Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Примеры песенного и игрового фольклорного репертуара для дошкольников разных возрастных групп.




Музыкальный репертуар

Произведения для слушания, пения, движения под музыку отбираются с учетом программных задач воспитания ребенка в детском саду и отвечают художественно-педагогическим требованиям:

единства содержания и музыкальной формы;

соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;

доступности восприятия и исполнения детьми дошкольного возраста различных групп детского сада.

Единство содержания и формы музыкального произведения

Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки —значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мелодические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску), который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной.

Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами музыкальной выразительности. Так, если исполнить только фортепианное сопровождение (без пения) песни «Пограничники» В. Витлина, то дети способны почувствовать выразительность музыкального вступления, звучащего чуть таинственно, настороженно — паузы, низкий регистр усиливают это ощущение. Затем напряженно-сдержанный характер запева («Притаился у границы пограничников отряд») сменяется на уверенный динамичный характер припева («Наше море, нашу землю, наше небо сторожат»). В единстве формы и содержания создан запоминающийся музыкальный образ, достигнута высокая художественность произведения, что является основным требованием при отборе произведений для детей.

Соответствие репертуара видам музыкальной деятельности

Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар.

Для слушания подбирается вокальная и инструментальная музыка, чаще всего программная (имеющая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разнообразные по тематике, жанру, характеру.

Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выразительны, разнообразны — ласковые и напевные, веселые и подвижные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литовские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татарские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.

К детской музыке можно отнести высокохудожественные произведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский альбом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.

Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Александровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иорданским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.

В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностями: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.

Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выраженные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляются. Слушая, например, песню «Пограничники» В. Витлина на слова С. Маршака, дети не просто узнают о том, что солдаты охраняют границы нашей Родины. Они хорошо чувствуют напряжение и беспокойные интонации мелодии на слова «пограничники не дремлют у родного рубежа»

И в то же время они чувствуют решимость, твердость, выраженные мелодией, пунктирным ритмом и паузами, когда поются слова «наше море, нашу землю, наше небо сторожат»:

Песни, которые ребята учат и поют, должны иметь свою особенность — яркую мелодию. Чтобы выразительно исполнить песню, нужно не только почувствовать ее характер, но и правильно спеть. Например, в песне «Барабан» Е. Тиличеевой на слова Н. Найденовой мелодия исполняется не спеша, четко, с умеренной звучностью. При этом важно точно исполнить более сложный отрезок песни:

Здесь надо правильно передать ритмический рисунок, точно проинтонировать восходящий интервал (соль — до), отметить усиление и акцент на верхнем звуке до второй октавы.

Следовательно, отбирая песни, надо ясно представить, над какими навыками необходимо особенно потрудиться. Работая в старшей группе детского сада над формированием легкого, подвижного звучания, можно выбрать из репертуара «Голубые санки» М. Иорданского, а для выработки напевного звучания - Русскую народную прибаутку «Бай, качи-качи» в обработке М. Магиденко.

Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый из видов выполняет спои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения различных персонажей; упражнения дают возможность усвоить разнообразные элементы танца и т. д. Но в какую бы форму ни были облечены движения, они выполняют свою функцию — учат освоению программных навыков.

Доступность репертуара для восприятия и исполнения

Последнее требование к произведениям, включенным в программу,— быть доступными для детского восприятия и исполнения.

Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика отвечают объему тех представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок того или иного возраста. Однако язык музыки различен по степени сложности. Сравним две фортепианные пьесы плясового характера. Одна — русская народная мелодия «Ах, вы, сени» в обработке В. Герчик, подвижная, плясовая, с несложной гармонизацией. Другая — «Камаринская» П. Чайковского из «Детского альбома». Русская народная мелодия здесь также яркая и образная, но изложена композитором в вариационной форме. Каждая вариация имеет свой характер и динамику (вначале звучание тихое, оно постепенно нарастает и опять стихает).

Не меньшее значение для детского исполнения имеет степень сложности и в песнях. Если сравнить мелодии песен, взятых из репертуара для различных групп детского сада, то можно увидеть, что эти песни отличаются по диапазону, своеобразием интервальных ходов, продолжительностью музыкальных фраз и трудностью произнесения слов в тексте.

Произведения для игр, упражнений, плясок также отличаются развитием музыкальных образов, построением, гармоническим сопровождением, темповыми и динамическими изменениями, а также постепенной усложненностью движений. Все это необходимо учитывать при отборе программного репертуара, помогающего развитию музыкально-ритмических навыков детей разных возрастных групп.

Помимо рекомендованных в программе песен, игр, плясок, хороводов, упражнений, можно использовать и другие. Музыкальный репертуар постоянно пополняется вновь созданными произведениями, иногда очень интересными, отвечающими современным условиям. И надо приветствовать, что 'эти произведения звучат на детских праздничных утренниках и вечерах развлечений. Однако необходимо помнить, что такой дополнительный материал может иметь место, если песни и игры соответствуют программным требованиям и используются с учетом конкретных условий работы с детьми.

Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это

в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.

Программный репертуар распределен в течение года по кварталам с учетом следующего:

подбирается в определенном усложнении с учетом особенностей каждой игры, песни, хоровода;

разучивается в соответствии с общевоспитательными задачами текущей жизнью, современными запросами ребенка-дошкольника. Поэтому тематика песен, игр, хороводов должна отражать общественные события, праздники, сезонные явления и связанную с этим деятельность детей и т. д.

Музыкальная литература

Репертуар выполняет важную функцию музыкального воспитания дошкольников. Планомерно осуществляя задачи эстетического раз-

вития ребят, педагоги детских садов успешно используют музыкальную литературу, которую выпускают издательства нашей страны. Назовем некоторые из этих пособий: «Октябрь», «Наш Ленин», «Первомай», «Люблю маму» и др.; учебно-методическое пособие «Музыка в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, в котором музыкальный материал соответствует «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Разнообразны тематические сборники о временах года, деятельности детей: «Всегда найдется дело», «Птичье новоселье» и др. Произведения для детей раннего возраста входят в серию «Мы любим музыку». Издаются детские оперы, музыкальные сказки, музыкальные игры и пляски, песни зарубежных авторов.

Большинство пособий и сборников составлены и составляются научными работниками, опытными методистами, ведущими музыкальными руководителями детских садов: Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, Е. Н. Соковниной, Т. П. Ломовой, В. К. Колосовой, С. И. Бекиной, Е. Н. Квитницкой, Е. П. Новой и др.

Изданию музыкальной литературы для детей уделяют большое внимание творческие союзы композиторов и писателей, министерства просвещения, Академия педагогических наук.

Музыкальные произведения, которые призваны осуществлять задачи воспитания, обучения и развития дошкольников, должны отвечать требованиям художественности, доступности и соответствовать педагогическим задачам.

9.Понятие

Моти́в — (от итал. motivo — повод, побуждение; от лат. motus — движение) — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространенном значении — напев, мелодия.

№10 Учет синкретичности фольклорного искусства в организации работы по освоению песенных фольклорных образцов с дошкольниками (использование музицирования, музыкально-ритмических движений, драматизации и др.)

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создано специально для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении.

Синкретизм в музыке соответствует природе восприятия явлений

окружающего мира ребенком, поэтому содержание музыкального воспитания

дошкольников необходимо насыщать образцами, предполагающим

полифункциональное их использование. Такие возможности предоставляет

фольклор, в котором виды детской музыкальной деятельности – восприятие, пение,

движение, музицирование и импровизацация выступают в единстве. Кроме того,

синкретизм фольклорного материала позволяет каждому ребенку включаться в

музыкальную деятельность, начиная с наиболее привлекательного и успешного для

него вида деятельности, постепенно подключаясь и к другим, ранее менее

предпочитаемым видам. Образность мышления дошкольника не только позволяет,

но и требует использования широкого спектра ассоциаций в процессе познания им

музыки, опоры не только на музыкальную деятельность, но и на другие виды

детской деятельности (игровую, речевую, изобразительную). Основным средством формирования основ музыкальной культуры детей

является музыкальный репертуар, органично включающий в себя образцы

музыкального фольклора. Признание этого факта отразилось в разработке

содержательного блока модели, и, в первую очередь, в выделении принципов

отбора музыкального фольклорного репертуара и внемузыкального материала.

Анализ особенностей музыкального фольклора как явления культуры и

национальной специфичности языковых средств позволил выделить следующие

принципы отбора белорусского музыкального фольклорного материала. Принцип аутентичности и контекстности. Выделение данного принципа

обусловлено такой специфической чертой фольклора, как устность, которая, в свою

очередь, диктует особые механизмы его передачи и восприятия. Данный принцип

при ознакомлении дошкольников с фольклором подразумевает использование

звукозаписей аутентичных источников (наряду с зафиксированными

традиционными образцами и обработками фольклора) с введением в контекст

существования фольклорных образцов.

Принцип типичности языковых средств. Среди специфических черт

белорусского музыкального языка, которые могут быть определены как

национально-характерные и при этом доступные для освоения детьми старшего

дошкольного возраста, можно выделить: узкообъемные лады (секундовые,

терцовые, пентатоника и др.) и типовые ритмические синтагмы. Реализация

принципа типичности языковых средств предполагает включение в репертуар для

дошкольников таких образцов музыкального фольклора, в которых прослеживаются

характерные для разных жанров ритмоинтонационные формулы, типовые напевы,

являющиеся мелодическими и ритмическими эталонами национального

музыкального языка.

Принцип онтофилогенетичеких параллелей. При выделении этого принципа

мы основывались на результатах психофизиологических, педагогических

исследований и данных исторической фольклористики, поскольку многие

закономерности детского песнетворчества и интонирования характерными для

архаических стадий музыкального фольклора. Принцип предполагает

последовательное использование в процессе индивидуального музыкального

развития дошкольника репертуара, зафиксировавшего этапы освоения

звуковысотного пространства человеком в процессе филогенеза (типы

интонирования, узкообъемные лады, типовые напевы-формулы).

Принцип вариантности образцов и вариативности их освоения. Важность приобщения дошкольников не только к своей национальной музыке,

но и к фольклору других народов, как с позиций анализа современной культурной

ситуации, так и с точки зрения индивидуального музыкального развития, сомнений

не вызывает. Отличия музыкальных культур «коренятся именно в фольклорном

слое» поэтому считаем целесообразным использовать именно фольклорные

образцы, либо профессиональную музыку, максимально отражающую

национальный интонационный колорит. Указанные выше принципы отбора

белорусского музыкального фольклорного репертуара и внемузыкального материала

дополняются следующими принципами отбора образцов фольклора других культур

и соответствующего внемузыкального материала, которые выступают материалом

для сравнения, обобщения представлений старших дошкольников об общности и

разнообразии музыкальных культур.

10.Понятие

МУЗЫКАЛЬНАЯ форма -1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различного масштаба - период, простая и сложная двухчастная, простая и сложная трехчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы - мотив; два и более мотива образуют фразу, из фраз складывается предложение; два предложения часто образуют период (обычно 8 или 16 тактов). В форме периода обычно излагаются темы музыкального произведения. Основные принципы формообразования - изложение тематического материала (экспозиция), его точное или варьированное повторение, разработка, сопоставление с новыми темами; повторение ранее изложенного материала после раздела, развивающего его или основанного на новом материале (реприза). Эти принципы часто взаимодействуют.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных