Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие предпринимательского права




ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Понятие Российского предпринимательского права

Понятие предпринимательского права

 

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих иные предприниматель­ские отношения, тесно с ними связанные, в том числе некоммерче­ские, отношения, отношения по регулированию предприниматель­ской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения.

Для более детального уяснения понятия предпринимательского права представляется необходимым рассмотреть его предмет, то есть совокупность общественных отношений, регулируемых данной от­раслью права. Эти общественные отношения можно разделить на не­сколько групп.

1. Центральной и основной группой, несомненно, выступают предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяй­ствующими субъектами. Данная группа общественных отношений от­личается несколькими существенными признаками. Во-первых, пред­принимательскую деятельность ведут равноправные самостоятельные субъекты, которые свободно выходят на рынок, производя товары, выполняя работы, оказывая услуги. Между такими субъектами скла­дываются отношения, которые в науке предпринимательского (а ра­нее — хозяйственного) права принято именовать горизонтальными, в отличие от вертикальных, основанных на власти и подчинении.

Во-вторых, рассматриваемая группа общественных отношений яв­ляется основной, поскольку именно в процессе осуществления пред­принимательской деятельности достигается главная ее цель — получение прибыли. Направленность на получение прибыли указывает на коммерческий и, следовательно, товарно-денежный характер предпринимательских отношений. Таким образом, первая группа общественных отношений, составляющих предмет предпринимательско­го права, — это коммерческие, товарно-денежные отношения между равноправными не соподчиненными хозяйствующими субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность.

2. Вторая группа включает отношения организационного характера, не имеющие непосредственной цели извлечения прибыли. В частно­сти, такие отношения складываются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предприни­мательских объединений и в ряде других случаев. Такая деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринима­тельской деятельности. Именно поэтому отношения, возникающие в указанных случаях, охватываются хозяйственно-правовым регулиро­ванием и входят в предмет предпринимательского права.

Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда не­коммерческих организаций, таких как учреждения, государственные корпорации, объединения и др. Деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью которых является формирование соответству­ющего рынка, также регулируется нормами предпринимательского права, а складывающиеся при осуществлении этой деятельности отно­шения включаются в предмет данной отрасли. При этом заметим, что деятельность бирж не всегда носит коммерческий характер, что предо­пределило установленные законодательством возможности их созда­ния как в форме коммерческих, так и некоммерческих организаций.

3. Третью группу отношений, входящих в предмет предпринима­тельского права, составляют отношения, возникающие в процессе регу­лирования предпринимательства. Указанные отношения, в свою оче­редь, делятся на две группы:

- отношения по государственному регулированию предпринима­тельства;

- отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулиро­вания.

Отношения по государственному регулированию предпринима­тельства не характеризуются равенством правового статуса участни­ков. Напротив, они находятся в состоянии подчинения, а сами отно­шения образно можно представить как вертикальные.

Государственное регулирование предпринимательской деятель­ности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталки­ваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов можно разными приемами и способами, которые будут рассмотрены далее.

Таким образом, государство в целях реализации публичных ин­тересов общества воздействует на субъектов, осуществляющих пред­принимательскую деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм. Складывающиеся при государственном регулировании предпринимательской деятельности отношения — неотъемлемая составляющая предмета предпринима­тельского права.

4. В предмет предпринимательского права включаются внутрихо­зяйственные отношения.

Внутрихозяйственные отношения неоднородны, в их структуре выделяют отношения внутрикорпоративные, основанные на факте участия лица в хозяйственном обществе в качестве акционера (участ­ника); членские, вытекающие из участия в организациях, основанных на членстве (производственный кооператив), и, следовательно, влеку­щие за собой обязанность личного участия в управлении делами орга­низации. Зачастую такие отношения носят управленческий характер, поскольку возникают в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерческих организациях.

Взаимоотношения структурных подразделений, участников, чле­нов организаций регулируются, помимо законодательства, значитель­ным массивом локальных нормативных актов, являющихся составной частью источников предпринимательского права.

Рассмотрев группы общественных отношений, составляющих пред­мет предпринимательского права, можно сделать вывод о том, что все они имеют общее стержневое начало: так или иначе складываются в свя­зи с осуществлением предпринимательской деятельности. Осуществле­ние предпринимательской деятельности, ее обслуживание и регулирова­ние — вот то общественное поле, в рамках которого мы можем говорить о едином предмете такой отрасли, как предпринимательское право.

Методы

Мы видим, что в предпринимательском праве используется не один, а несколько методов правового регулирования. Наука предпри­нимательского права выделяет:

- метод обязательных предписаний, при котором с помощью им­перативных норм устанавливаются требования к процессу осущест­вления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;

- метод автономных решений (метод согласования), при котором с помощью диспозитивных норм регулируются отношения равноправ­ных хозяйствующих субъектов;

- метод рекомендаций, при котором одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенную модель поведения, которая может быть принята либо отвергнута.

Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это дик­туется публичными интересами, а также учет рекомендаций сторон — это основные характеристики метода правового регулирования пред­принимательского права.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных