Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В 2008-2012 ГГ




В статье анализируется процесс реформирования политической системы России в период 2008-2012 годов. В статье представлены предварительные выводы результатов реформирования, дана характеристика современной политической системы страны.

Ключевые слова: модернизация, политические реформы, гражданское общество, новейшая история России.

Избрание президентом РФ Д. А. Медведева в 2008 году создало новую политическую ситуацию в российском обществе: произошло разделение власти между фактическим национальным лидером В. В. Путиным и президентом РФ Д. А. Медведевым.

Лидеры Российского государства проявляли озабоченность состоянием политической системы, которая, по словам Д. Медведева, должна была стать более справедливой, отвечающей интересам, как правящей партии, так и политической оппозиции.

Осознание технологической отсталости, фиксация стагнации культурной и социально — экономической жизни, нарастание протестных настроений привело к процессу реформирования, получившего названия «модернизации». Модернизация была призвана решить целый комплекс насущных вопросов, в первую очередь привести политическую систему в соответствие с современным уровнем экономического развития, преодолеть накопившиеся в предшествовавшие годы негативные тенденции и последствия.

Но политическая модернизация предполагает выполнение ряда условий: рационализацию государственной власти, формирование культуры власти, содержание которой состоит в выстраивании конструктивных, уважительных отношений с обществом, отдельными социальными группами и их представителями. Речь идет о приближении государственной власти к нуждам общества, повышении эффективности функционирования власти и специализации ее функций; дифференциации государственных структур, обусловленной специализацией их функций; увеличении совокупного объема политической власти как следствие вовлечения в политическую сферу новых больших групп населения[6]. Кроме того, модернизация должна осуществляться системно в соответствии с ранее разработанной программой реформ.

Целью написания данной работы является попытка системного анализа реформирования политической системы российского общества в период 2008-2012 гг. Хронологические рамки исследования совпадают с пребыванием Д. Медведева на посту Президента РФ.

Программной, рассчитанной на долговременную перспективу, стала статья Д. Медведева

«Россия, вперед!». В ней глава государства изложил ряд важных аспектов развития российского общества. Д. Медведев обратил внимание на примитивный характер отечественной экономики, связанной с сырьевым сектором, хроническую коррупцию, низкую конкурентоспособность, острые демографические проблемы, слабость гражданского общества и неэффективность самоуправления. Президент РФ верно расставил акценты, самокритично выявил слабые места и упущения в ходе реформирования: «Мы сделали далеко не всѐ необходимое в предшествующие годы, далеко не всѐ сделали правильно»[4].

Д. Медведев поставил ряд важных стратегических задач по преодолению отсталости страны в различных областях: преодоление вековой экономической отсталости, коррупции, достижение межнационального мира, развитие демократических институтов и др.

Пожелания хорошие. К этим пожеланиям надо было добавить целенаправленную политическую волю, но все осталось на прежних местах. Отсутствовал в статье Д. Медведева и механизм достижения поставленных стратегических задач, а без формирования такого механизма невозможно добиться эффективных результатов реформирования.

Отсутствие у Д. Медведева реальных рычагов государственной власти привело к тому, что большинство его начинаний так и осталось либо нереализованными, либо свелось к частичных реформам, таким, как переименование милиции в полицию.

В связи с нерешенностью выдвигавшихся задач в области преобразований в российском обществе стали нарастать негативные тенденции и явления, на которые руководство государством хотя и реагировало, но не добивалось ощутимых результатов в их устранении. Такое состояние власти и общества привело к тому, что слова лидеров государства стали все больше расходиться с реальной действительностью, отрываясь от нее.

На негативные тенденции в российском обществе обратили внимание ученые. По мнению В. Б. Пастухова, Россия к этому времени напоминала СССР «эпохи упадка». «Перед нами вялое общество, управляемое изможденным государством. Население преимущественно пребывает в «политически бессознательном» состоянии, а замеры общественного мнения с

регулярной повторяемостью фиксируют утрату гражданами всякого интереса к политике. Все это напоминает состояние советского общества времен «позднего застоя»[9].

Подобное положение общества было вызвано монополизацией государственной власти со стороны правящей партии «Единая Россия», использованием административного ресурса в целях удержания политической власти, отсутствием в обществе конструктивной политической оппозиции, плюрализма идей и мнений, конкурентной политической среды, сокращением демократического пространства.

Застойные явления в политической системе общества были порождены также сохранением и усилением роли кланов в государственном руководстве. «Клановая структура в России до сих пор господствует над политической», — считает Б. В. Межуев[7]. Клановая структура заинтересована в сохранении существующего политического режима, обеспечивающего членам кланов доступ к природным ресурсам страны и получению на этой основе максимальных прибылей. Находящиеся у власти кланы не заинтересованы в проведении экономической и политической модернизации, в изменении политической

системы, в осуществлении эффективным реформ. Единственный их интерес — сохранить существующее положение дел, монополию на власть.

В ряду проблем, решавшихся государством в ходе преобразований социально — политической сферы, выдвигался вопрос о формировании механизма контроля за деятельностью государства со стороны общества, т. е. о становлении гражданского общества. Гражданское общество является необходимым атрибутом демократического государственного и общественного устройства. Необходимо осуществлять эффективный контроль над действиями властных структур начиная с принятия решений до практической их реализации. Без такого контроля невозможно построить провозглашенное в Конституции РФ правовое государство, зрелое гражданское общество.

Однако на практике указанные выше предложения Д. Медведева остались по ряду причин нереализованными. Главная из этих причин состояла в том, что фигура Д. Медведева, в конечном счете, оказалась несамостоятельной в политическом плане, отражением более

сильного, опытного и влиятельного лидера, каким является В. Путин. Надежды на углубление либеральных реформ со стороны части российского общества провалились, особенно после объявления Медведевым и Путиным о своей давней договоренности относительно следующего президентского цикла. Оказалось, что Д. Медведев только замещал вакантное президентское кресло на четыре года, чтобы затем передать его Путину. Медведев в этих обстоятельствах был лишен возможности реально влиять на политический курс страны[5].

В целом в российском обществе в период 2008-2012 годов продолжали нарастать авторитарные тенденции, свертывание и без того слабых демократических начал.

В. Пастухов в этой связи отмечает: «Российский авторитаризм «атипичен» по своей природе и внутренне нестабилен. С одной стороны, Россия выглядит как классическое «недоразвитой государство» с характерным для него слабостью институтов, господством патерналистских отношений между властью и обществом, коррупцией, протекционизмом и приоритетом обычного права перед писанным. С другой стороны, в исторический код России встроен уникальный «ген развития», который в критических ситуациях, в отличие от типичных

«недоразвитых государств» Азии, Африки и Латинской Америки, включает механизм самообновления системы»[8].

Передача власти от Ельцина Путину в 2000 году и от Путина Медведеву в 2008 году стала лишь формальным демократическим волеизъявлением народа. Российское общество проявило удивительно равнодушное отношение к свертыванию реальной демократии в стране. Одной из причин такого состояния, на наш взгляд, стало отсутствие прочной демократической традиции в государстве. По данным социологов, 48 % респондентов не считали Россию демократическим государством [2]. Социологи отмечали также низкий уровень интереса большинства российских граждан к политической жизни и политическим институтам (выборы, политические партии, свобода слова, парламент)[3]. Одной из причин гражданского протеста зимой 2011 года стало обнародование предварительной договоренности относительно рокировки Путина и Медведева на высших государственных постах в сентябре 2011 года. Фраза «сядем и договоримся» прозвучала как издевательство и над системой равного, тайного избирательного права, и над Конституцией, и над правами граждан.

При этом важно подчеркнуть, что политическая система российского общества все же претерпела определенные изменения в сравнении с началом 2000-х годов. И. М. Бусыгина и М. Г. Филиппов, определяя характер современного политического режима, считают его переходной гибридной формой, сочетающей элементы авторитаризма и избирательной демократии [1]. Подобного рода гибридные режимы, по их мнению, менее устойчивы в сопоставлении с последовательно авторитарными или либеральными демократическими режимами.

Данный тезис можно принять в его основных положениях. Важно подчеркнуть тенденцию дальнейшего свертывания демократических элементов и укрепления авторитарных начал в политической системе, которая по-прежнему является максимально закрытой от общества.

 

Россия, вперёд!

«Россия, вперёд!» — статья третьего Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, опубликованная 10 сентября 2009 года в интернет-издании Газета.Ru. Президент изложил своё представление о будущем развитии России и сформулировал задачи, которые предстоит решить. По словам Д. А. Медведева, статью следует рассматривать как тезисы будущего послания Федеральному Собранию[1]. Статья вызвала широкий общественный резонанс[2][3].

Содержание

Д. А. Медведев, отмечая, что «у нас есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию», назвал пять главных направлений модернизации страны:

Во-первых, мы станем одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработаем и выведем на внутренние и внешние рынки новые виды топлива. Во-вторых, сохраним и поднимем на новый качественный уровень ядерные технологии. В-третьих, российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьёзного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу. В-четвертых, мы будем располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации; наши спутники будут «видеть» весь мир, помогать нашим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством. В-пятых, Россия займет передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

Президент подчеркнул важность развития политической системы:

Политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. Она будет адекватна динамичной, подвижной, прозрачной и многомерной социальной структуре. Отвечать политической культуре свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. <…>

Не всех устраивают темпы нашего движения в этом направлении. Говорят о необходимости форсированного изменения политической системы. А иногда и том, чтобы вернуться в «демократические» девяностые. Но возврат к парализованному государству недопустим.

Поэтому хочу огорчить сторонников перманентной революции. Спешить мы не будем. Спешка и необдуманность в деле политических реформ не раз в нашей истории приводили к трагическим последствиям. Ставили Россию на грань распада. Мы не вправе рисковать общественной стабильностью и ставить под угрозу безопасность наших граждан ради каких-то абстрактных теорий. Не вправе приносить стабильную жизнь в жертву даже самым высоким целям. <…>

Российская демократия не будет механически копировать зарубежные образцы. Гражданское общество не купить за иностранные гранты. Политическую культуру не переделать простым подражанием политическим обычаям передовых обществ. Эффективную судебную систему нельзя импортировать. Свободу невозможно выписать из книжки, даже если это очень умная книжка.

В заключительных словах Медведев предупредил о существовании сил, которые будут стремиться помешать развитию:

Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!

Оценки

По мнению секретаря президиума генсовета партии «Единая Россия» Вячеслава Володина, статья Д. А. Медведева — «образец политического послания к обществу». Володин отметил: «Когда главным являются не макроэкономические цифры, не абстрактный рыночный показатель, а уровень жизни людей. Это качественное изменение в отношениях между государством и гражданином»[4].

Мэр Москвы Юрий Лужков назвал статью «серьёзным и мощным обращением ко всему обществу»[5]. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил: «В своей статье Медведев дал честную и откровенную оценку нынешнему состоянию страны, назвал социальные недуги, мешающие более решительному развитию России, четко обозначил стратегические направления модернизации экономики. Поставленные цели сложны, но, что очень важно, действительно реалистичны»[6].

Директор Института политики и государственного права Виталий Иванов считает, что статья является «достаточно жесткой и ясной отповедью пропагандистам разнообразных оттепелей, перезаключений общественного договора, заключения новых „пактов Монклоа“ и тому подобной ерунды», «сегодня заявив, что никаких революций не надо, никаких радикальных реформ не надо, и Россия будет развивать то, что у неё есть, и развивать постепенно, Медведев от так называемой „либеральной тусовки“ жестко отмежевался»[7].

С критическими заявлениями выступили представители оппозиции. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов скептически оценил статью, отметив: «Каким образом справиться с поставленными задачами, опираясь на „Единую Россию“, являющуюся продолжением администрации президента и правительства, а не самостоятельной политической силой. Она неспособна генерировать идеи, давать трезвые оценки, вести диалог с обществом и оппозицией, корректировать свою политику». Со стороны КПРФ Зюганов предложил «национализацию минерально-сырьевой базы, стратегических отраслей, введение прогрессивной шкалы подоходного налога и государственную монополию на спиртосодержащую продукцию»[8]. Гарри Каспаров выразил мнение, что «демократическое и процветающее государство можно построить только без Путина и Медведева». Как сказал правозащитник Лев Пономарёв, «это некий либерализм под защитой охранки… Либерализм, потому что это вроде как манифест либерала, с одной стороны. А с другой стороны, там есть фразы, которые выдают истинный смысл — этот либерализм будет действовать под контролем спецслужб»[9]. Оппозиционер Владимир Милов написал комментарий к статье Медведева под названием «Стоп, Россия!»[10].

6. Концепция "Россия вперёд"

Президент России Дмитрий Медведев написал статью для СМИ. Эта публикация сразу же стала самой обсуждаемой в стране. - «Она написана мной для того, чтобы довести до каждого россиянина представление о стратегических задачах, которые предстоит решать».

Д. А. Медведев отметил: «Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжелый порок -- она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии.» Волновало его и то, что «С каждым годом нас становится все меньше. Алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, недостаточная доступность многих медицинских технологий, экологические проблемы сокращают жизнь миллионов людей. А наметившийся рост рождаемости пока не компенсирует убыль населения» становится задача: «В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами».

Д. А. Медведев определил пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны. Во-первых, мы станем одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработаем и выведем на внутренние и внешние рынки новые виды топлива. Во-вторых, сохраним и поднимем на новый качественный уровень ядерные технологии. В-третьих, российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу. В-четвертых, мы будем располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации; наши спутники будут «видеть» весь мир, помогать нашим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством. В-пятых, Россия займет передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечнососудистых, онкологических и неврологических заболеваний».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных