ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие
3.1 Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Механизм рыночного ценообразования. 3.2 Эластичность спроса и предложения 3.1 Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Механизм рыночного ценообразования Спрос на рынке можно определить как желание и возможность потребителей купить данный товар по данной цене в данный период времени. Спрос также определяют, как платежеспособную потребность. Кривая спроса представлена на рис. 4.
Р А
В
Q Рисунок 4 – Кривая спроса Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы и имеют возможность приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В теории выделяют, кроме категории спрос, категорию «величина спроса». Величина спроса – это количество товара или услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. И если рассмотреть ситуацию, складывающую на рынке какого-нибудь товара, то можно заметить, что между ценой и количеством проданного товара существует обратная связь. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Закон спроса можно проиллюстрировать графически в виде кривой. На спрос влияют неценовые факторы: а) увеличение или сокращение доходов потребителей; б) изменение вкусов и предпочтений; в) ожидания относительно цен будущего периода; г) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров; д) рост и уменьшение числа покупателей на рынке и др. Эти факторы способствуют сдвигу кривой, либо а) вправо вверх (увеличение); б) влево вниз (сокращение), что представлено на рис. 5.
Р
Рисунок 5 – Действие неценовых факторов на кривую спроса
Приведем некоторые примеры действия неценовых факторов или детерминантов спроса. 1.Увеличение денежных расходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т.е. сдвиг кривой D в положение D2. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос на низкокачественные товары снижается, т.к. кривая перемещается из положения D в D1. 2. Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Отсюда следует вывод: если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Наоборот, повышение цен на взаимодополняемые (комплементарные) товары сокращает спрос на них. А отсюда - если два товара взаимодополняемые (комплементы), то между ценой на один из них и спрос на другой существует обратная связь. 3. Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей на рынке. В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезмерно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семьи, долю лиц пенсионного возраста и т.д. Необходимо различать понятия: а) «изменение величины спроса» – отражает движение точки по кривой спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и наоборот б) «Изменение в спросе – отражает сдвиг кривой спроса под влиянием неценовых факторов либо «вправо вверх», либо «влево вниз». Предложение представляет собой желание и возможность производителей произвести и поставить на рынок определенное количество товара или услуги, по определенной цене за определенный период. Величина предложения – это количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Зависимость величины предложения от цены прямая. Прямая связь между ценой и величиной предложения продукта называется законом предложения. Закон предложения иллюстрируется с помощью кривой предложения. Кривая предложения показывает,какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени (рис. 6).
Р
S
Рисунок 6 – Кривая спроса
Кривая предложения имеет положительный наклон, что означает желание производителя продать большее количество благ по более высокой цене, при прочих равных условиях. На предложение влияют следующие неценовые факторы: а) цены факторов производства (ресурсов); б) технология; в) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики; г) размер налогов и субсидий; д) количество продавцов на рынке и др. Действие неценовых факторов на кривую предложения представлено на рис. 7.
S 1 Р S S2
Рисунок 7– Действие неценовых факторов на кривую предложения
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, т.е. сдвиг кривой S положение S1, и наоборот, в случае понижения цены на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S 2. Необходимо различать понятия: а) «изменения величины предложения» – означает движение точки по кривой предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и наоборот; б) «изменение в предложении»– отражает сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов либо “ вправо – вниз”, либо “ влево – вверх”. Для понимания функции предложения особое значение имеет фактор времени. Различают кратчайший, краткосрочный и долгосрочный рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны. В краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны. Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены на рынке происходит под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса так и предложения. В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Равновесная рыночная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Или иначе, равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое предлагают на рынке производители (рис.8). Р
Е Р(Е)
Q e Q Рисунок 8 – Рыночное равновесие
В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено: а) либо деятельностью монополий; б) либо вмешательством государства, волевым способом, устанавливающим цены выше или ниже точки равновесия (рис. 9).
P 1 излишки
P E
P 2 дефицит
D
Q1 Q Q 2 Q
Рисунок 9 – Отклонение от равновесия. Излишки и дефицит Если государство фиксирует цену ниже равновесного уровня (пол цены) это приводит к возникновению ситуации, когда Qd > Qs. В результате возникает дефицит товаров на рынке. Если государство фиксирует цену выше равновесного уровня (потолок цены) это приводит к возникновению ситуации, когда Qd < Qs. В результате возникает излишек товара на рынке. Равновесие – закон для конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|