Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Министерство образования и науки Российской Федерации. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г. М., 2006




 

1.2. Главная системная проблема и цель реализации Стратегии

Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

Для детализации указанной системной проблемы целесообразно выделить четыре проблемы следующего уровня.

1. Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его расширенного воспроизводства. Это обуславливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки, утраты престижа России как научной державы.

2. Существующие разрывы в инновационном цикле и переходе от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям, низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне низком уровне экспорта технологий.

3. В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологические уклады, низким остается уровень восприимчивости компаний к новым технологическим решениям, в значительной части компании инновационная деятельность осуществляется ситуативно. Это предопределяет, при наличии роста инновационной активности предпринимательского сектора, доминирование в его затратах на технологические инновации расходов на новое оборудование при низком спросе на исследования и разработки.

4. В целом, ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

 

1.3. Обоснование уровня решения системной проблемы

Возникновение проблемы торможения среды «генерации знаний», низкой инновационной активности и технологического отставания в российской экономике во многом носит объективный характер и обусловлено серьезными структурными диспропорциями советской экономики, сложностью и длительностью формирования новой институциональной среды. В то же время субъективная недооценка глубины проблемы органами управления всех уровней, не всегда рациональный выбор приоритетов и инструментов стимулирования инновационного развития в ряде случаев усугубили кризис в научно-технической сфере, привели к нерациональному использованию значительных объемов ресурсов, ослаблению кадрового потенциала научного и технологического развития.

В настоящее время инвестиционный барьер технологического переоснащения экономики весьма высок, а динамика инвестиций в секторах высоких переделов неудовлетворительна. Инерционные прогнозы развития несырьевых отраслей показывают, что без дополнительных усилий обеспечение технологической составляющей их конкурентоспособности желаемыми темпами нереалистично.

Преодоление инерционных тенденций развития требует изменения условий, стимулирующих инновационное развитие, включая:

необходимость относительного повышения привлекательности инвестиций в сферу генерации знаний и использования высоких технологий с сохранением и развитием (на основе качественных преобразований) базовой среды;

обеспечение технологической восприимчивости субъектов экономики;

возможность поддержки рациональной инновационной динамики путем периодической модернизации и обновления технологий.

Формирование благоприятного налогового режима и таможенной политики, регулирование использования прав на интеллектуальную собственность, государственное регулирование и поддержка системы высшего образования и фундаментальных исследований (системообразующей составляющей сферы генерации знаний) находятся в зоне ответственности федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в их компетенции находится и управление государственными предприятиями и учреждениями, доминирующими в научно-исследовательском секторе.

Таким образом, решение проблемы ускорения инновационного развития российской экономики находится в зоне ответственности Правительства Российской Федерации, включая участие в ее решении администраций субъектов Российской Федерации.

Такая ответственность в полной мере определена в перечне системных проблем, подлежащих решению в приоритетном порядке в рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 28.07.2004 г. № 3944-П1).

 

1.4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

1. Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.

2. Создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и встроенной в глобальную инновационную систему

3. Технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий.

4. Создание и расширение «технологических коридоров», обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.

 

 

1.5. Критерии и индикаторы решения проблемы

Основными критериями решения поставленной проблемы являются:

обеспечение заданного темпа роста сектора исследований и разработок;

обеспечение заданных темпов технологической инновационной динамики в промышленности.

 

Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:

1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.

2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г.

3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (2,0 к 2007 г. и 4.0 к 2011 г.), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 г. до 15 % и к 2016 г. до 30%).

4. Повышение уровня инновационной активности в сфере малого бизнеса: ежегодный прирост числа малых инновационных предприятий составит 85 единиц в 2010 г. и 120 единиц в 2015 г., при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля будет составлять не менее 10% в год.

5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР будет расти не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.

6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 г. – до 15%, к 2016 г. – до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. – до 12%, к 2016 г. – до 15%).

 

Реализация Стратегии окажет существенное влияние на укрепление конкурентной позиции российской экономики за счет следующих элементов:

обеспечения технологической восприимчивости ключевых секторов промышленности, обеспечивающей возможность их устойчивого развития и адекватной реакции на технологические вызовы глобальной экономики;

конкурентного в глобальном мире уровня развития «человеческого капитала»;

создания условий для обеспечения рациональной степени технологической независимости в сфере обороны;

обеспечения благоприятных социальных условий для развития научной и технической интеллигенции.

Основные целевые показатели реализации Стратегии и их обоснование приведены в Приложении 2.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных