Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 8. Этапы ведения консультативной беседы




Зависимость принципов организации консультативной беседы от методологических установок психолога-консультанта и сферы его практической деятельности. Исследование основных принципов организации консультативной беседы на примере модели, предложенной Ю.Е. Алешиной.

Первый этап консультативной беседы: Знакомство с клиентом и начало беседы. Приблизительная продолжительность этапа. Встреча клиента в дверях кабинета. Фразы, с помощью которых подбадривают клиента. Пауза, чтобы клиент собрался с мыслями и огляделся. Фразы, с которых начинается знакомство. Как лучше представляться клиенту. Какая информация должна быть предоставлена клиенту по его запросу или без него. Что делать, если клиент просит звонить куда-либо, писать письма и так далее. Обговаривание возможности присутствия на консультации кого-либо третьего (например, стажера). Обговаривание возможности аудио и видео записи. С какой фразы лучше всего переходить к расспросу.

Второй этап консультативной беседы: Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез. Приблизительная продолжительность этого этапа.

Данный этап состоит из двух подэтапов:

1. Формулирование консультативных гипотез.

2. Проверка консультативных гипотез.

Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе: эмпатическое слушание, приемы структурирования беседы, принятие концепции клиента на этом подэтапе, осмысление того, что говорит клиент. Понятие консультативной гипотезы. Перевод жалобы клиента на язык психологической проблемы. Понятие психологической проблемы. Количество гипотез у психолога-консультанта как показатель его профессиональной оснащенности.

Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе: вербальное выражение консультантом гипотезы и ее максимальная индивидуализация в процессе диалога с клиентом. Большая утонченность и конкретная направленность вопросов консультанта к клиенту на этом подэтапе. Значение анализа конкретных ситуаций. Необходимость обсудить две-три конкретные ситуации для того, чтобы гипотеза подтвердилась или была опровергнута. Какими должны быть конкретные ситуации. Необходимость стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Зачем это нужно. Большая активность психолога на втором подэтапе по сравнению с первым.

Третий этап консультативной беседы: Оказание воздействия. Приблизительная продолжительность этого этапа.

Данный этап состоит из двух подэтапов:

1. Коррекция установок.

2. Коррекция поведения.

Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе: Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполненной, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий:: Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так далее) ® Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях ® Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента. Средства, которые использует психолог-консультант для выстраивания этой цепочки в сознании клиента.

Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе: психолог должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Далее разрабатывается конкретный план позитивного реагирования клиента.

Четвертый этап консультативной беседы: Завершение беседы. Приблизительная продолжительность этого этапа. Основная деятельность психолога: подведение итогов беседы; обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами; домашние задания; прощание консультанта с клиентом. Особенности эмоционального реагирования клиента на заключительном этапе консультативной беседы: возможные негативные реакции клиента и поведение психолога-консультанта.

Литература:

1. Алешина, 2000, с. 27 - 51.

2. Кочюнас, 1999.

3. Шабалина, 1998, с. 8 – 10.

4. Ануфриев, 1995, с.112.

5. Елизаров, 1996.

6. Капустин, 1993.

Список литературы

Назад

Контрольные вопросы к содержанию курса:

1. Сущность психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

2. Цели и задачи психологического консультирования.

3. Подходы к психологическому консультированию в отечественной психологии.

4. Принципы психологического консультирования.

5. Пространственные и временные аспекты консультативной беседы.

6. Техники работы на уровне чувств в психологическом консультировании.

7. Обеспечение контакта с клиентом во время консультативной беседы.

8. Первый этап консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы.

9. Второй этап консультативной беседы: расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез.

10. Третий этап консультативной беседы: оказание воздействия.

11. Четвертый этап консультативной беседы: завершение беседы.

12. Особенности эмоционального реагирования клиента на заключительных этапах консультативной беседы.

13. Сущность духовно ориентированного подхода к психологическому консультированию.

14. Сущность диалогического подхода к психологическому консультированию.

15. Основные приемы ведения консультативной беседы.

16. Отношение к советам в психологическом консультировании.

17. Этические аспекты психологического консультирования.

18. Виды психологического консультирования.

19. Специфика дистантного психологического консультирования.

20. Цели и методы работы с клиентом в рамках классического психоанализа З. Фрейда.

21. Индивидуальная психология А. Адлера как концепция психологической помощи и работа с клиентом в рамках этого направления.

22. Аналитическая психология К.Г. Юнга и работа с клиентом в рамках этого направления.

23. Психотерапия конструктивного альтернативизма, терапия фиксированных ролей Джорджа Келли.

24. Концепции и методы работы с клиентом в русле нейролингвистического программирования.

25. Сущность гуманистического подхода к психологическому консультированию и основные направления в рамках данного подхода.

26. Представления о причинах личностных расстройств в клиент-центрированном подходе К. Роджерса.

27. Цели и методы оказания помощи клиенту в рамках клиент-центрированного подхода К. Роджерса.

28. Представления о жизненном пути личности в рамках экзистенциального подхода И. Ялома и Р. Мэя. Понятие о данностях существования.

29. Идентификация неадекватных механизмов психологической защиты в рамках экзистенциального подхода.

30. Смерть как фактор экзистенциального кризиса. Конструктивные и деструктивные способы переживания тревоги, связанной со смертью.

31. Свобода человека в мире как источник экзистенциальных кризисов. Конструктивные и деструктивные способы решения проблем, возникающих вследствие осознания своей свободы и ответственности.

32. Изоляция как данность человеческого существования. Конструктивные и деструктивные способы преодоления тревоги, связанной с изоляцией.

33. Бессмысленность как данность человеческого существования. Конструктивные и деструктивные способы работы с этой проблемой.

34. Основные методы работы с клиентом в ситуации экзистенциального кризиса, связанного со смертью.

35. Основные методы работы с клиентом при наличии предельных беспокойств, связанных со свободой.

36. Основные методы работы с клиентом при наличии предельных экзистенциальных беспокойств, связанных с изоляцией.

37. Работа с клиентом, жалующимся на недостаток смысла в жизни, в рамках экзистенциального подхода.

38. Концептуальные основы логотерапии В. Франкла. Причины распространенности экзистенциального вакуума в современном обществе.

39. Основные методы работы с клиентами в рамках логотерапии В. Франкла.

40. Основные цели и методологические основы поведенческого консультирования.

41. Функциональный анализ проблемных зон клиентов в рамках поведенческого консультирования.

42. Тренинг ассертивности и репетиции поведения как методы оказания помощи в рамках поведенческой модели.

43. Методы подкрепления, используемые в поведенческом консультировании.

44. Концептуальные основы гештальттерапии. Цели работы с клиентом в рамках данного направления.

45. Механизмы нарушения процесса саморегуляции, выделяемые в рамках гештальттерапии.

46. Техники воздействия, используемые в гештальттерапии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных