Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Связь характера и темперамента 8 страница




Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельно-сти. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека явля-ется та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмея-ния и уж, конечно, не выносит прикосновения равно-душных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, по-ведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-иде-але выражается тенденция развития личности.

Еще один вид творческого воображения - ф а н т а з и я или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывает-ся непосредственно с настоящим. К образам фантазии от-носят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, ко-торых в природе нет. И сказки, и научная фантастика - результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, - это осуще-ствленная мечта. Новое поколение использует вещь, о ко-торой мечтали и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начи-нают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спуник. Исполнилась меч-та К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего време-ни, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, на-конец, - исполнение. Прежде чем появился спутник, воз-никла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустой-чивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом в космос полетел человек - это было удивительно и пре-красно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди меч-тают о полете на другие планеты.

Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связа-но с развитием личности в целом. Воображение можно тре-нировать и развивать, как любую сторону психической де-ятельности человека. Воображение развивается прежде все-го в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусо-чек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.

5.3. Психологические механизмы воображения

В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер-ты уже известных человеку образов. Но в новом образе они

преображены, изменены, соединены в необычные соче-тания.

Сущность воображения заключается в способности под-мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование- сочетание отдельных элементов раз-личных образов предметов в новых, более или менее не-обычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит..

Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация - спо-соб создания нового образа путем соединения, склеива-ния совершенно разных объектов или их свойств. Напри-мер, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учи-тываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к по-лету на другие тела - оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - появился самолет. Мино-тавр - чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка... Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэро-сани, танк-амфибия и т.д.

Акцентирование- подчеркивание тех или иных черт (на-пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со-здания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфичес-ких действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенно-стей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-паль-чик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщен-ность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талант-ливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наи-более характерных особенностей людей и включения «во-ображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал A.M. Горький. - Они стро-ятся, конечно, не портретно, не берут определенно како-го-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обло-мова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это - обобщенные типы».

62. Широта спектра эмоций живого существа зависит от его физиологической и психологической сложности строения. Ведь на самом деле, роль эмоций в эволюции и жизни человека неописуема – именно они сигнализируют об удовлетворенности человека условиями жизни, а также дают понять, каким способом можно победить неудовлетворенность.

Ощущать эмоции

Зачастую человек даже не отдает себе отчет в том, какие эмоции он испытывает. Более того, даже в беседе эмоции можно умело скрыть, а посторонние прохожие вовсе не замечают, что у нас на душе. Однако, при всем этом, то, что в данный момент делает человек, является плодом его эмоций – он либо пытается справиться с неудовлетворенностью либо радуется своему счастью.

В то же время, эмоции придают характер общению. Мироощущение, отношение к предмету разговора и собеседнику –вот роль эмоций в общении. Именно благодаря нашему эмоциональному состоянию общение становится межличностным.

Эмоции в творчестве

Муки творчества, радость открытия – что же это, как не эмоции? Роль эмоций в творчестве – это функция мотиватора. Эмоции побуждают нас к действию и поддерживают в минуты, когда опускаются руки, ведь человек становится подобен азартному игроку – он не может не ощутить, отказаться от радости победителя.

Многие ученые считали, что творческое и интеллектуальное мышление нельзя разделять. Ведь аффект (эмоции) лежит в основе самых сложных умственных процессов, без которых не обошлось бы мышление. Что направляет мысли ученого или гения писателя в сторону его размышлений? Эмоции – тенденции, мотивы, потребности, интересы. Именно они движут нашими мыслями.роль эмоций в общении

Эмоции нас защищают

Но роль эмоций в деятельности человека этим не ограничивается. Думали ли вы когда-либо, что эмоции могут защитить организм от гибели? Возможность ощущать эмоции способствует мобилизации или, наоборот, разрядке. Так, находясь в опасности, силы генерируются на преодоление препятствий, предохраняют от расхода энергии впустую.

То есть, то, что мы ощущаем – это сигнал для организма о включении или выключении соответствующих функций.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам

63.Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

Настроение -- это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.

Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

Настроение -- это такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений -- самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Аффекты -- это сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание -- большой радости, взрыв гнева, страх.

В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.

Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека -- его темперамента, характера, воспитания.

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции

Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.

В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.

Страсти -- сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.

Страсть -- существенная сила человека, который энергично стремится к своей цели. Она порождает неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности -- в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.

Страсти бывают положительные и негативные. Положительные страсти -- увлечение работой, обучением -- являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.

Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива.

Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.

64. Мы не получим необходимого представления об эмоциональной сфере человека, если не будем знать о его высших чувствах. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность.

Чувство - будет ли это любовь или ненависть, уважение или презрение, гнев или симпатия - всегда направлено на объект. Объекты высших чувств - это явления окружающей нас социальной действительности в широком смысле слова. Поступки людей и характер взаимоотношений между людьми, группами и даже целыми народами, предметы человеческой культуры, произведения искусства, учрежденные людьми законы, правила общежития, многообразные виды человеческой деятельности - все это может вызвать эмоциональный отклик, который имеет свои своеобразные качества.

Эмоции ярости, гнева, страха испытывает и животное - это хорошо показал Ч. Дарвин. Но переживания нравственного характера, радость от встречи с эстетически прекрасным объектом, вдохновение в процессе творческого труда может испытывать только человек. Это специфически человеческие чувства, и облик человека - истинно человеческий или примитивный - определяется тем, в какой мере в его откликах на различные жизненные явления наличествуют высшие чувства.

Возникновение переживания высших чувств - будет ли это переживание морального негодования или эстетического восторга - всегда предполагает анализ ситуаций (пусть мгновенный), осмысливание, оценку увиденных явлений и отнесение их к той или другой социальной категории. Таким образом, перед нами чувства, которые пронизаны интеллектуальным началом, поскольку в них как обязательный элемент входят наши оценки, суждения, усмотрение социального смысла явления. Эти чувства обладают еще рядом характерных особенностей. Они могут в своих развитых формах достигать большой степени обобщенности. Очень существенно, что они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или другой стороне действительности.

Исходя из того, какая область человеческой деятельности или сфера социальных явлений становится объектом этих чувств, их подразделяют на соответствующие виды: моральные, праксические, эстетические, интеллектуальные чувства.

Моральные чувства

К моральным чувствам относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. Такие чувства предполагают не только наличие представлений о должном и не должном в поведении людей, но и то, что эти представления принимаются человеком внутренне как норма или нарушение нормы. Тогда чувства приобретают для человека характер побуждения к действию при появлении соответствующей ситуации.

Заключенная в моральном чувстве внутренняя необходимость выполнять нравственные требования особенно остро выступает в самом переживании тогда, когда возникает коллизия между эгоистическими чувствами и побуждениями и моральным чувством.

Моральное чувство может переживаться человеком как "естественное", непосредственное чувство, проявляющееся в прямом побуждении к действию при соответствующих обстоятельствах. Однако всякое непосредственно захватывающее человека моральное чувство в действительности является плодом сложного развития личности, хотя путь развития может человеком и не осознаваться.Одно из ведущих моральных чувств советского человека - чувство долга. Основу его составляет понимание и переживание потребностей нашего общества, причем это понимание и переживание потребностей превращается в настоятельное побуждение делать то, что требуют жизненные интересы Советского государства, Коммунистической партии. Это чувство переживается и при сознании необходимости действовать в интересах того более узкого коллектива, в котором живет и работает человек: семьи, школы, предприятия, бригады, цеха, колхоза и т. д. Человек не только знает и понимает, в чем заключаются его общественные обязанности, но и переживает необходимость их выполнения, испытывает чувство стыда при уклонении от них.

К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие (к товарищу, к больному, к пострадавшему); чувство доброжелательности к людям; негодование по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы как привязанность к товарищу, потребность видеть его, общаться с ним, делиться с ним своими мыслями и чувствами. Важное моральное чувство, родственное дружбе, - любовь. Это чувство, связывающее мужчину и женщину, может не только характеризоваться многолетней длительностью, но и многообразной палитрой переживаний, включающей в себя и нежность, и заботу, и радость от совместного пребывания, и тоску при расставании и т. д.

Среди моральных чувств выделяются морально-политические чувства. К ним относится все то, что связано с нашим эмоциональным отношением к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, строю, партии и т. д. К морально-политическим чувствам советского человека принадлежит чувство преданности социалистическому обществу, Коммунистической партии, чувство советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Это чувство проявляется в верности и преданности народу, своей Советской Родине, братскому содружеству трудящихся всех наций нашей страны. Советский патриотизм - источник боевого и трудового героизма людей нашего общества.

Праксические чувства

Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т. е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения.

Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, достигающей различного уровня сложности и обладающей различной значимостью для человека, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания: от небольшой заинтересованности деятельностью до очень большой увлеченности процессом деятельности. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности.

Процесс труда, учения рождает положительный эмоциональный отклик - радость от самой деятельности, от проявленного при этом мастерства, от усилий, увенчанных успехом, от самостоятельности поисков, удовлетворения от результата. Но процесс труда, учения может вызывать и отрицательный эмоциональный отклик - неудовольствие от затрачиваемых усилий, утомления, напряжения, подавленности от монотонности процесса работы и т. д. Для содержания и характера возникающих праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов. Объектом праксических чувств становятся такие формы человеческой деятельности, как труд, учение, спорт, игра.

Труд - основа существования человека, и среди высших чувств важное место занимает положительное эмоциональное отношение к труду: переживание его как сложного, но необходимого дела, как источника бодрости при встрече с препятствиями, как чувства радости от успешного завершения. Эти явления относятся к праксическим чувствам.

В сфере праксических чувств может быть выделен тот вид их, который связан с творческим трудом. Он имеет ряд своеобразных черт. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение нового в создаваемый продукт, то это порождает сложный эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Можно говорить о творческих чувствах новатора производства, изобретателя, ученого, педагога, общественного деятеля, художника, писателя, шахматиста, актера и т. д.

Имеются, несомненно, общие черты, присущие чувствам любого представителя творческого труда. Эти люди могут испытывать подъем от самого процесса деятельности, волнение и напряжение, подавленность и разочарование при неудачных поисках, интеллектуальное наслаждение от нахождения правильного решения и радостное волнение, приобретающее иногда характер вдохновения, от процесса создания нового. Поскольку эти чувства связаны с разнообразными и во многом непохожими видами человеческой деятельности, то мы встречаемся с отчетливой дифференциацией в сфере таких чувств, вызванных характером и типом самой деятельности.

Переживания, возникающие в процессе деятельности, имеющие свои характерные особенности, эмоционально видоизменяются от того, что они переосмысливаются в связи с осознанием роли данной деятельности для общества, с осознанием своего участия в этой деятельности.

Советский человек воспринимает свою деятельность как дело своей гражданской совести. Поэтому в переживание праксических чувств входит нечто новое - нравственное начало, которое видоизменяет и обогащает эти чувства.

Эстетические чувста

В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Это обстоятельство становится основой для возникновения эстетических чувств. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным

Эстетические чувства появляются не как некое изолированное переживание, но они вплетены в целостное эстетическое впечатление, которое может возникнуть и от встречи с произведением искусства, и от восприятия картины природы. Поэтому уровень, характер, содержательность наших эстетических впечатлений определяют качество и черты возникающих эстетических чувств. Иначе говоря, усложнение эстетических чувств, появление в них новых моментов зависит прежде всего от характера воспринимаемого объекта, богатства его сторон, глубины запечатленного в нем содержания, от уровня и глубины эстетического познания человека.Произведения искусства, представленные различными жанрами, становятся основой для возникновения содержательных эстетических чувств. Эмоциональный отклик на произведения искусства выступает в двух формах. Это могут быть градации чувства удовольствия, которое появляется при восприятии создания художника. Начиная от чувства умеренного удовольствия человек может пройти ряд ступеней вплоть до испытания настоящего эстетического восторга. Но такой отклик будет очень обедненным, если наши переживания не затронут нашего нравственного сознания. При восприятии произведения искусства у нас возникают разнообразные переживания, связанные с самим социальным содержанием описываемых в художественном произведении событий. Мы можем испытывать страх за судьбу героев, негодование по поводу причин, которые привели их к гибели, испытывать нежность к героям и ненависть к их противникам, и эти переживания могут достичь большой силы.

Такого характера переживания не только расширяют эстетический эмоциональный опыт, но и обогащают нравственные чувства человека.Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку.

Интеллектуальные чувстваБольшая и разнообразная деятельность человека, направленная на приобретение знаний о действительности, также порождает эмоциональный отклик. Это чувства, связанные с процессом решения тех или других теоретических и практических задач, с процессом приобретения знаний и их приложения в реальных действиях. Деятельность человеческого познания, рассуждение, размышление по поводу тех или других явлений, фактов, научных положений вызывает особого характера переживания: это и чувство удивления перед сложным и еще непонятным явлением, чувство любознательности по отношению к новому и еще непознанному, чувство сомнения в правильности найденного решения, чувста уверенности в точности вывода, радость по поводу сделанного открытия и т. д.В основе различных переживаний, возникающих в процессе познания, лежит чувство любви к знанию. Это чувство приобретает не только различные формы, но и различную направленность. Так, может быть любовь к конкретному знанию, к знанию обобщенному, выступающему в системе теоретических положений, любовь ко всякому знанию вообще.

На основе развивающегося опыта интеллектуальных переживаний может возникнуть обобщенное чувство любви к истине, которое заставляет человека преодолевать трудности в процессе познания и испытывать подлинное счастье, если ему удается сделать значительное открытие.

Чувства человека не только составляют неотъемлемую часть его личности (поскольку любое переживание всегда носит личностный характер), но и сами имеют значение для становления его личности, для приобретения им известных качеств и черт.

Роль чувств в самосознании и самопознании

Человек познает свои возможности в умственной деятельности, в работе памяти, в полете фантазии на основе тех актов и операций, которые он систематически осуществляет в сфере мышления, памяти и воображения. Благодаря такой деятельности он убеждается в том, на что он способен, в какой мере ему присущи те или другие качества ума, памяти и т. д. Но процесс самопознания происходит и на основе переживания человеком ряда различных чувств. Что может открыть человек в себе самом благодаря переживанию тех или других чувств?

Переживание чувства часто возникает как невольная эмоциональная реакция человека на то или иное происшествие, событие. Самого человека может удивить эмоциональная сила произведенного на него впечатления, характер проявившегося у него эмоционального отклика, длительность возникшего переживания. Так, его может ужаснуть, что вместо сочувствия к неудачам человека он пережил состояние злорадства, вместо доброжелательности - ревность, вместо негодования при хулиганском поступке - страх. Человек неожиданно обнаружил в себе такие стороны своей натуры, которые он не приемлет. И может оказаться, что вместо страха, который, как он считал, у него появится в подобной ситуации, у человека возникает состояние мобилизованности и готовности к отпору, вместо безразличия он пережил теплоту волнения за другого человека. Так он открыл в себе какие-то новые стороны, о которых не ведал сам.

Возникшее достаточно сильное переживание по определенному поводу может открыть самому человеку, что в мире для него существуют такие ценности, которые, как ему казалось, были для него безразличны, а на самом деле они для него значимы. Так, он может осознать, что его волнуют и затрагивают определенные социальные и гражданские ценности, он может осознать, как дорог ему определенный человек. Искусство, его некоторые жанры, конкретные создания художников неожиданно приобретают для человека большую притягательность, хотя раньше они его, быть может, не волновали. На основе возникших переживаний человек не только лучше понимает, к чему он не безразличен, но для него обнаруживаются отчетливо и его собственные пристрастия и интересы.

Острое переживание тех или других явлений в сфере нравственности, яркое чувство любви, которое в нем проснулось, не только открывает ему в мире новые волнующие его ценности, но и выявляет нечто новое для него в самом себе.

Испытанные переживания - счастливая или несчастная любовь, (пережитое большое горе - изменяют в какой-то мере самого человека, делают его взрослее, потому что в жизненном опыте появились новые вехи, которые меняют его отношение к некоторым вещам, к представлениям о счастье, о своем будущем.

Многообразие испытанных переживаний, их содержание, сила выявляют некоторые присущие человеку качества личности: слабую или сильную эмоциональную восприимчивость к различного рода воздействиям, большую или малую эмоциональную заразительность и т. д.

На основе испытанных переживаний и изменений жизненного опыта человек начинает по-иному осознавать себя. А это влечет за собой и некоторые сдвиги в его самосознании. Так, на основе возникновения и устойчивого наличия чувств, которые человек считает ценными и желанными, у него меняется самооценка и самоуважение, - они делаются выше. С этим связаны изменения в его самочувствии, в его самосознании.

Неожиданное и сильное переживание таких чувств, которые человек.не приемлет и отвергает, рождает в нем внутренний конфликт. И если нежелательные чувства достаточно стойко владеют им, то это приводит не только к снижению самооценки, но и к стремлению освободиться от груза таких переживаний и связанных с ним свойств личности. Такая потребность влечет за собой активизацию процесса саморегулировании чувств

Саморегулирование в сфере чувств занимает достаточно большое место в психической жизни человека, поскольку эмоциональная сфера связана с разными сторонами его внутренней жизни. Пути и формы саморегулирования многообразны. Способы регулирования человеком своих эмоциональных процессов - настроений и состояний, отдельных переживаний или эмоционального отношения к различным жизненным явлениям - в

психологическом отношении достаточно сложны. Это объясняется тем, что появление чувства, хотя оноподготавливается всем ходом развития и самочувствия личности, часто испытывается человеком как нечто непредвиденное и неожиданное (взрыв гнева при размолвке, переживание печали от расставания, эстетический восторг от прослушанной музыки и т. д.). Поэтому регулирование процессов в эмоциональной сфере исключает акты, носящие характер прямого самоприказа, а выступает в виде психологических операций, носящих косвенный характер.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных