Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ




Изучая личностное развитие ребенка, которому свойственны отклонения в поведении, психолог сталкивается с рядом проблем. Во-первых, личность уже сама по себе представляет сложное образование и нет такого метода, который может полностью раскрыть истинную сущность человека. Поэтому применяя те или иные методики, мы получаем сведения о частичных личностных проявлениях, на основании которых психолог (в меру своей квалификации) составляет целостное представление о личности ребенка. Во-вторых, если поведение ребенка отклоняется от общественно одобряемых норм, это может быть связано с нарушениями в развитии психики, детерминированными, в свою очередь, эндогенными и экзогенными (как биологическими, так и социальными) факторами. В-третьих, учитывая, что процесс становления личности детей направляется взрослыми (именно поэтому чаще говорят о формировании личности), необходимо проводить исследование личности ребенка в общем контексте социальной ситуации развития.

В связи с вышесказанным, выбор методов исследования отклонений в личностном развитии ребенка представляется более сложным, чем аналогичная задача в работе со взрослым пациентом.

Несмотря на множество методов, методик, тестов, направленных на исследование личности, еще не разработана их общепринятая четкая классификация. Наиболее удачной представляется классификация, которую предложили В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук (1986, с. 84):

1) Наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, клиническая беседа и т. п.).

2) Специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. п.).

3) Личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке).

4) Проективные методы.

Опираясь на эту классификацию, будем строить наше дальнейшее изложение, учитывая, однако, специфику возрастных особенностей детей. Поскольку, как отмечалось выше, развитие личности ребенка тесно связано (а иногда и слито) с формирующим воздействием ближайшего социального окружения (прежде всего родителей), учет этого фактора в процессе исследования необходим. Поэтому целесообразно изучение не только личностных проявлений ребенка, а и интегральная оценка его переживания своей жизненной ситуации, его мироощущения в целом. Исходя из этого, мы рассматриваем методы исследования личности, условно разделив их на две группы:

1) методы интегральной оценки личности ребенка в контексте социальной ситуации развития, куда мы включаем прежде всего проективные методы, наблюдение, методы изучения детско-родительских отношений;

2) методы исследования структурных компонентов личности, предназначенные для изучения конкретных личностных проявлений с помощью моделирования ситуаций, конкретных видов деятельности, применения личностных опросников и др.

Это условное разграничение не является классификацией, оно предназначено для решения сугубо практической задачи – помощь психологу в выборе методов исследования личностного развития детей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных