Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Актуальные проблемы развития рынка страхования жизни в Казахстане




 

На рынке страхования Казахстана в последите годы наблюдаются устойчивые темпы роста основных показателей. Несмотря на это, в агрегированном виде абсолютные и относительные показатели рынка не столь впечатляющие, особенно на фоне международных сопоставлений. Они сильно отстают не только от развитых рынков, но и от многих стран с переходными типами экономики.

Но информации Комитета по регулированию и надзору финансового рынка Национального банка, структура страхового рынка в 2015 году мало изменилась но сравнению с предыдущим годом. Количество страховых организаций сократилось с 34 до 33, в том числе по страхованию жизни осталось неизменным, составило 7. Повысился уровень концентрации рынка. Доля первой десятки страховых организаций в совокупных активах и капитале превысила 75%, в премиях - выросла до 56%.

Замедление отечественной экономики, падение потребительского спроса и девальвация национальной валюты оказали разнонаправленное влияние па основные показатели рынка страхования и страховых Организаций. Совокупные активы страховых (перестраховочных) организаций за прошлый год увеличились более чем на треть (на 34,8%), составили без малого 825,7 млрд. тенге. Суммарный собственный капитал вырос на 41,6% - до 406,4 млрд. тенге. Опережающие темпы роста капитала но сравнению с активами но многом были обусловлены масштабным увеличением размера чистой прибыли.

Сумма страховых резервов, сформированных для обеспечения исполнения принятых обязательств, возросла на 26,5% - до 377 млрд. тенге. Объем страховых премий, переданных на перестрахование, увеличился па 12.5%, составил 89,9 млрд. тенге. Из этой суммы на перестрахование нерезидентам было передано около 72,3 млрд. тенге. Доля страховых премий, переданных на перестрахование 1 президентам, выросла до 26,1% против 23,6% на аналогичную дату предыдущего года.

Девальвация тенге, падение платежеспособного спроса бизнеса и населения отразились па динамике поступления премий. Объем премий, собранных в 2015 году страховыми организациями, по сравнению с предыдущим годом увеличился на 8,3% - до уровня 288,3 млрд. тенге. Объем страховых премий по обязательному страхованию вырос на 10,5%, составил 73,1 млрд. тенге. Премии по добровольному личному страхованию выросли па 2,1 % -до 83 млрд., по добровольному имущественному страхованию - на 11,4% - до 132,2 млрд. тенге. При этом объем премий, собранных но отрасли «страхование жизни», увеличился на 17,1% - до 55 млрд. тенге. Более половины премий но обязательному страхованию пришлось на страхование ответственности владельцев транспортных средств, несколько меньше - на страхование работников от несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей. В классе добровольного личного страхования более чем но 21 млрд. тенге составили премии по страхованию жизни и страхованию на случай болезни, аннуитетному страхованию - более 31 млрд. тенге. Премии по добровольному имущественному страхованию распределились следующим образом. По страхованию имущества премии составили более 60 млрд., гражданско-правовой ответственности - около 25 млрд., премии по страхованию от прочих финансовых убытков и автомобильного транспорта - более 11 и 16 млрд. тенге соответственно.

Рост рынка в минувшем году сопровождался умеренным увеличением объема страховых выплат на 7,9% - до 67,2 млрд. тенге. Из общей суммы наибольший объем пришелся на выплаты по добровольному личному страхованию, которые выросли на 19,2%, составили более 30,6 млрд. тенге. Выплаты по добровольному имушественному Страхование увеличились на 105% - до 1,1 млрд.тенге, а по обязательному страхованию сократились на 4% - до 25,5 млрд. тенге. Коэффициент убыточности в целом по страховому рынку снизился до 21,4%, по-прежнему остается низким по сравнению с рынком страхования развитых стран, где этот показатель составляет от 60 до 80%.

Значительно изменились в прошлом году финансовые показатели деятельности страховых организаций. Доходы от страховой деятельности выросли на 6,1%, при этом доходы от инвестиционной деятельности увеличились в 6 раз, составили около 247 млрд. тенге. В целом доходы страховых (перестраховочных) организаций по сравнению с предыдущим годом увеличились на 91,8% - до 452 млрд., а расходы - на 30,6%, составили около 238 млрд. тенге. Чистая прибыль после уплаты налога по сравнению с предыдущим годом выросла, и составила около 174,5 млрд. тенге.

Устойчивая динамика роста показателей рынка отразилась на росте основных параметров страхового секюра в абсолютных цифрах. За предыдущие пять лет размер собственного капитала вырос практически в два раза, более чем в два раза увеличились совокупные активы и объем собираемых премий страховых организаций, страховые резервы - в 3,3 раза. Положительная динамика развития способствовала росту основных показателей рынка в абсолютных цифрах, однако его функциональные возможности по-прежнему остаются на низком уровне.

Негативное влияние на это, помимо прочего, оказало снижение совокупного объема страховых премий по итогам 2008 - 2009 -го и 2014 года, а также девальвация национальной валюты. В результате опережающей динамики роста экономики основные показатели страхового сектора по отношению к ВВП ухудшались. По результатам 2014 года отношение страховых премий и собственного капитала к ВВП снизилось до уровня порядка 0,7%, активов -1,6%. Возросшие темпы роста в прошлом году наряду с замедлением экономики позволили несколько улучшить показатели рынка. Соотношение активов к ВВП повысилось до 2%, а страховых премий осталось практически на прежнем, уровне. Объем собираемых премий на душу населения вырос с уровня порядка 15298 тенте до 16331 тенге.

Тем не менее уровень освоения рынка по-прежнему остается на очень низком уровне. Так, сумма собираемых страховых премий к ВВП п Казахстане в разы ниже не только показателя развитых стран (7-10%), по и многих государств с переходными типами экономики. Но данным регулятора, страховые премии на душу населения в Казахстане за прошлый год повысились, но в результате девальвации тенге в последние годы значительно упал размер премий па душу населения В условных единицах. Если в 2013 году этот показатель почти на 7 долларов превысил отметку в 100 долларов, то по итогам прошлого года снизился до 74 долларов. Для сравнения, премии на душу населения в развитых странах измеряются в интервале 2000 - 4000 долларов.

Сопоставление показателей свидетельствует о том, что страховой рынок Казахстана еще далек от должного уровня развития. Возможности страховых организаций постепенно растут, но остаются пока весьма ограниченными. Поэтому отечественным компаниям недоступны крупные проекты в страховании. Им не но силам, скажем, страховать депозиты банков или в полной мере способствовать развитию пенсионного обеспечения за счет накоплений вкладчиков на основе договоров пенсионного аннуитета. Не стали страховые организации значимыми институциональными инвесторами, их совокупные активы все еще несопоставимы не только с размером активов банковской системы, но и накопительных пенсионных фондов.

Перечень услуг большинства страховых организаций остается ограниченным. Их возможности не отвечают потребностям экономики и финансового рынка. Преодолеть отставание можно только за счет резкого увеличения спектра услуг и опережающего роста показателей рынка. Одной из причин догоняющего развития страхового рынка остаются невысокие доходы большей части населения Казахстана. Но дело, очевидно, не только в этом. К примеру, при сопоставимом уровне доходов расходы населения на страхование в России и Украине выше, чем в Казахстане. Эти различия дают основание yтверждать, что на медленном развитии рынка страхования жизни сказываются и субъективные факторы.

Это и небольшое количество компаний по страхованию жизни, и отсутствие опыта, и невысокая капитализация, и, как следствие, небольшой спектр предлагаемых ими услуг. В частности, почти отсутствует такой популярный вид страхования жизни, как накопительный, который мог бы стать реальной альтернативой банковским депозитам. Этому в определенной мере препятствует несовершенство законодательных актов, менталитет населения, достаточный уровень популяризации этого вида страхования самими страховщиками.

В результате принятые ранее программы развития страхового рынка остаются нереализованными. Так, достижение отношения премий к ВВП уровня 2% предполагалось еще в начале второй половины прошлого десятилетия, однако за последние семь лет значение этого показателя не только не выросло, а снизилось. Для ликвидации допущенного отставания, кардинального изменения ситуации на рынке и повышения функциональных возможностей страховых организаций потребуется много лет, в течение которых страховой рынок должен расти темпами, значительно опережающими динамику номинального ВВП.

Динамика роста рынка напрямую зависит от экономической ситуации в стране, которая резко ухудшилась в результате снижения мировых цеп на нефть и другие экспортные товары. В этих условиях негативное влияние на рост рынка будет оказывать ухудшение показателя финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, снижение покупательной способности населения, которое будет приобретать главным образом предметы первой необходимости, а не страховые продукты. Дополнительное давление на рынок, помимо прочего, будет оказывать ослабление курса тенге к доллару США. Под влиянием этого фактора страховые премии на душу населения в этом году снизятся до уровня 50 долларов.

Понятно, что ухудшение внешних условий, снижение покупательной способности субъектов рынка не будет способствовать ускорению роста отечественного рынка страхования. В этих условиях поддержку могут оказать низкая база сравнения, увеличение премий по обязательному, а также, возможно, и по аннуитетному страхованию. Без обеспечения высоких темпов роста нельзя рассчитывать на то, что страховой рынок Казахстана станет эффективным механизмом защиты интересов государства, граждан и хозяйствующих субъектов от финансовых, социальных и иных рисков. Для повышения функциональных возможностей рынка страховым организациям необходимо повышать уровень капитализации, расширять перечень услуг, добиваться снижения объема страховых премии, передаваемых на перестрахование нерезидентам.

Страхование жизни включает в себя два основных вида страхования – долгосрочное накопительное страхование жизни и срочное страхование жизни. Страхование жизни в Казахстане развивается довольно слабо. Это, скорее всего, связано с недоверием к страховой системе после обесценивания страховых сумм по договорам, заключенным Госстрахом СССР; мошенническими действиями страховых агентов, а также низкой культурой страхования [19, с.69].

В результате среди граждан Казахстана осознанная потребность в страховании пока не сформировалась. Низкий уровень страховой культуры приводит к тому, что добровольные виды страхования развиваются не за счет розничных потребителей, а за счет корпоративных. Изменить ситуацию можно только путем планомерного разъяснения населению преимуществ страхования, чтобы люди воспринимали страхование не как испол­нение каких-то обязательств перед государством или фи­нансовым институтом, а как защиту на все случаи жиз­ни. Пока мало кто понимает, что страхование жизни может стать не только защитой от непредвиденных событий, но и инвестиционным инструментом. Так, по накопительному страхованию жизни человек, приобретая страховку на случай смерти и случай дожития, параллельно с этим, может получить и другие услуги, схожие с банковскими.

Что касается плюсов добровольного страхования жизни, то, надо отметить, что застрахованный гражданин уверен в том, что в случае болезни, смерти и другого печального обстоятельства его близкие не останутся без средств к существованию. Необходимо, чтобы люди шли покупать страховой полис, руководствуясь именно этими причинами, поскольку государство не может гарантировать материальную поддержку на все случаи жизни.

В соответствии с действующим казахстанским законодательством, страхование жизни не может стать обязательным видом страхования. Так, в статье 806, пункте 3) Гражданского Кодекса РК говорится: «Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина ни законодательными актами, ни договором».

Вместе с тем, у добровольного личного страхования в Казахстане огромный потенциал, экономические законы, которые действуют во всем мире, работают и у нас. Но если в Европе история и традиции страхования выстраивались на протяжении многих веков, Казахстану придется пройти этот путь за несколько десятков лет [20, с.255].

По подсчетам казахстанских страховщиков, размер страховой премии на душу населения, сборы по личному страхованию будут стремиться вверх, пока не достигнут точки равновесия. По нашему мнению, это равновесие установится на уровне 200-300 долл. (для отрасли «страхования жизни»), что приблизительно будет соответствовать уровню стран Восточной Европы. Сейчас, по данным Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (КФН), доля страхования жизни в структуре расходов населения Казахстана очень мала, около 4 - 6 долл. (4 долл. - в 2009 г.). Согласно данным КФН за 2012 год, доля по страхованию жизни к общим премиям в 2013 году составляет примерно 17-18%, при этом данный показатель имеет тенденцию роста. В этой связи, мы полагаем, что доля по страхованию жизни к общим премиям будет неуклонно расти и в дальнейшем.

Темп роста страхового рынка зависит, прежде всего, от экономического фактора. Поскольку расходы на страхование во многом зависят от экономического роста в стране. По мере увеличения доходов домохозяйств и, соответственно, их важно понимать, что развитие страховой культуры во многом зависит от финансовой способности человека приобрести полис.

На сегодняшний день задачами государственного регулирования страхового рынка являются содействие развитию рынка добровольного страхования. А поскольку основными требованиями при покупке полиса страхования жизни являются выгода и надежность, с целью стимулирования спроса со стороны граждан, было бы целесообразно ввести налоговые льготы для страхователей.

В настоящий момент страховые взносы освобождаются от уплаты подоходного налога у источника выплат, однако удержание подоходного налога происходит при страховой выплате.

В этой связи, в целях стимулирования развития страхования жизни, можно рассмотреть следующие предложения: во-первых, ввести льготное налогообложение для страхователей по договорам долгосрочного накопительного страхования жизни (заключенным на период от 10 лет и более) при осуществлении страховой выплаты. Во-вторых, с целью стимулирования маркетингового продвижения, компании по страхованию жизни могут быть освобождены от уплаты КПН по договорам накопительного страхования жизни. В-третьих, для развития страхования жизни, необходимы меры государственной поддержки. Так, к примеру, по договорам долгосрочного накопительного страхования жизни, заключенным на период от 10 лет и более, государство может ежегодно вносить премию (бонус), начисляемую в размере определенного процента от суммы страховых взносов, как это происходит при накоплении в системе жилищно-строительных сбережений.

В-четвертых, важно, чтобы в отрасли «страхование» жизни», государство продолжало развивать политику гарантирования страховых выплат, в случае, к примеру, ликвидации страховой организации. Все мы помним, что при ликвидации АО «КСЖ «Валют-Транзит Life» государство гарантировало выплаты только по договорам аннуитетного страхования, тогда как по договорам страхования жизни страховщик не смог исполнить обязательства.

Учитывая важное значение страхования жизни населения для государства, применение этих мер невозможно без государственной программы, направленной на пропаганду страхования – образовательные семинары, разъяснения в СМИ и пр.

Таким образом, только в условиях добросовестной конкуренции и высокого качества обслуживания, высокой покупательской способности населения можно говорить о развитии добровольных видов страхования, в том числе и страхования жизни.

Участники страхового рынка также должны работать над повышением страховой культуры, разъяснением преимуществ и возможностей страхования жизни.

Основными проблемами развития страхового рынка являются вопросы недостаточности развития в республике рынка страхования жизни и других видов личного страхования, внедрения систем корпоративного управления страховых организаций, формирования и обеспечения доступности базы статистических и иных данных о деятельности страховых (перестраховочных) организаций, автоматизации деятельности страховых компаний.

Особенности проведения личного страхования и в том числе страхования жизни на нынешнем этапе связаны со следующими проблемами:

 

- недостаточный уровень доходов населения;

- негативная история личного страхования в постсоветский период;

 

- ограниченный круг надежных финансовых инвестиционных инструментов;

 

- неуверенность потенциальных страхователей в будущем;

 

- низкая страховая культура населения, отдельных страховых посредников и страховщиков;

 

- отсутствие экономических стимулов для участия населения в долгосрочном личном страховании.

Развитию личного страхования также мешает традиционное использование населением других способов создания сбережений (движимое имущество, недвижимость, покупка иностранной валюты), что отчасти является наследием инфляционного периода отечественной экономики, когда все свободные средства сразу же вкладывали в относительно твердые ценности.

Одной из актуальных проблем страхового рынка на сегодняшний день является необходимость выполнения задекларированного обязательства о полном соблюдении страховыми организациями международных стандартов финансовой отчетности при отсутствии легитимного МСФО №4 «договоры страхования» [21, с.112].

Практика применения Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», вступившего в силу с 1 июля 2005 года, выявила много вопросов, не урегулированных названным законом [22, с.249].

В ближайшей перспективе необходимо решить все проблемы и определить пути совершенствования страхового рынка Казахстана.

В настоящее время уже имеется потенциал для использования страховых принципов в сфере пенсионных услуг путем внедрения пенсионных аннуитетов, а также в других областях социальной сферы, включая страхование работодателей. В соответствии с приоритетами, определенными государством, вопрос о развитии личного страхования, и в том числе страхования жизни, трудоспособности, здоровья, системы аннуитетов и иных социально значимых видов страхования, а также об активизации деятельности страховых организаций, осуществляющих страхование жизни, является наиболее актуальным.

 

Кроме этого, также основной задачей развития страхования и страховой деятельности в стране являются восстановление и дальнейшее повышение страховой культуры населения. В настоящее время можно констатировать, что низкий уровень развития страхового рынка сложился, в том числе в силу недостаточной страховой культуры населения.

К числу причин этого можно отнести негативное отношение населения к страхованию в целом (недоверие населения), исторически сложившуюся ориентированность населения на социальную и иную помощь со стороны государства, отсутствие доступной информации о страховых продуктах, деятельности страховых организаций, в том числе в силу их низкой рекламной активности, непонимание смысла страховых услуг, отсутствие позитивных материалов о деятельности страховых организаций в средствах массовой информации, высокие страховые тарифы, несопоставимые с доходами населения, невыгодные условия страхования.

Низкий уровень страховой культуры приводит к тому, что добровольные виды страхования развиваются не за счет розничных потребителей, а за счет корпоративных. Изменить ситуацию можно только путем планомерного разъяснения населению преимуществ страхования, чтобы люди воспринимали страхование не как исполнение каких-то обязательств перед государством или финансовым институтом, а как защиту на все случаи жизни. Пока мало кто понимает, что страхование жизни может стать не только защитой от непредвиденных событий, но и инвестиционным инструментом. Так, по накопительному страхованию жизни человек, приобретая страховку на случай смерти и случай дожития, параллельно с этим, может получить и другие услуги, схожие с банковскими.

Что касается плюсов добровольного страхования жизни, то, надо отметить, что застрахованный гражданин уверен в том, что в случае болезни, смерти и другого печального обстоятельства его близкие не останутся без средств к существованию. Необходимо, чтобы люди шли покупать страховой полис, руководствуясь именно этими причинами, поскольку государство не может гарантировать материальную поддержку на все случаи жизни.

В соответствии с действующим казахстанским законодательством, страхование жизни не может стать обязательным видом страхования. Так, в статье 806, пункте 3) Гражданского Кодекса РК говорится: «Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина ни законодательными актами, ни договором» [23].

Вместе с тем, у добровольного личного страхования в Казахстане огромный потенциал, экономические законы, которые действуют во всем мире, работают и у нас. Но если в Европе история и традиции страхования выстраивались на протяжении многих веков, Казахстану придется пройти этот

путь за несколько десятков лет.

По подсчетам казахстанских страховщиков, размер страховой премии на душу населения, сборы по личному страхованию будут стремиться вверх, пока не достигнут точки равновесия. По нашему мнению, это равновесие установится на уровне 200-300 долл. (для отрасли «страхования жизни»), что приблизительно будет соответствовать уровню стран Восточной Европы. Сейчас, по данным Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (КФН), доля страхования жизни в структуре расходов населения Казахстана очень мала, около 4 - 6 долл. (4 долл. - в 2009 г.). Согласно данным КФН за 2012 год, доля по страхованию жизни к общим премиям в 2013 году составляет примерно 17-18%, при этом данный показатель имеет тенденцию роста. В этой связи, мы полагаем, что доля по страхованию жизни к общим премиям будет неуклонно расти и в дальнейшем [24, с.76].

Темп роста страхового рынка зависит, прежде всего, от экономического фактора. Поскольку расходы на страхование во многом зависят от экономического роста в стране. По мере увеличения доходов домохозяйств и, соответственно, важно понимать, что развитие страховой культуры во многом зависит от финансовой способности человека приобрести полис.

На сегодняшний день задачами государственного регулирования страхового рынка являются содействие развитию рынка добровольного страхования. А поскольку основными требованиями при покупке полиса страхования жизни являются выгода и надежность, с целью стимулирования спроса со стороны граждан, было бы целесообразно ввести налоговые льготы для страхователей.

В настоящий момент страховые взносы освобождаются от уплаты подоходного налога у источника выплат, однако удержание подоходного налога происходит при страховой выплате [25, с.109].

В этой связи, в целях стимулирования развития страхования жизни, можно рассмотреть следующие предложения: во-первых, ввести льготное налогообложение для страхователей по договорам долгосрочного накопительного страхования жизни (заключенным на период от 10 лет и более) при осуществлении страховой выплаты. Во-вторых, с целью стимулирования маркетингового продвижения, компании по страхованию жизни могут быть освобождены от уплаты КПН по договорам накопительного страхования жизни. В-третьих, для развития страхования жизни, необходимы меры государственной поддержки. Так, к примеру, по договорам долгосрочного накопительного страхования жизни, заключенным на период от 10 лет и более, государство может ежегодно вносить премию (бонус), начисляемую в размере определенного процента от суммы страховых взносов, как это происходит при накоплении в системе жилищно-строительных сбережений.

В-четвертых, важно, чтобы в отрасли «страхование жизни», государство продолжало развивать политику гарантирования страховых выплат, в случае, к примеру, ликвидации страховой организации. Все мы помним, что при ликвидации АО «КСЖ «Валют-Транзит Life» государство гарантировало выплаты только по договорам аннуитетного страхования, тогда как по договорам страхования жизни страховщик не смог исполнить обязательства.

Учитывая важное значение страхования жизни населения для государства, применение этих мер невозможно без государственной программы, направленной на пропаганду страхования – образовательные семинары, разъяснения в СМИ.

Таким образом, только в условиях добросовестной конкуренции и высокого качества обслуживания, высокой покупательской способности населения можно говорить о развитии добровольных видов страхования, в том числе и страхования жизни. Участники страхового рынка также должны работать над повышением страховой культуры, разъяснением преимуществ и возможностей страхования жизни.

Для решения существующих проблем в сфере повышения страховой культуры населения необходимо осуществление широкомасштабных, согласованных с участием всех профессиональных участников страхового рынка и их объединений, государственных органов мероприятий, позволяющих повысить привлекательность страхования для населения.

В связи с чем, предполагается осуществление следующих мероприятий:

- проведение на регулярной основе совместной с профессиональными участниками страхового рынка их объединениями просветительской и разъяснительной работы среди населения, направленной на представление более полной и объективной информации о рынке страховых услуг и страховых продуктах, в том числе по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг;

- регулярное проведение тематических конференций, семинаров, направленных на повышение уровня профессионального образования участников страхового рынка;

- информирование населения о незаконной либо неправомерной деятельности на страховом рынке, в том числе страховых агентов и других посредников страховых организаций — нерезидентов Республики Казахстан на территории Республики Казахстан;

Институт страхования играет важную роль в экономической системе страны. В Казахстане страховой рынок находится в стадии формирования: совершенствуются законодательные нормативы, требования к участникам рынка, формируется страховая инфраструктура, определяются ключевые фигуры страхового рынка [25, с.152].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных