ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Словарь основных категорий и понятийАбсентеизм – неучастие избирателей в голосовании на выборах в органы государственной и местной власти, а также на референдумах. Автономия - право на независимость, самоуправление, самостоятельность государственных образований в отношениях, связанных с организацией и обеспечением их существования и деятельности. Автономия административная и политическая – понятие, применяемое к государственной или областной автономии. Если автономная единица образуется в форме автономной республики (т.е. государства) это политическая автономия. Если автономная единица образуется в форме автономной области (округа) – это государственное (национально-государственное) образование. Автономия государственная – создание автономных образований в виде автономных государств или национально-государственных образований, являющихся элементами государственного устройства государства. Автономия национальная – система организационно-правовых форм учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей), основанных на их самоуправлении. Автономия национально-культурная – форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности для выражения своих национальных, духовных, культурных и иных интересов. Автономия национально-территориальная – система национальных государств (автономная республика), национально-государственных образований (автономная область, автономный округ), административно-территориальных единиц (национальный район, уезд, волость и др.), создаваемых для учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и для обеспечения их самоуправления. Автономия областная – то же, что и государственная автономия. Автономная область (автономный округ) – разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии Административно-территориальная единица – часть территории государства в фиксированных границах, на которой создаются и действуют государственные органы и органы местного самоуправления. Административно-территориальное устройство - деление территории государства на определенные части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Административно-территориальные преобразования - это установленный органами государственной власти субъекта Федерации порядок совершения административно-территориальных действий. Активное избирательное право - право граждан Российской Федерации на участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в голосовании на референдуме. Антиконституционность - противоречие закона, иного нормативного правового акта либо международного или внутригосударственного договора конституции (основному закону государства). Апатрид (лицо без гражданства) – лицо, проживающее на территории данного государства и не имеющее документов, подтверждающих его принадлежность к гражданству (подданству) какого-либо иностранного государства. Ассиметричная федерация - федерация, субъекты которой в значительной степени различаются по их конституционно-правовому статусу и реальному положению в системе федеративных отношений. Беженец - лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие подобных опасений; не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Безгражданство – правовое состояние лица, не имеющего гражданства (подданства) какого-либо государства. Бипатрид - лицо, имеющее гражданство (подданство) двух государств. Бикамерализм – формирование двух палат в парламенте государства. Ведение Российской Федерации - перечень вопросов общефедерального значения, решение которых находится в сфере исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Верховенство Конституции РФ - свойство Конституции, заключающееся в ее приоритете по отношению к другим действующим в России правовым актам. Вето - право определенного органа государственной власти (главы государства) наложить запрет на принятый парламентом законопроект, реализуемый в соответствующем акте: 1) абсолютное - без права вторичного принятия этого закона парламентским голосованием; 2) относительное (отлагательное) - санкционирование приостановления вступления в силу закона, т.к. парламенту предоставляется право вторично принять этот закон новым голосованием. Вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из РФ возвращение обратно. Виза - 1) в межгосударственных отношениях и дипломатии - отметка в паспорте или заменяющем его документе о разрешении лицу на выезд из государства, въезд на территорию государства или транзитный проезд через нее; 2) подпись руководителя подразделения аппарата, председателя депутатской комиссии, иного ответственного лица на проекте документа, означающая поддержку данного текста, согласие с ним. Внешняя политика – вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Внутренняя политика – все внутренние дела государства, их ведение. Военное положение – особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод. Власть – возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территориями. Осуществляется посредством авторитета, слова, акта, действия, в т.ч. принуждения. Возрастной ценз - установление возраста, по достижении которого гражданину предоставляется право избирать и быть избранным. Всенародное голосование – то же, что и референдум. Временное убежище - предусмотренная законом возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ. Выборы – способ создания органов государственной и местной власти, органов общественных объединений и др.; форма реализации избирательных прав путем участия в избирательной кампании. Выборщик – гражданин, избираемый населением для избрания должностных лиц государства или местного самоуправления. Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или вследствие политических убеждений, ставших поводом для проведения в отношении него враждебной кампании, массовых нарушений общественного порядка. Гарантии прав и свобод человека и гражданина – материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств. Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Государственная власть – организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов, выражающееся в принятии актов (совершении действий), имеющих обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Государственная граница РФ - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Государственная собственность – один из видов собственности в России, наряду с частной, муниципальной и иными формами собственности. Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Государственная защита прав и свобод - деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод. Государственное устройство - э то территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями. Государственный герб РФ (государственный гимн, государственный флаг) – один из атрибутов (символов) России как государства. Государственный суверенитет - способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Государственный суверенитет означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. Государство – основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Государство правовое – особый вид или уровень развития государства, характеризующийся такими признаками как: реальные гарантии прав и свобод, верховенство права и закона, принцип разделения властей и др. Гражданин – физическое лицо, официально принадлежащее к данному государству и обладающее его гражданством. Гражданское общество – общество, в которм существуют различные виды Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Двойное гражданство – наличие одновременно гражданства (подданства) двух государств. Двугражданство – политико-правовая принадлежность лица к двум государствам, каждое из которых признает данное лицо своим гражданином. Дееспособность – установленная нормативными актами способность участника правоотношений своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Действие Конституции РФ - проявление всех свойств и качеств Конституции, выражающих ее способность оказывать влияние на поведение социальных объектов Демократия (власть народа) – форма государвенно-политического устройства, основанная на признании таких принципов как: верховенство конституции и законов; народовластие и политический плюрализм; свобода и равенство граждан и др. Демократия непосредственная – Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Денатурализация – отмена решения о натурализации, т.е о приеме иностранного гражданина или лица без гражданства в гражданство данного государства. Денонсация – официально оформленный отказ государства о ранее заключенного международного договора. Депортация - принудительный вывоз одного лица или группы граждан из страны пребывания либо с места постоянного проживания по решению государственных органов. Закон – нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государственной власти либо непосредственно народом на референдуме, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий общеобязательную силу. Законность – один из универсальных общеправовых принципов, основным содержанием которого является требование неуклонного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов всеми государственными и негосударственными организациями, должностными и частными лицами. Законодательная власть – разновидность государственной власти, осуществляемая парламентом, обладающая исключительным правом издавать законы. Законодательство – 1) совокупность только законов государства; 20 совокупность законов и иных нормативных правовых актов (включая договоры федерации и ее субъектов), принимаемых парламентом, главой государства, правительством и иными органа, уполномоченными на их принятие; Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов; военные и иные объекты, для которых установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Злоупотребление властью – неправомерное использование должностным лицом своих прав. Избиратель - гражданин государства, обладающий избирательным правом, т.е. правом участия в голосовании на выборах депутатов и выборных должностных лиц. Избирательное право – 1) совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления; 2) конституционное право гражданина на участие в выборах: в субъективном смысле: право граждан избирать в органы государственной и местной власти (активное избирательное право); быть избранными в эти органы (пассивное избирательное право). Идеологическое многообразие - конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной. Идеологическое многообразие предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Избирательная система - установленный национальным законодательством порядок организации и проведения выборов в представительные органы, определение итогов голосования и результатов выборов. Иностранные граждане - лица, находящиеся на территории государства, обладающими документами, подтверждающими их принадлежность к другому государству. Исключительная компетенция – совокупность полномочий, находящихся в ведении только определенного государства, субъекта федерации, территории, органа государства или местного самоуправления. Исполнительная власть – один из видов (ветвей) государственной власти в Российской Федерации, суть которой заключается не только в наличие специальных органов, но и в реализации законов, исполнении их требований, управлении и обеспечении функционирования государственного механизма, экономики и рынка, удовлетворении запросов и нужд населения. Источник права – нормативный акт, принятый компетентным органом государства или органом местного самоуправления, народом на референдуме и устанавливающий нормы права. Источники конституционного права - нормативно-правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источники науки конституционного права - носители информации, в которых уже содержатся накопленные знания о конституционном праве и изучение которых способно дать исследователю научные знания о конституционном праве». Кандидат - претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов или назначения, зарегистрированный в этом качестве в установленном порядке. Квалифицированное большинство - официально установленное большинство голосов, необходимое для принятия решения по вопросу, поставленному на голосование, превышающее простое большинство. Кворум - установленное законом, уставом организации или регламентом минимальное количество участников собрания, заседания какого-либо органа, необходимое для признания соответствующего собрания или заседания правомочным принимать решения. Коллективные обращения (петиции) - индивидуальное или коллективное прошение, подаваемое в службы государственной власти в письменном виде. Компетенция – совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами Конкурирующая компетенция - совместная компетенция федерации и ее субъектов распределяется таким образом, что органы субъектов федерации вправе принимать решения по любым вопросам данной сферы, пока такие решения не приняты федеральными органами, но в любом случае акты субъектов федерации в совместной сфере не могут противоречить актам федеральным. Конституанта - во Франции и некоторых др. государствах учредительное собрание, созываемое с целью разработки конституции. Конституционализм – 1) теория конституции как таковая, история и практика конституционного строительства в той или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом; 2) целостная система знаний о фундаментальных общечеловеческих политико-правовых ценностях, находящих выражение в демократических конституциях и демократической конституционной теории, их содержании, формах, методах и степени реализации. Конституционное право (как отрасль права) - совокупность правовых норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также основы организации гражданского общества и государственной власти. Конституционное Собрание – орган, предусмотренный Конституцией РФ и созываемый для решения вопросов, связанных с пересмотром Конституции РФ. Конституционно-правовая ответственность - особый вид ответственности, обеспечивающий реализацию норм отрасли конституционного права. Конституционно-правовой статус РФ - совокупность юридических принципов, определяющих внутренние и внешние параметры России Конституционно-правовой статус субъектов РФ - это совокупность установленных нормами основного закона государства прав, гарантий их реализации, обязанностей, ответственности субъекта федерации. Конституционно-правовой статус человека - совокупность гарантируемых Конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей. Конституционно-правовые нормы - это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовые отношения - общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей. Конституционные гарантии - это разновидность правовых гарантий, содержащихся в нормах конституционного права, обладающих общими для всех юридических гарантий признаками: а) закреплены в правовых актах; б) обеспечиваются нормотворческой и правоприменительной деятельностью государственных органов; в) имеют регламентированный способ применения. Конституционные обязанности - совокупность закрепленных в Конституции РФ обязанностей, возлагаемых или на всех лиц, пребывающих на территории Федерации, или только на граждан РФ. Конституционные права и свободы - закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, пользоваться социальными благами как в личных, так и в общественных интересах. Конституционные санкции – это законодательно закрепленные неблагоприятные меры принудительного воздействия по отношению к субъектам права в случае их противоправного поведения. Конституционный контроль (конституционный надзор) – осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия законов, иных нормативных актов положениям конституции, осуществляемый конституционными судами или специализированно уполномоченными конституцией органами государства. Конституционный строй – отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституция - основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных групп общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. Конфедерация – объединение государств с сохранением их суверенитета, международно-правовой союз, а не государственный, созданное для достижения определенной цели, не ведущего к образованию нового государства. Коренные малочисленные народы - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный уклад жизни, хозяйствование и промыслы, осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Лица без гражданства – то же, что и апатрид. Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Местное самоуправление – элемент конституционного строя РФ, одна из форм осуществления власти народа. Метод конституционного регулирования – совокупность (сочетание) способов и приемов юридического воздействия норм права на общественные отношения. Методология науки конституционного права – совокупность методов научного познания, используемых данной наукой. Миграция - перемещение людей на жительство через границы тех или иных территориальных образований. Миграция внутренняя - это перемещение людей в пределах государства. Миграция внешняя - перемещение людей из своего государства в другие государства (эмиграция) и из других государств в свое государство (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Монархия – форма правления государства, при которой главой государства является монарх. Многопартийность - это гарантированная Конституцией возможность учреждения нескольких или множества политических партий и их реальное участие в политической жизни страны. Муниципальное образование – Наказы избирателей - одна из характеристик императивного мандата, представляет собой поручения избирателей своим депутатам. Народный суверенитет - как принцип означает полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства. Натурализация - прием в гражданство иностранного гражданина и лица без гражданства путем подачи заявления (в России – на имя Президента РФ). Наука конституционного права - система знаний об отрасли конституционного права. Национально-культурная автономия - это сообщество людей одного национального происхождения, языка, созданное для поддержки их интереса к своей истории, литературе, культуре. Национальный режим – один из видов режимов, устанавливаемых в государстве применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Недееспособность – неспособность физического лица в силу возраста или психического состояния своими действиями приобретать юридические права и нести обязанности. Обращение гражданина - обобщенное наименование индивидуальных и коллективных обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и др. в форме заявлений, жалоб, предложений, ходатайств. Непосредственная демократия - осуществление народом власти, принятие решений на референдумах и свободные выборы. Обращение гражданина - обобщенное наименование индивидуальных и коллективных обращений граждан, направленных в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, (заявление, жалоба), а также устное обращение гражданина. Общепризнанные нормы международного права - правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. Общепризнанные принципы международного права - основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Общественная власть - власть общественных объединений и групп граждан как средство их самоорганизации; их акты обязательны для соответствующих граждан; опирается на методы общественного воздействия, обычаи, традиции, не может прибегать к государственному влиянию и принуждению для достижения своих целей. Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Оптация – один из способов приобретения или прекращения гражданства в конституционном или международном праве, связанный с территориальными изменениями. Опрос народа – консультативный институт непосредственной демократии, направленный на выявление мнения граждан государства, населения определенной территории путем голосования по общественно значимому вопросу (консультативный референдум). Основные права и свободы – это те права и свободы, которые закреплены в конституции государства. Основания конституционно-правовой ответственности - нарушение выраженного в норме конституционного права обязательного правила поведения – правонарушение (деликт), которым признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) органа публичной власти или должностного лица такого органа, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления публичной власти, и за которое нормами конституционного права РФ предусмотрена конституционно-правовая ответственность. Основные права и свободы - это права и свободы человека и гражданина, закрепленные в конституции государства. Основы конституционного строя - совокупность общественных отношений, составляющих сущность устройства общества и государства. Отзыв народом (избирателей) своих представителей – это императивный институт непосредственной демократии, который предполагает досрочное прекращение своих полномочий депутатом (или другого выборного лица). Пассивное избирательное право - право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Пересмотр Конституции - установленные в действующей Конституции РФ основания, а также порядок разработки и принятия новой Конституции страны. Петиция – форма коллективного обращения граждан в компетентный орган государства или местного самоуправления с предложением принять определенный нормативный акт или решение либо рассмотреть вопрос на заседании органа. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации Плебисцит – голосование (референдум), проводимое в государстве, как правило, по вопросам внешнеполитического значения. Плюрализм – возможность существования разных мнений по тому или иному общественно значимому вопросу. Подведомственность – отнесение вопроса к ведению того или иного государственного органа, органа местного самоуправления. Подданство – принадлежность лица к государству, главой которого является монарх. Подзаконный акт – правовой акт, изданный государственным органом исполнительной власти в пределах его компетенции в соответствии с законом, основе закона, во исполнение его. Политическая власть – полномочия и деятельность по управлению обществом и государством с участием негосударственных организаций. Политико-административное деление - деление унитарного государства на единицы, статус которых регулируется актами текущего законодательства. Политико-территориальное устройство - представляет собой виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой. Политическая власть - власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления Политическое многообразие - конституционный принцип, провозглашающий свободу политических мнений и действий, легальную возможность создания и деятельности политической оппозиции. Политический режим - система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власть в обществе. Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Политическое убежище - предоставляемое государством право въезда и пребывания на своей территории иностранным гражданам и лицам без гражданства на неограниченное время и право пользоваться его защитой как в отношении самого лица, так и членов его семьи. Полномочия – права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, иных участников общественных отношений, установленные нормативными актами. Поправка к Конституции РФ - любое изменение текста глав 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции. Права – возможности определенного поведения, совершения тех или иных действий, закрепленных в нормативных правовых актах. Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов лица, находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Права человека - это права, исходящие от природы, и не зависят от наличия или отсутствия гражданства конкретного государства. Правовая охрана Конституции - комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм в условиях режима конституционной законности. Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного повторения. Правовое государство - тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. Предмет науки конституционного права – вся сфера общественных отношений, связанных с предметом отрасли конституционного права. Предметы ведения РФ и ее субъектов - круг вопросов (сферы государственной и общественной жизни), внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей или через систему народного представительства. Прекращение гражданства – прекращение правовой связи с государством в соответствии с законодательством. Приобретение гражданства – получение гражданства конкретного государства в соответствии с законодательством Публичные слушания - это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Разделение властей– конституционный принцип, суть которого заключается в разделении государственной власти на три ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную) на основе системы сдержек и противовесов, разграничении полномочий между ними. Ратификация- утверждение парламентом международного договора, заключенного от имени государства президентом или правительством. Реализация Конституции - 1) все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. («реализация» Конституции тождественно понятию «действие» Конституции; 2) правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции. Регламент – нормативный акт, устанавливающий порядок осуществления полномочий и процедур деятельности государственного органа или органа местного самоуправления. Республика(республиканская форма правления) - форма правления, которая характеризуется принадлежностью народу власти в стране; выборностью органов государственной власти и местного самоуправления. Референдум- форма непосредственной демократии, окончательное решение вопроса государственного, регионального или местного значения путем голосования граждан, проживающих на соответствующей территории. Российские соотечественники - граждане России, проживающие за рубежом; лица, имевшие гражданство СССР, проживающие в странах бывшего СССР и получившие гражданство этих стран или ставшие лицами без гражданства; выходцы из России и СССР и их потомки. Самозащита - в юридическом значении конституционное право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Светское государство - конституционная характеристика государства, предполагающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности Сецессия - выход из государства какой-либо административно-территориальной единицы; из состава федерации – его субъекта по решению населения, принятому на референдуме. Система конституционного права - внутреннее его строение, включающее конституционно-правовые нормы, институты и подотрасли. Система конституционного законодательства – комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих конституционно-правовые отношения. Система науки конституционного права представляет упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними. Социально-экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Субъект Российской Федерации - родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения входящих в состав РФ республик (государств); национально-территориальных государственных образований (автономная область и округа); территориально-государственных образований (краев, областей городов федерального значения). Суверенитет- верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, которая реализуется только судами, входящими в состав судебной системы страны. Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для принятия в будущем решений по другим делам, возникшим в связи с аналогичными фактическими обстоятельствами. Толкование Конституции – особый вид деятельности государственных органов с целью официального разъяснения норм Основного закона. Территориальное деление государства- система территориальных составных частей (единиц) государства, представляющее собой географическую основу территориального устройства. Унитарное государство- форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.д.). Федерализм – конституционный принцип, означающий признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить унитарное государство в федеративное. Федерация (федеративное устройство) - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство. Федерация договорная - форма территориального устройства, образуемая в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающихся в связи с этим в субъекты федерации. Филиация - приобретение гражданства в силу рождения (на основе принципов «право почвы», «право крови»). Ценз - предусмотренные законодательством ограничительные условия допущения лица к пользованию какими-либо правами, главным образом, избирательными правами. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам Чрезвычайное положение – особый правовой режим деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Экспатриация - запрещение высылки из страны своих граждан и законно находящихся в данном государстве (обычно, демократическом) иностранцев. Экстрадиция - запрет выдачи иностранным государством своих граждан и иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. Юридическая ответственность – вид социальной ответственности; возникшая из правонарушения правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права. Юрисдикция: 1) установленная законом совокупность полномочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры, решать дела о правонарушениях, оценивать действие лица или иного субъекта с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям; 2) территория в подведомственности определенного органа власти; 3) отправление правосудия, а также иная деятельность государственных органов по разрешению споров, рассмотрению дел о правонарушениях и применению санкций. Явочный порядок - (при проведении собраний, манифестаций) когда не требуется законодательством извещение компетентных органов инициаторами о предстоящем собрании, манифестации, его времени, месте проведения и тематике.
[1] Комкова Г.Н. Конституционное право России. – М., 2005. – С. 13. [2] См.: Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. Выпуск 2. – М., 1908; Градовский А.Д. Общее государственное право. – СПб, 1885; Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. – СПб, 1910; Алесеев А.С. Русское государственное право. – М., 1897 и другие. [3] См.: Шаргородский М.Д., Иоффе О.С. О системе советского права // Советское государство и право. 1957. - № 6. – С. 107; Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М., 1969. – С. 11-12 и др. [4] Конюхова И.А. Конституционное право РФ. Общая часть: Курс лекций. - М., 2006. – С. 58. [5]См.: Уманский Я.Н. Советское государственное право. – М., 1970. – С. 6-7; Чиркин В.Е. Конституционное право в РФ. – М., 2001. – С. 28-29; Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. – С. 38 и др. [6] См.: Малько А.В. Конституционное право России: Учебно-методическое пособие. – М., 2005. – С. 28. [7] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы конституционного права: Курс лекций. Т.1. – М., 2005. – С. 99. [8] Конюхова И.А. Конституционное право России. Общая часть: Курс лекций. – М., 2006. – С. 199. [9] Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право РФ: Учебное пособие. – М., 2007. – С. 26. [10] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. – С. 57. [11] Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. – М., 2007. – С. 24-26. [12] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 190-191. [13] См., например: Конституционное право России / Под ред. А.С. Прудникова, В.И Авсеенко. – М., 2005. – С. 30. [14] Баглай М.В. Указ. соч. - С. 44. [15] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 193. [16] Малько А.В. Указ. соч. – С. 156. [17] См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. – М., 2001. – С. 175-176; Парламентское право России: Учебник / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М., 1999. [18] Конституционное право субъектов РФ / Отв. ред. В.А. Кряжков. – М., 2002. [19] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 63. [20] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М., 2007. – С. 15. [21] Конюхова И.А. Указ. соч. - С. 68. [22] Баглай М.В. Указ. соч. – С. 49, 72. [23] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 91. [24] Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. – М., 1999. – С. 65. [25] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2005. – С. 37 [26] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – М., 2003. – С. 81. [27] См.: Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2007. – С. 37. [28] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права: Курс лекций. - М., 2005 - С. 365. [29] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2001. – С. 75. [30] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2001. – С. 117-139. [31] Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. – М., 1999. – С. 69. 1 См.: Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. - М., 1998. - С. 3-4, 11. 2 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. - М., 2005. - С. 28 - 35; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2005. - С. 43-57. [32] См.: Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. - М., 2003. – С. 13. [33] Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 1999. [34] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. [35] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2000. [36] Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. – М., 2003. [37] Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. – М., 1999. [38] Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. – М., 2000. [39] Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. – М., 1998. [40] Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в РФ. – М., 1998. [41] Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. - М., 2003. [42] Авакьян С.А. Конституционное право Росси: Практикум. – М., 2007. – С. 11. [43] Конюхова И.А. Конституционное право России: курс лекций. – М., 2006. – С. 83. [44] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2007. – С. 82. [45] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. – С. 11. [46] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Росси. - М., 2007. – С. 18. [47] Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2006. – С. 206. [48] Российская газета. - 2003. - 2 декабря. [49] СЗ РФ. - 1995. - № 29. – Ст. 2757. [50] Кряжков В.А, Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. – М., 1998. [51] Российская газета. – 1995. – 28 декабря. [52] СЗ РФ. - 1995. - № 45. – Ст. 4408. [53] СЗ РФ. – 1998. - № 10. – Ст. 1146. [54] Федеральный зако. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801. [55] Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 1996. - № 22. - Ст. 2663. [56] Кутафин О.Е. Источники конституционное право РФ. – М., 2002. – С. 328. [57] См.: Колосова М.С. Конституционная ответственность в РФ. – М., 2000. – С. 8; Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. – М., 1996. – С. 33-34; Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – М., 2003. – С. 65. [58] Авдеенкова М.П. Механизм реализации конституционно-правовой ответственности. – М., 2003. - С. 42-43. [59] Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. Материалы конференции // Государство и право. – 2000. – № 3. – С. 27. [60] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. - М., 2005. – С. 301. [61] Сучилн А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов власти субъектов РФ. – М., 2003. – С. 49. [62] См.: Гаджиев Г.А. Проблемы конституционно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестник Московского университета. Серия. 11. Право. - 2001. - № 3. - С. 129. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ. - С. 65; Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. – М., 2006. - С. 27 и др. [63] Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. - Воронеж, 1985. – С. 78. [64] Страшун Б.А. К понятию конституционной ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2001. - С. 74. [65] Пискотин М.И. Политическая ответственность работника аппарата государственного управления в социалистических странах. - Варшава, 1975. [66] Козлова Е.А., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2007. – С. 85. [67] Авакьян С.А. Конституционное право России. – М., 2007. – С. 136. [68] Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2007. – С. 68. [69] Конюхова И.А. Конституционное право России. – М., 2006. – С. 287. [70] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 28. [71] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 16. [72] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – М., 2005. – С. 141. [73] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 51. [74] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 60. [75] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 106.. [76] Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2003. – С. 47. [77] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 68. [78] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 70. [79] Во Франции в 1958 г. парламент поручил руководство подготовкой новой конституции правительству, но установил пять принципов, которыми оно должно руководствоваться (всеобщее избирательное право, ответственность правительства перед парламентом и др.). [80] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 105. [81] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Там же. – С. 106. [82] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Там же. – С. 116.
[83] Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. – М., 2000. [84] СЗ РФ. – 1998. - № 10. – Ст. 1146. [85] СЗ РФ. – 2001. - № 52. – Ст. 4916. [86] СЗ РФ. – 2004. - № 13. – Ст. 1110. [87] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2006. – С. 563. [88] Лучин О.В. Конституция РФ. Перспективы развития. – М., 2002. – С. 536. [89] Лучин В.О. Конституция РФ: проблемы реализации. – М., 2002 [90] Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. - М., 2007. - С. 51. [91] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2007. - С. 99. [92] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2007. - С. 129-198. [93] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций. - М., 2007. - С. 51. [94] Конюхова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 2000. - С. 537. [95] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - M., 2005. Т. 1. - С. 438-485. [96] Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство // Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 91-99. [97] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2-х т. - M., 2010. Т. 1. - С. 442. [98] Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. – М., 2004. [99] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник – М., 2003. [100] Авакьян С.А. Конституционное право: Учебный курс. В 2-х тт.– М., 2010.
[101] Авакьян С.А. Конституционное право: Учебный курс. В 2-х тт.– М., 2010. [102] СЗ РФ. – 1997. - № 39. – Ст. 4465. [103] Безуглов А.А. и. Солдатов С.А. Конституционное право: Учебник. – М., 2003. [104] Авакьян С.А. Конституционное право России Учебный курс. В 2х тт. - М., 2010. - С. 364. Т. 1. [105] Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1. – М., 2010. – С. 86. [106] Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме РФ»//СЗ РФ. –2004. -№27. –Ст. 2710. [107] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учебник. - М., 2012. – С. 78. [108] СЗ РФ. - 2002. - № 145. – Ст. 1245. [109] СЗ РФ. – 2004. - № 245. – Ст. 2345. [110] СЗ РФ. - 2003. - № 45. - Ст. 14257. [111] Конституционное право России / Под. ред. А.Е. Постникова. - М., 2007. – С. 295-301. [112] Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. - М., 2002. - С. 79. [113] Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М., 2008. [114] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право Российской Федерации.- М.: Юристъ, 2002. - С. 135-138. [115] Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2009. – С.199. [116] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И.Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 144. [117] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И.Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 145. [118] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2009. – С. 257. [119] Конституционное право России / Под ред. А.В. Малько. - М., 2007. - С. 132. [120] Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. — М., 2002. - С. 47. [121] См.: Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). – М., 2005. - С. 150. [122] Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1999. - С. 504. [123] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 147 [124] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. - М., 1997. - С. 147. [125] См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - М., 2010. Т. 1. [126] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник: В 3 т. - М., 2001. Т. 1. - С. 428. [127] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 146. [128] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. - М., 1998. - С. 2001. [129] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 148 [130] Авакьян С.А. Конституционное право Практикум. - М., 2007. - С. 57. [131] Маковский А.Л. О понятиях «правовое положение», «правовой статус» иностранцев». Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. - М., 2008. [132] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И.. Кукушкина. – М., 2009. – С. 185. [133] Малько А.В. Конституционное право России. – М., 2007. – С. 77. [134] Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право России. - М., 2010. - С. 267. [135] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И.. Кукушкина. – М., 2009. – С. 194.
[136] Рыбаковский Л.Л. Исторический опыт регулирования миграции населения в России. - М., 1994. - С. 113. [137] Крестьянская реформа в России 1861 года. // Сборник законодательных актов. – М., 1954. [138] Положение «Об установлении временных правил о переселении крестьян на свободные казенные земли» от 10 июля 1881г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. – СПб., 1885. [139] Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации / Под ред. А.Д. Даниэль, Л.С. Ереминой, Т.И. Касаткина. - М., 1997. - С. 123. [140] Земельный Кодекс РСФСР от 1922 г. // Собрание кодексов РСФСР. – М., 1927. [141] Постановлением ЦИК и СНК Союза СССР «О льготах крестьянскому населению по землеустройству и переселению» от 10 сентября 1926 года // СЗ РФ. – 1926. - № 61. - Ст. 455. [142] Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - М., 2005. - С. 110. [143] Григорян Л. А. Конституция СССР — правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. - М., 1982. - С. 13-14. [144] Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. - Воронеж, 1984. - С. 95; Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. - Волгоград, 1997. - С. 77. [145] Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав граждан // Журнал российского права. – 2001. - № 12. - С. 83. [146] Грудицына Л.Ю. Правовая природа институтов защиты и охраны прав человека в России // Российская Юстиция. - 2008. - № 2. - С. 60-61. [147] Российская газета. - 2002. - 5 июля 2 Матвеева Т.Д. Международные и национальные инструменты и механизмы защиты прав человека. - М., 1995. - С. 82. 1 Лукашук И.И. Норма международного права в международной нормативной системе. - М., 1997. – С. 321. [148] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2005. - С. 96. [149] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х тт. М., 2010. – С. 21. Т. 2. [150] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М., 2002. – С. 74. [151] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М., 2002. – С. 74. [152] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М., 1997. - С. 790. [153] Баглай М.В. Конституционное право России. - М., 2008. - С. 290-291. [154] Основы теории и практики федерализма. / Отв. ред. К. Малерлит. - Лейдан, 1999. – С. 11. [155] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2003. - С. 159. [156] Златопольский Д.Л. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности: материалы «круглого стола // Государство и право. - 2001. - № 7. - С. 89. [157] Авакъян С.А. Конституционное право России. Практикум. - М., 2007. - С. 74. [158] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. – М., 2008. – С. 293.
[159] Авакъян С.А. Конституционное право России: Практикум. - М., 2007. - С. 74. [160] Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. – М., 2004. [161] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х т. – М., 2010. – С. 117. Т. 2. – С. 130. [162] Авакьян С.А. Там же. – С. 133. Т. 2 [163] Авакьян С.А. Там же.– С. 130. Т. 2. [164] О государственном совете РФ. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г.// СЗ РФ. – 2000. - № 36. – Ст. 3633. [165] Ведомости. – 1992. - № 15. – Ст. 826. [166] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х тт. - М., 2008. - С. 129. Т. 2 [167] Конституционное право России: Учебник / Под ред. Г.Н. Комковой. - М., 2006. - С. 174 -182. [168] СЗ РФ. - 2000. - № 25. - Ст. 2728; СЗ РФ. -2000. - № 29. - Ст. 3117. [169] Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М., 2008. – С. 312 [170] Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. – М., 2008. – С. 290. [171] Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. – М., 2008. – С. 293 [172] Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. – М., 2008. – С. 295 [173] Кряжков В.А. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. – М., 2002. – С. 108 [174] Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации - М., 1999. – С. 29 [175] Кряжков В.А. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. – М., 2002. – С. 118 [176] Конституционное право России: Учебник / Под ред. А .Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. – М., 2008. – С. 308. [177] ВКС РФ. – 2000. - № 5. [178] СПС «КонсултантПлюс [179] См.: Барциц И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. – М., 1999. [180] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х т. – М., 2010. – С. 137. [181] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х тт. - С. 116. Т. 2. [182] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х тт. - С. 116-117. Т. 2. [183] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х тт. - С. 118. Т. 2. [184] Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР; декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О рабочих поселках»; постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О курортных поселках» и др. [185] СПС Консультант Плюс [186] СПС Консультант Плюс [187] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2008. - С. 346 [188] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х тт. - М., 2007. - С. 139. Т. 2. [189] Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. – М., 2008. – С. 320-321. [190] Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М., 2009. - С. 321. [191] ВСНД РФ и ВС РФ. – 1992. - № 33. - Ст. 1915; СЗ РФ. – 1996. - № 49. - Ст. 1998. [192] Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М., 2009. - С. 324 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|