Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансовая система.




1.1. Понятие финансов.

Понятие финансы – носит исторический характер. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием функций и потребностей государства.

Термин «финансы» произошел от латинского «financia» – платеж, доход. Впервые со значением «денежный платеж» он начал широко использоваться в 13 – 15 вв. в Италии. В дальнейшем термин получил широкое распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.

Финансы – это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.

Финансовые отношения складываются между субъектами рыночного хозяйства, а также между отраслями и регионами:

· между государством, с одной стороны, и предприятиями, населением, общественными организациями, с другой стороны;

· между предприятиями;

· внутри предприятий;

· между предприятиями и банками.

Эти связи образуют структуру финансовых отношений.

 

1.2. Функции финансов.

1. Аккумулирующая функция – создание материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования.

2. Регулирующая функция – стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем.

3. Распределительная функция – формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд социального страхования, специальные фонды, фонды предприятия.

4. Контрольная функция – обеспечение правильности взимания налогов и использование их по целевому назначению.

 

1.3. Финансовая система.

Финансовая система – отношения между экономическими субъектами по поводу функционирования и использования фондов денежных средств через соответствующие институты, учреждения на основе законодательно установленных нормативов.

Структура финансовой системы.

Финансы могут быть государственные, предприятий и отраслей, региональные.

Государственные финансы, – централизованные фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями государства.

Финансы предприятий и отраслей – денежные фонды, предназначенные для развития производства и решения социальных вопросов.

Региональные финансы – территориальные фонды, используемые для развития регионов.

Государственные финансы состоят из госбюджета, государственных внебюджетных фондов, пенсионного фонда (государственное страхование), государственного имущественного и личного страхования.

Госбюджет.

Госбюджет – баланс доходов и расходов государства. Финансовый план государства, сопоставляющий доходы и расходы.


Доходы (источники доходов):

· налог на прибыль предприятий;

· налог с продаж;

· местные налоги;

· государственные займы;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· рентные платежи;

· неналоговые доходы;

· подоходный налог;

· средства ссудного фонда и другие статьи доходов.

Расходы (основные статьи расходов):

· функционирование экономики;

· выплата процентов по госзаймам;

· социально-культурные программы;

· НИОКР и НТ программы;

· оборона;

· управление;

· целевые программы;

· кредиты и помощь другим государствам.



Центральный (федеральный)

Госбюджет

Местный (департамент, округ, район)

Суммы, концентрирующиеся в бюджете, позволяют государству проводить активную экономическую и социальную политику.

Виды выплат из госбюджета:

· ассигнования – выдача денежных средств из госбюджета на содержание предприятий и учреждений;

· субсидии – вид государственного денежного пособия предоставляемого государством организациям и учреждениям;

· субвенции – вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслевым хозяйственным органам, предоставляемого на цели развития;

· дотации – вид государственного пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков и целей поддержки.

Помимо выплат, различного вида, для нормального функционирования предприятий, государство может предоставлять им финансовые льготы. В зависимости от цели, с которой они предоставляются, финансовые льготы могут быть:

1. адаптационные льготы – предоставляются планово-убыточным или малорентабельным предприятиям на срок, предусмотренный программой по финансовому оздоровлению;

2. стимулирующие льготы – предоставляются с целью усилить экономическую заинтересованность предприятий в НТП, первоочередном выполнении госзаказа и решении социальных задач.

2.1. Состояние госбюджета.

Состояние госбюджета можно расценивать как:

Нормальное состояние госбюджета, – если расходная часть госбюджета равна доходной.

Дефицитное состояние госбюджета, - если расходы превышают доходы.

Дефицит госбюджета не является опасным для экономики в целом, если он находится на уровне 2-3% ВНП. В противном случае он сказывается на функционировании денежной, кредитной систем и всей экономики в целом.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода;

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет;

3. Увеличение бюджетных расходов;

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

2.2. Меры по снижению бюджетного дефицита.

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

2.3. Источники покрытия дефицита.

Дефицит госбюджета почти неизбежен, ибо потребности государства и общества всегда больше наличных средств. И очень часто государству выгодно пойти на дефицит, нежели на социальную напряженность.

Дефицит может покрываться за счет:

1) запасов прошлых лет (очень редко), в том числе за счет продажи золотовалютных запасов;

2) госзаймов, (что приводит к увеличению государственного долга);

3) эмиссии денег.

Первый источник очень недолговечен, поскольку как только появляется дефицит, правительство стремится «залатать» его в первую очередь за счет резервов-запасов.

Основная форма государственных заимствований финансовых ресурсов – это выпуск государственных займов. Государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Для этого государство должно выпускать свои обязательства под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Т.о. выплата процентов по государственному долгу становится одной из главных статей бюджета.

Эмиссия денег (выпуск банкнот) – третий источник покрытия дефицита. Очень часто, она ведет к тяжелым последствиям для экономики. Многие экономисты называют ее инфляционным налогом. (Инфляционный налог – это те потери, которые несут владельцы денег из-за инфляционного роста цен.)

2.4. Государственный долг.

Государственный долг – общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).

По виду задолженности различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, учреждениям. Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны.

 

Налоги.

Основным источником дохода государства в цивилизованном обществе являются налоги.

Налог – это изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определенной и установленной в законодательном порядке.

Налогообложение – способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

3.1. Принципы построения налоговой системы.

· Всеобщность, – т.е. охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

· Стабильность, – т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

· Равно напряженность – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков савкам в доле от дохода и прибыли.

· Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты; самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

· Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низко доходные предприятия и группы населения.

3.2. Функции налогов.

Налоговая система должна выполнять следующие функции:

1. Фискальную (источник доходов);

2. Перераспределительную (от богатых к бедным, из одних отраслей в другие);

3. Стимулирующую (способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости, укреплению семьи и др.). Эта функция, в основном, осуществляется через систему налоговых льгот и привилегий.

3.3. Источник и объект налогообложения.

Необходимо различать источник и объект налогообложения.

Источник – независимо от объекта налогообложения, - чистый доход общества. Объект – это количественно измеримое экономическое явление, которое служит базой для начисления налогов.

Объектом налогообложения являются:

· доход (с предприятий или населения);

· имущество (недвижимое и движимое);

· передача имущества в наследство, при дарении;

· определенные виды сделок (операции с ценными бумагами);

· вывоз товаров за границу (таможенные пошлины).

3.4. Классификация налогов.

По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги – взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов. Косвенные налоги – взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, то есть в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.

В свою очередь прямые налоги делятся на две группы:

· Реальные налоги: поземельный; подомовой; на ценные бумаги; подоходный с населения; на прибыль предприятий.

· Личные налоги: на прирост капитала; с наследства и дарений; поимущественный налог; на перевод прибыли и капиталов за рубеж.

Косвенные налоги делятся на три группы:

· Фискальные монопольные налоги: индивидуальные; универсальные (налог с оборота); на добавленную стоимость.

· Акцизы: на отдельные виды товаров.

· Таможенные пошлины:

- по происхождению: экспортные; импортные.

- по целям: фискальные; протекционные; антидемпинговые; преференциальные.

- по ставкам: специфические; адвалорные; смешанные.

3.5. Налоговые ставки и налоговые льготы.

Предельная налоговая ставка – есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных предприятий или производств в зависимости от их профиля, характера производимой продукции и выполняемых работ, используемой рабочей силы, зоны расположения.

3.6. Виды налогов.

Большинство налогов, по признаку соотношения между ставкой налога и дохода, может быть отнесено в одну из трех групп: прогрессивный, пропорциональный или регрессивный налог.

Прогрессивный налог – средняя ставка повышается по мере возрастания дохода, т.е. с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог.

Регрессивный налог – средняя ставка понижается по мере возрастания дохода, т.е. с низких доходов взимается более высокий процент. Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложится на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами.

Пропорциональный налог – средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода. Например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка.

3.7. Кривая Лаффера.

Для того, чтобы определить при какой налоговой ставке поступления в бюджет будут максимальными используют кривую Лаффера. (Артур Лаффер – известный экономист, исследовавший зависимость налоговых поступлений от ставок налогов.) Определение оптимальной налоговой ставки очень важно, т.к. при дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления.

Кривая Лаффера – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений. Кривая выявляет такую налоговую ставку (от нулевой до 100%-ой), при которой, налоговые поступления в бюджет достигнут максимума.

Ставка налога (%)

 
 


100%

 

 

opt

 

Налоговые поступления (в ден. ед.)

Max

 

Контрольные вопросы.

1. Какие функции финансов вы знаете?

2. Что такое финансовая система?

3. Охарактеризуйте структуру финансовой системы.

4. Что такое государственный бюджет? Перечислите статьи доходов и расходов госбюджета? Какие из перечисленных являются наиболее важными?

5. Что такое дефицит бюджета? Каковы его причины? Что вы знаете о государственном долге России?

6. Представляет ли опасность для экономики государственный долг?

7. Какие виды выплат из госбюджета вы знаете?

8. Какими принципами руководствуются при построении налоговой системы?

9. На какие основные группы делятся налоги?

10. Что может служить объектом налогообложения?

11. Какой характер носит налоговая система России – прогрессивный или регрессивный?

12. Определите, какие налоги относятся к прогрессивным, регрессивным и пропорциональным:

1) подоходный налог с граждан;

2) налог на добавленную стоимость;

3) налог на прибыль предприятия;

4) акцизный налог на производство сигарет.

13. Что показывает кривая Лаффера?

Тема 8: Банковская система. Кредитно-денежная политика.

1. Банковская система: Центральный банк и коммерческие банки.

Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие банки (депозитные) различных видов.

Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное обращение. Фактически объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд.

Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. Центральный банк может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

- первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

- последующее изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков.

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных