цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






отдельные разновидности нетонических функций




Квинтовые (по немецкой терминологии — доминантовые и субдо­минантовые) функции, значения и связи элементов, основные тоны которых находятся в квинтовом соотношении с основным тоном тоники.

Наивысшие конструктивно-тоникальные "способности", прису­щие созвучиям квинтовых функций. Обусловленность этих способно­стей наивысшим акустическим родством в отношениях между созвучи­ями этих функций и тоникой. Превосходство таких способностей у созвучий автентического — нисходящего — квинтового соотношения (доминанты), в котором ладовая зависимость совпадает с акустиче­ской. Данный факт как объяснение более высокой степени ладовой напряженности и тональной неустойчивости созвучий доминантовой функции по сравнению с субдоминантовыми, их определенной и актив­ной направленности к ладовому центру. Особенно яркое проявление конструктивно-тоникальных "способностей" созвучий доминанты и субдоминанты при активном содействии других конструктивно-тони­кальных факторов: метро-ритмического, фактора ЦЕНТРОНАПРАВЛЕННОГО ПОСЛЕДОВАНИЯ. Энергичность звуковой смены, актив­ная конструктивно-тональная сила, достаточная связанность (конк­ретнозвуковая, акустическая) — характерные свойства гармониче­ских соединений элементов квинтовых соотношений.

Квинтовые ряды созвучий — неоднократное движение созвучий по квинтам (квартам — квартовые ряды)59, 55. Их диатоническая и хромати­ческая природа. Связь последней с привлечением в эти ряды побочных доминант (например, Т на VI (Тр), D7 -> Т на II (SP), D7 -> Т на V

(DD), D7 -> Т — движение основных тонов местных тоник образует ряд из четырех квинт и т.п.). Варианты хроматических квинтовых рядов: хрома­тизированный (диссонирующие ПD регулярно разрешаются в консонанс) и хроматический (непосредственный переход одного хроматического дис­сонанса в другой, обычно одинаковый или сходный с ним по форме [93.311 ]). Оценка таких рядов как особых зон с повышенным функцио­нальным напряжением, сохраняющих свою тональную значимость, но проявляющих ее в плане обогащения тональности новыми функциональ­ными основными тонами. Более редкие варианты квинтовых хроматиче­ских рядов — ряды, связанные только с использованием консонирующих созвучий. Менее ярко выраженная функциональная природа этих рядов. Возможность использования в качестве основных тонов таких созвучий и диатонических и хроматических ступеней тональности. Связь первого ва­рианта с движением от периферии к центру, второго от центра к перифе­рии (например, в C-dur:

или

Терцовые (медиантовые) функции, значения и отношения эле­ментов, основные тоны которых находятся в терцовой связи с основным тоном тоники.

Разновидности терцовых функций: функции верхней и нижней медианты (медианты и "субмедианты" [85.292 ]), "пониженной" и "по­вышенной" [59.151-152; 25.229-230] или "низкой" и "высокой" [85.293 ], натуральной и хроматической, мажорной и минорной. Зави­симость названных градаций терцовых функций от величины соотно­шения основных тонов элементов этих функций и тоники, от основного ладового наклонения тональной структуры: низкие в мажоре, высокие в миноре, от интервального содержания созвучий, выполняющих ме­диантовые функции.

Становление терцовых функций в тональности конца XVIII — середины XIX веков. Оценка их в гармонии венско-классического типа как явлений, для которых характерно сочетание признаков смежных с ними основных квинтовых функций и не характерно значение особых самостоятельных функций. Выступление медиант в этот период в ка­честве функциональных "спутников" по отношению к главным созву­чиям. Возможность выполнения одной и той же медиантой в зависимо­сти от гармонической ситуации, складывающейся вокруг нее разных основных функций (например, трезвучием VI ступени в последова­тельности трезвучий I, VI, IV и V ступеней — функции субдоминанты без примы (S+), а в последовательности трезвучий I, IV, V и VI ступе­ней — тоники с секстой внизу (T6) и т.п.)*.

Важнейшие факторы, предопределяющие наполнение медиант те­ми или иными признаками основных функций (квинтовых):

1) появление медиант до или после этих функций (так, трезвучие на VI ступени после Т и перед трезвучием на III ступени — это обычно Т/6, то есть Тр — параллель к Т; перед субдоминантой, взятой на более слабой доле, чем она — S+7 и т.д.);

2) на сильной или слабой доле такта (затактовое III53 перед Т — скорее доминанта (D6), оно же после Т — обычно ее функциональный партнер "спутник" (Т+7);

3) до или после созвучий с аккордовым (не функциональным)

основным тоном на II ступени (V153 перед II53 — S/6, взятой на более сильной, чем она сама доле такта — скорее S+7, на более слабой доле и после тоники — ТР);

4) продолжение или начало в медиантах линеарного — проходя­щего или вспомогательного — движения начатого или продолженного в аккордах основных функций (квинта в трезвучии III ступени после примы тоники с последующим возвращением обычно воспринимается

* Здесь и дальше применяются функциональные обозначения по системе Х.Римана, но с учетом модификаций, предлагаемых Ю.К.Холоповым [93.502].

как вспомогательное движение внутри тоники с потерей ее примы в басу (Т — Т+7 — Т), то же при проходящем движении с выходом на терцию субдоминанты (Т — Т+7 — S);

5) расположение основного тона медиант выше или ниже их примы и другие.

Сложный характер взаимодействия этих факторов, требующий объективного учета роли каждого из них в функциональном процессе, внимательной оценки общего перевеса тех или иных факторов при установлении реального функционального значения какой-либо меди­анты в каждой конкретной гармонической ситуации.

Рубеж XIX-XX столетий — время выдвижения терцовых функ­ций на роль относительно самостоятельных гармонических соотноше­ний аккордов VI и III ступеней с тоникой и с аккордами других функций, то есть отношений, обладающих собственным самостоятель­ным функционально-специфическим действием [5; 25.222-230; 59.151-152]. "М" — знак самостоятельной функции медианты, свя­занный с ее автономным от основных функций существованием. Значительное расширение состава ступеней и исполнителей медиантовых функций. Понятие "хроматические медианты", связываемое хроматическими терцовыми функциями мажоро-минорной системы. Особое специфическое проявление медиантовых функций в, так на­зываемых, терцовых рядах созвучий. Их конструктивно-тональная, интонационально-гармоническая самостоятельность, связанная с от­сутствием привычных разрешений, ведущая к реальному расширению тональной функциональности, образованию дополнительных фун­кциональных основных тонов. Отсюда и возможность "порядко­вых" определений этих функций в терцовых рядах: пятая меди­анта (M5), четвертая (M4) и т.д. (ср. с новыми функциями пятой доминанты, четвертой доминанты и т.п. в квинтовых рядах созвучий). Сложно-опосредованный характер зависимости "порядковых" меди­ант от основной тоники. Сохранение ими в этих условиях плагально-восходящего содержания 100 a, b, d 109a,b,d или автентического-нисходящего50, 109с, е.

Относительно слабая ладовая напряженность созвучий терцовых функций, их менее определенная (по сравнению с аккордами других нетонических функций) и менее активная направленность к основ­ному ладовому центру. Основные причины этого — обилие "мягких" консонирующих связей между медиантовыми созвучиями и тоникой, общих компонентов, то есть относительно незначительный звуковой контраст (особенно в условиях диатоники).

Секундовые функции — значения и отношения элементов, основ­ные тоны которых находятся в секундовом соотношении с основным тоном тоники.

Разновидности секундовых функций, связанные с направленно­стью движения гармонических элементов: восходящая (вводная доми­нанта) и нисходящая (вводная субдоминанта).

Подразделение этих функций в зависимости от тонового состава секунды: вводнотоновая и "вводнополутоновая" доминанта или субдо­минанта [59.148-152; 25.219-224; 72.80-91; 73.181; 55; 56 ]. Различные степени ладовой напряженности у элементов разных секундовых фун­кций: большая напряженность — малые секунды, меньшая — боль­шие19, 67a, 72b-h, i, k, 85, 92.

Специфическая природа центронаправленности и ладовой напря­женности созвучий секундовых функций. Ее содержание и основные предпосылки:

отношение сильнейшего противоречия между основными тонами созвучий секундовых функций и тоники. Их соприкосновение, сталки­вание, исключающее гармоническое слияние, ощущение "согласия" в своих связях, которое обычно возникает в той или иной степени между основными тонами созвучий других функций и тоникой;

тот же характер взаимоотношений между остальными тонами со­звучий, находящимися в секундовых отношениях;

совпадение инерции мелодического движения, возникающей в процессе приближения созвучий секундовых функций к тонике, с на­правлением их ладового тяготения к ней. Активное ослабление (в ре­зультате такого совпадения) всех острых противоречий, возникающих между основными тонами созвучий секундовых функций и тоники, а также и другими их тонами (если они также находятся в соотношении секунды). Осознание секундовых ходов, образующихся здесь, как яв­лений, имеющих совершенно особое, самостоятельное мелодическое значение, как элементарной основы голосоведения и как "вяжущего" средства в аккордовом движении.

Тритоновая функция — значение и отношения элементов, основ­ные тоны которых находятся в тритоновом соотношении с основным тоном тоники53, 104а, 111.

Значительная обостренность ладовой напряженности элементов тритоновой функции. Ее предпосылки: предельная отдаленность ос­новного тона этих элементов от основного тона тональности; диссонан­тный характер тритонового соотношения их основных тонов и секундо­вого между другими тонами (всеми или некоторыми).

Специфический характер тритоновых отношений. Его обуслов­ленность совершенно особыми мелодическими свойствами тритонового интервала, существенно отличающимися от аналогичных свойств ос­тальных интервалов.

Относительно слабые конструктивно-тоникальные "способности" созвучий тритоновой функции, обретающие достаточную силу и опре­деленность только при содействии других конструктивно-тональных факторов [18.29-46; 73.49; 85.293; 25.222-225].






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ