Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ




Для обследования состояния чтения у детей используются специально составленные (обязательно печатными буквами) тексты. Такой материал для обследования чтения должен отвечать сле­дующим требованиям: 1) в текстах должно быть как можно больше оппозиционных букв и слогов; 2) содержание текстов должно строго соответствовать знаниям ребенка, быть доступным ему; 3) тексты должны быть небольшими по объему; 4) следует исключать возможность использования знакомых ребенку текстов, т. е. таких, которые уже встречались ему в школе или дома.

Существует много разнообразных приемов обследования чтения у детей, причем их нужно использовать в порядке постепенно возрастающей сложности, начиная с самых элементарных. Это позволит с наибольшей точностью установить, в чем состоят главные затруднения ребенка.

1. Чтение отдельных букв.

Логопед показывает ребенку буквы разрезной азбуки (по одной), тот называет их. Затем логопед просит ребенка найти какую-то букву среди других. Буквы для узнавания следует на­зывать в таком порядке, чтобы они соответствовали оппозицион­ным фонемам, например: С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Г-К и т. д.

2. Чтение слогов.

Ребенку предлагаются слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы (са-ша, за-жа, ца-ча, ра-ла и т.д.). Кроме прямых слогов, предъявляются и обратные, а также слоги со стечением согласных. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, их нужно обязательно включать в слоги для проверки чтения. При этом особое внимание следует обращать на наличие умения дифференцировать звуки.

3. Чтение слов.

Вначале детям нужно предлагать для чтения самые простые слова (мама, ток, лом, сом и т. п.). Затем — более сложные по сло­говому и морфологическому составу (зеркало, здание, простыня, ча­ща, щипцы, скворечник, спички и т.п.).

4. Чтение отдельных предложений и специально подобранных

Текстов.

При использовании данного приема, помимо обследования процесса чтения, нужно также проверять, как понимает ребенок прочитанное. Для этой цели при чтении ребенком отдельных фраз можно предложить ему выбрать картинку, соответствующую содер­жанию прочитанного (мальчик катается на коньках, старушка вяжет чулок, девочка смотрит в зеркало и т.п.). Эффективны во­просы к ребенку по поводу прочитанного или задания на пересказ.

Необходимо также установить характер чтения: побуквен-ное оно или послоговое.

Особое внимание следует обращать на характер специфиче­ских дислексических ошибок: замены фонем (особенно оппозиционных); пропуски, перестановки и искажения слогов, заме­ны слов; аграмматизм при чтении — иными словами, те же ошибки, что и при дисграфии, только выражаются они не в письме.

Важно также установить характер угадывающего чтения, темп

Все выявленные при обследовании ошибки в письме и чтении необходимо тщательно проанализировать, особо выделив из них специфические.

После этого нужно обследовать состояние общего речевого развития ребенка: звукопроизношение и фонематическое восприя­тие (приемы обследования см. в гл. II), а также словарный запас и уровень сформированности грамматического строя речи (см. гл. X).

Затем необходимо сопоставить данные обследования всех компонентов устной речи с ошибками, выявленными при письме и чтении. Это позволит установить, являются ли в каждом кон­кретном случае дисграфия и дислексия следствием нарушения фонематического восприятия, или же имеет место более серьезная причина — общее недоразвитие речи.

Необходимо также уметь отделять истинную дисграфию и дис­лексию от неправильного письма и чтения, вызванного целым рядом причин, но не обусловленного речевым недоразвитием. К таким причинам можно отнести следующие: недостаточное усвоение школьной программы по родному языку, педагогическая запущен­ность, влияние двуязычия. Но в таких случаях даже при наличии большого количества разнообразных ошибок в письме и чтении ре­бенка не должно быть специфичеекихошибок.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных