае решения Британии выйти из ЕС Евросоюз столкнется с реальным риском распада[42]. Данные социологических опросов между тем показывали, что в Британии преобладают сторонники выхода из ЕС: 36% против 34% опрошенных, однако 38% заявили, что уверены в победе сторонников пребывания Британии в Евросоюзе, и лишь 28% процентов отдали победу евроскептикам[43]. При этом евроскептицизм и стремление к выходу из ЕС было сильно в Консервативной партии, представителем которой являлся Д.Кэмерон.

18-19 февраля 2016 г. в Брюсселе прошел саммит, на котором обсуждались предложения Великобритании по реформированию ЕС. Переговоры протекали достаточно напряженно, сообщалось о критической ситуации на них. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что требования британского премьера Дэвида Кэмерона по изменению Евросоюза во многом оправданы и их нужно учитывать, но сделка с Лондоном не должна помешать большей интеграции стран-членов еврозоны, все страны Евросоюза хотят сохранить членство Великобритании, но не все готовы принять ее условия[44]. Однако вскоре компромисс был достигнут, председатель Европейского Совета Дональд Туск назвал его «сделкой», большой удачей для Великобритании и ЕС в целом[45]. Кэмерон в свою очередь сообщил, что Евросоюз согласился на уступки и особый статус Великобритании, в том числе и по ключевому вопросу о мигрантах[46].

Действительно, Великобритании были предоставлены существенные преференции. В течение семи лет, с 2017 по 2023 годы британское правительство не будет платить социальные пособия, причем, сначала в полном объеме, а затем частично трудовым мигрантам из других европейских стран.? непонятно: сначала вообще не будет платить, потом будет платить частично? Великобритания получит право индексировать детские пособия на детей мигрантов, которые остаются у них на родине. За основу будет браться уровень жизни не в королевстве, а в той стране, где живет ребенок. Этот пункт распространяется до 1 января 2020 года на детей вновь приезжающих в Британию мигрантов, а после – на всех приезжих. В европейские договоры будут внесены изменения в той части, где говорится о стремлении к укреплению интеграции. В них появится запись, что это не распространяется на Соединенное Королевство. Изменения означают, что от британцев не будут требовать политической интеграции. Британские компании не будут подвергаться дискриминации из-за того, что королевство не входит в еврозону. Национальная безопасности Великобритании останется, как сейчас, в исключительной компетенции правительства, а британские ВС не войдут в общеевропейскую армию, если она будет создана[47].

В то же время некоторые требования Великобритании не были приняты. Так, Британия, которая при введении евровалюты предпочла сохранить фунт стерлингов, требовала ввести новый принцип – мультивалютности Евросоюза, что означало бы признание того, что объединение всех стран ЕС в еврозону невозможно. Лондон добился права участвовать в обсуждении монетарной политики еврозоны, но не права налагать на нее вето[48]. Таким образом, уступки, предоставленные Великобритании, были значительными, и Д.Кэмерон сообщил о полной победе. В то же время очевидно, что данные уступки не удовлетворят жестких евроскептиков.

Решения членов ЕС вызвали неоднозначную реакцию экспертов. Так, заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО Николай Кавешников сообщил, что по его мнению договоренность Великобритании и ЕС об особом статусе говорит об общей победе и выгодна обеим сторонам, так как на самом деле речь шла не столько о мигрантах и даже не о приезжих из стран Восточной Европы, речь шла об особом статусе фунта стерлингов, о целом ряде политических и экономических требований. Это соглашение выгодно как Лондону, так и Евросоюзу, поскольку Британия очень крупный и значимый член ЕС. Лондон занимает особое и специфическое положение внутри ЕС. По мнению эксперта, Великобритания всегда имела особый статус в ЕС, другие страны, в особенности в Восточной Европе, вряд ли добьются таких преференций, поэтому никто внутри ЕС не будет сопротивляться данному соглашению. Кэмерон может смело заявлять о победе [49].

Однако нам кажется, что более справедливо другое мнение: подобные уступки очевидно будут работать на дальнейший распад Евросоюза. Лидеры ЕС пошли на уступки Лондону, поскольку опасались, что выход Великобритании станет началом дезинтеграции Евросоюза. Кэмерон же умело прибег к шантажу в момент наибольшей уязвимости ЕС, вызванной миграционным кризисом. Нынешний компромисс временно устраивает обе стороны: выход из ЕС был бы чреват для Великобритании потерей экономического и политического влияния, а для Евросоюза — утратой связи с англосаксонским миром и США. В то же время создан опасный прецедент, теперь другие страны ЕС будут также выторговывать себе специальные условия.

23 июня Год? должен состояться референдум, на котором будут решаться вопросы дальнейшего членства Великобритании со странами ЕС. Как сообщил премьер-министр королевства, Дэвид Кэмерон, в этот день на референдуме в Великобритании о выходе из ЕС англичане примут окончательное решение о судьбе своей страны, дальнейших референдумов проводиться уже не будет. При этом сам Кэмерон будет голосовать за сохранение членства Британии в ЕС.

За сохранение Великобритании в составе ЕС выступают лейбористская партия, либеральные демократы, Шотландская национальная партия и Зеленые. Особенно важна позиция шотландцев, которые заявили, что выйдут из состава Великобритании в случае выхода ее из ЕС[50]. В то же время евроскептицизм силен в правящей консервативной партии. Евроскептики недовольны соглашением с ЕС, считая, что преимущества, данные им, незначительны по сравнению с издержками, связанными с нахождением страны в ЕС.

Таким образом, отношения Великобритании и Евросоюза с самого начала были сложными. В отличие от континентальных держав, таких как Германия и Франция, нацеленных на реальную интеграцию, Лондон стремился в первую очередь наиболее выгодных условий для себя, в то же время желая использовать экономические выгоды от вступления в ЕС. При этом в стране чрезвычайно распространены евроскептические настроения. Даже правительства, которые были нацелены на евроинтеграцию, такие как Э.Блэра, на практике занимали особую позицию. Такое положение еще больше усилилось с приходом к власти Д.Кэмерона, который будучи в целом сторонником членства Британии в ЕС, начал шантажировать Евросоюз угрозой выхода. Особенно резко ситуация обострилась в 2015 г., в связи с общим миграционным кризисом ЕС и стремлением британского правительства провести референдум о членстве страны в Европейском Союзе. В феврале 2016 г. Лондон смог добиться значительных уступок, однако в перспективе это может привести к дальнейшей дезинтеграции Евросоюза.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных