цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






основные пути становления тональности как хроматической и полисистемной формы ладовой организации




Диатоника и хроматика — пара коррелятивных понятий, противо­поставляющихся в отечественной учебно-теоретической литературе. Связь понятия хроматика в этой литературе с такими явлениями как альтерация, отклонение, модуляция, сопоставление, мажоро-минорные отношения, неаккордовые звуки, линеарно-мелодические отно­шения за пределами диатонического звукоряда (например, диатониче­ский опорный тон — хроматический вспомогательный тон и т.п.). Дальнейшее расширение этого круга явлений в научной теоретической литературе последних лет:

хроматизм как отношение одноименных звуков, относящихся к разным звукорядам и образующих между собой интервалы увеличен­ной примы, уменьшенной октавы, увеличенной октавы. Непосредст­венная (прямая) и опосредованная (косвенная) форма таких отноше­ний. Их разновидности: хроматика как "одноступенное явление" —

ХРОМАТИКА ОДНОСТУПЕННАЯ67 (например, "си" и "си бемоль" как седьмые ступени двух натуральных звукорядов при одном центре "до" или пятые ступени, соответственно, ионийского рада и ряда 1.2... 1.2 при центре "ми"); хроматика как "разноступенное явление" — ХРОМАТИКА РАЗНОСТУПЕННАЯ (например, "си" и "си бемоль", соответственно, VII и VI ступени ионийского "До" и эолийского "Ре") 68, 35. Диатоническая и хроматическая природа звукорядов, при взаимодействии которых образуются вышеназванные хроматические отношения (например, звук "си" — пятая ступень ионийского "Ми", а звук "си бемоль" — третья ступень звукоряда целотонного в позиции "Соль бемоль" и т.п.);

хроматизм как самостоятельная ступень тональности мажоро-минорного типа 44, 50, 52, 53, 66, 70, 71, "нейтрально-полиладовой тонально­сти"69, специфических конструкций, далеких от диатонических эле­ментов даже в самом малом плане61;

хроматизм как энгармоническое явление, находящее отражение и в современных формах мажоро-минорной тональности (модификации "одноименно-однотерцовых систем") и за ее пределами (например, в додекафонных структурах, в произведениях с техникой интервальных групп, сериальным и пуантилистическим письмом, в сонористических композициях)117, 133.

Необходимость введения в учебную и музыкальную практику ряда терминов, которые бы разграничивали названные явления хроматики между собой. Некоторые из вариантов таких терминов, предлагаемые отечественными теоретиками: СУПЕРДИАТОНИКА [47 ], ДИАХРОМАТИКА [27.57, 70], ПОЛИДИАТОНИКА [79.271-272], ХРОМА­ТИКА МИКСТОВАЯ, МОДУЛЯЦИОННАЯ, СУБСИСТЕМНАЯ, ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ [93], РАЗНОСТУПЕННАЯ, ОДНОСТУ­ПЕННАЯ.

Основные формы явления хроматики в ладотональных построениях:

1) частичное изменение диатонических неустойчивых ступеней, связанное с их повышением или понижением — альтерация;

2) внутритональные отклонения — ХРОМАТИКА СУБСИСТЕМ­НАЯ;

3) модуляции — ХРОМАТИКА МОДУЛЯЦИОННАЯ;

4) соединение различных субсистем в качестве конструктивных элементов организации более высокого системного уровня — ХРОМА­ТИКА ПОЛИСИСТЕМНАЯ. Ее варианты:

а) хроматика как следствие объединения диатонических субси­стем — ДИАХРОМАТИКА (ПОЛИЛАДОВЫЙ ХРОМАТИЧЕСКИЙ ЗВУКОРЯД, ПОЛУТОНОВЫЙ ЛАД, ДИАТОНИКА СИНТЕТИЧЕ­СКАЯ, ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД, ПОЛИДИАТО­НИКА, ХРОМАТИКА МИКСТОВАЯ);

б) хроматика как следствие объединения диатонических и хрома­тических субсистем.

Непосредственный и опосредованный варианты диахроматиче-

ских отношений. "Диахроматизм" как одноступенное и разноступен­ное явление (ОДНОСТУПЕННАЯ ХРОМАТИКА, РАЗНОСТУПЕН­НАЯ ХРОМАТИКА);

5) хроматические звуки как самостоятельные ступени тонально­сти — ХРОМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ. Первое появление хроматиче­ских ступеней в "условно-диатонических" ладах (например, VII высо­кая в гармоническом миноре), затем мажоро-минорных формах то­нальности и, наконец, в ХРОМАТИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОСТИ (ХРО­МАТИКА ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ), ее звукорядно-нейтральных фор­мах (ХРОМАТИКА ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ, ХРОМАТИКА АВТО­НОМНАЯ).






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ