Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Использование финансов для развития экономики




1. Объективные предпосылки, необходимость и возможность использования финансов в воспроизводственном процессе.

2. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.

3. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.

4. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.

 

Вопрос

Применительно к финансам, которые являются объективной категорией, человечество осознало:

· необходимость накопления финансовых ресурсов для выполнения государством функций, обеспечения расширенного воспроизводства, обеспечения защиты людей от риска;

· возможность накопления таких ресурсов, которые сохраняют свою ценность во времени.

Объективные предпосылки целенаправленного использования финансов в общественном воспроизводстве кроются в их функциях. Распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного производства в целом и отдельных его структурных подразделений. Контрольная функция (через движение финансовых ресурсов) отражает течение экономических процессов в обществе и фиксирует все происходящее в экономике и отдельных ее структурных подразделениях.

Реализация объективных предпосылок использования финансов в общественном воспроизводстве зависит от конкретных организационно-правовых форм функционирования финансовых отношений. Благодаря организационным формам становится возможным использовать финансы в качестве экономического рычага, активного инструмента управления экономикой.

Область использования финансов в качестве экономического инструмента, степень их воздействия на общественное производство предопределены содержанием самой категории, которая определяет их общественное назначение и границы применения.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство:

· количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Возможности количественного воздействия определяются объемом финансовых ресурсов. Именно их величина и направления использования влияют на пропорции распределения дополнительных средств производства, уровень технической оснащенности предприятия и т. п. Изменяя размеры финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении хозяйствующих субъектов. Устанавливая направления наиболее эффективного вложения средств. Добиваясь распределения финансовых ресурсов в соответствии с потребностями, общество может воздействовать на развитие производства в желаемом направлении.

· качественное влияние характеризуется воздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений. Оно зависит от тез возможностей влияния на материальные интересы участников, которыми обладает та или иная конкретная форма финансовых отношений. Здесь важна не сама по себе величина финансовых ресурсов, а то, каким образом они формируются, в каких условиях происходит их движение и использование. Оно связано с превращением финансов в стимул развития экономики.

Потенциально финансы обладают большими возможностями влияния на экономику: обслуживают воспроизводственный процесс в целом; обладают потенциальным свойством катализатора экономических процессов; обслуживают кругооборот ПФ и участвуют в создании новой стоимости; распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; образуются денежные фонды целевого назначения; осуществляют контроль за соблюдением режима экономии в расходовании ресурсов; стимулирование лучших результатов деятельности работников непроизводственной сферы; влияют на скорейшую реализацию социальных задач.

Т.о. выделяют 3 направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

· финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

· финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

· финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

Вопрос

Процесс воспроизводства включает 4 стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Все стадии воспроизводственного процесса тесно переплетены, взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одновременно.

Определяющей среди них является стадия производства, от состояния которого зависит экономический рост. Не менее важной является и стадия распределения, т.к. ошибки в распределении НД, неоправданное увеличение, например, фонда потребления, с одной стороны, создает условия для увеличения потребностей в производстве товаров и услуг; с другой стороны, сужает возможности делать это на новой технической основе в связи со снижение доли фонда накопления, направляемого на инвестиции, т.е. на обновление производственного аппарата. В свою очередь, нарушения на стадии обмена может привести к разрыву хозяйственных связей между предприятиями, что будет отрицательно воздействовать на сферу производства.

Нормальный воспроизводственный процесс возможен только при полном обеспечении его необходимыми финансовыми ресурсами.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых хозяйствующими субъектами и государством.

Финансовые ресурсы необходимы, прежде всего, хозяйствующим субъектам, у которых формируются децентрализованные финансовые ресурсы, которые используются на микроуровне

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечивается за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды,

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в 3 формах:

· самофинансирование - основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостаточности собственных средств предприятие может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами;

· кредитование - это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы хозяйствующих субъектов покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности;

· государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, между формами собственности и т.д.

На практике все перечисленные формы могут применяться одновременно. Главное - добиться оптимального для данного периода соотношения между ними.

Вопрос

Финансовый рынок – это особая сфера рынка, на которой осуществляется рыночное перераспределение свободных денежных капиталов и сбережений между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами.

Финансовые активы – деньги в наличной форме и в виде остатков на банковских счетах, а также ценные бумаги, золото и драгоценные металлы.

Сущность финансового рынка заключается в том, что на нем происходит столкновение спроса и предложения денежных средств и капиталов и формируется цена финансовых активов.

· предложение средств, которые могут быть переданы другим субъектам, исходит от домашних хозяйств, но свободные денежные средства образуются также и у предприятий в процессе кругооборота их капиталов, и у государства при формировании и использовании централизованных фондов;

· спрос на дополнительные финансовые ресурсы предъявляет реальный сектор экономики и в меньших объемах государство для финансирования своих расходов и домашние хозяйства. Свободные денежные средства (сбережения) всех экономических агентов поступают на финансовый рынок посредством сделок, на которых происходит их инвестирование в различные финансовые активы.

Анализ функционирования финансовых рынков предполагает определение его сегментов, выделение отдельных, функционирующих по своим правилам рынков (рис.).

 
 

 

 


Рынок капиталов
Денежный рынок
Срок обращения

       
 
 
   

 


Вид финансовых

инструментов

 


Финансовый рынок выполняет следующие функции: организационная; аккумулирование свободных денежных средств; перераспределительная; регулирующая.

 

Вопрос

Экономика страны - это сложный н/х комплекс, различные части которого развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним.

Регулирование - согласованное функционирование разных частей экономики путем изменения темпов роста отдельных структурных подразделений в соответствии с изменившимися потребностями общества.

Регулирование экономики происходит посредством:

· саморегулирования, т.е. базируется на свободе хозяйствующих субъектов. Выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п. Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в т.ч. финансового. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями н/х;

· государственное вмешательство в экономику. Необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества. Оно основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики складывается конкретный механизм влияния на экономику.

Система государственного регулирования социально-экономических процессов – единый комплекс целей, задач и мер, основанных на правовых, финансовых и организационных аспектах.

Правовое регулирование порядка реализации принятой экономической и социальной концепции обеспечивается комплексом законодательных актов и программных документов. Необходимо регулировать денежные ресурсы с целью аккумулирования средств для инвестирования в приоритетные отрасли хозяйства, корректировки уровня жизни различных категорий населения, создания условий для развития личности.

Финансовое регулирование, основные параметры которого отражаются в балансе финансовых ресурсов, финансовом плане-прогнозе по бюджетным показателям и бюджетном плане (с помощью которого государство участвует в решении проблем общества, содействует развитию образования, здравоохранения, науки, культуры и других социальных услуг). Эти блага покрываются полностью или частично за счет централизованных денежных фондов.

В качестве государственных регуляторов выступают: государственные расходы; налоги; неналоговые платежи; доходы государственных внебюджетных фондов; финансовые льготы и санкции; система государственного регулирования деятельности монополий; государственный кредит.

Формы государственного регулирования:

· прямое (ставки налогов, нормативы государственных расходов, их повышение, понижение);

· косвенное (косвенные налоги, текущие государственные расходы);

· смешанное (местные налоги, неналоговые платежи, льготное налогообложение, бюджетное финансирование, нормативы образования и использования фондов государственных предприятий).

Организационное регулирование выражается в наличии государственных органов управления, способных эффективно осуществлять государственное регулирование с целью успешного продвижения социально-экономических реформ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных