цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






организованная атональность.




Серийные формы организации атональности*

Конструктивное многообразие атональных форм звуковысотной организации. Серийные формы организации атональности — формы, отличающиеся наиболее высоким уровнем гармонической связанно­сти, значительно превосходящие в этом отношении атональные по­строения со свободным интервально-комплексным развитием.

Историческое возникновение серийной техники как метода ком­позиции на базе звуковысотных построений с атональными свойства­ми, как метода, направленного на организацию их материала.

Понимание этой техники как метода сочинения структуры, осно­ванного на повторениях серии (ее проведениях), как метода, исполь­зующего только высотные серии. Термин "СЕРИЯ" — ряд (группа) звуков различных по высоте, из которого выводится вся высотная ткань произведения путем его повторения. Понимание этого термина и как функции такого ряда в композиции и как самого ряда в любых его повторениях. Варьирование звукового состава серий от трех до двенад­цати различных тонов.

Разнообразие серийных форм звуковысотной организации. Его обусловленность: различием гармонического материала этих форм (интервальное и звуковысотное содержание серий; их количество; ха­рактер и степень сложности функциональной связи элементов струк­туры, образующихся на основе той или иной серии), а также своеобра­зием, применяемых в них способов работы с данным материалом.

Основные виды и фазы серийной техники в их историческом ста­новлении:

ТЕХНИКА РЯДОВ, основанная на использовании в качестве ос­новного гармонического материала одного или (реже) нескольких ря­дов, составленных из большого числа разных по высоте звуков и при­меняемых только линеарным способом69, 101. Характерное отличие

* 16; 17;37;33.113-156;51.36-45;13.Л5;41.Гл.Х;11.60-83;89;91;96;24.197-250, 271-277; 92.XXI; 14.Гл.6.; 22.Гл.7

ряда от серии — невыведение из него вертикальных и всех других компонентов структуры. Применение в теоретической литературе тер­мина "ряд" и по отношению к отдельным проведениям двенадцатито­новой серии. Основные методы работы с рядами: повторение, транспо­зиция, ракоход, инверсия (обращения), ракоход инверсии, увеличе­ние, уменьшение, проведение в одном или разных ритмических вари­антах и в любом порядке без соблюдения какого-либо изначально взя­того принципа;

ТЕХНИКА СЕРИЙ или СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА118-135, основан­ная на применении одной, реже нескольких серий, состоящих из раз­личных по высоте звуков (от 3 до 12), в качестве исходного материала для построения всех звуковысотных элементов музыкальной ткани, а не только линеарных в отличие от "техники рядов". ДОДЕКАФОН­НАЯ ТЕХНИКА — разновидность серийной, применяемая на основе двенадцатитоновых рядов;

ПОСТДОДЕКАФОННАЯ ТЕХНИКА — техника двенадцатито­новой серийности, в основе которой лежит принцип работы с отдельны­ми частями серии как самостоятельными мотивно-структурными обра­зованиями, "микротематическими" построениями, своего рода микро­сериями. Активное воплощение этого принципа — возвращение к "свободной атональности" в ущерб уже достигнутой двенадцатитоно­вой тотальной организации (иначе говоря, вместе с обращением к ме­тоду выделения отдельных интервальных структур в качестве харак­терных частей серии, работе с ними как с самостоятельными микро­сериями утрачивается конструктивно-направляющее и объединяющее значение идеи додекафонного ряда, происходит ее отступление на вто­рой план как единого конструктивного целого, составленного из две­надцати равноправных тонов);

СЕРИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА, основанная на использовании серий не только звуковысотного, но и других параметров (серии ритмов, тембров, динамики, артикуляции, регистров, темпов). Крайняя фаза сериальной техники — ТОТАЛЬНАЯ СЕРИАЛЬНОСТЬ — серийная организация всех компонентов музыкальной ткани, при которой зара­нее определяется и ограничивается каждая деталь звукового образа и с самого начала управляется с позиций высшего сериального принци­памакроорганизации, в результате чего образуется строго детер­минированная структура, пронизываемая разнообразнейшими от­ношениями и связями. Различные формулы, математические схемы, графики и прочеевыражение структуры тотально-сериального типа как в отдельных деталях, так и в целом. Их созданиепроцесс нахождения самой структуры во всех ее компонентах — главная, собственно композиторская проблема.

Строгий и свободный способы применения серийной техники в творчестве современных композиторов. Строгий способ — воплоще­ние правил серийной техники без каких-либо нарушений. Свобод­ный — допускающий различные отклонения от этих правил наряду с

их относительно строгим выполнением. Наибольшая распространен­ность второго способа. Характерная для него тенденция к смешению приемов из различных видов серийной техники и их соединение с приемами высотного письма из других техник композиции. Жизнеспо­собность и перспективность этого направления, обусловленные боль­шими конструктивно-гармоническими возможностями "смешанных техник" — реальные предпосылки для создания произведений, являю­щих собой высокохудожественный сплав традиционного и нового в интонационно-выразительном, образно-драматургическом и других аспектах их решения.

Понимание любой из современных техник только как исходного технологического аппарата, как метода, регламентирующего высотное соотношение звуковысотных элементов музыкальной ткани, как мето­да, который может быть подчинен любой эстетике — как нами прием­лемой, так и глубоко чуждой, — и применение которого само по себе никак не определяет художественной ценности произведений, постро­енных с его помощью. Талант и общественно-гуманистическое кредо композитора — важнейшие факторы, обусловливающие эстетическую и художественную направленность той или иной техники композиции в творческом процессе на протяжении всего исторического развития музыкального искусства. Исключение из этого правила — причина появления слабых, "мертворожденных", нежизнеспособных произве­дений — плодов механического конструирования и бездарного подра­жания. Увлечение новыми приемами и гармоническими средствами в ущерб объективным законам музыкального творчества и в том числе естественным законам преемственности и взаимосвязи между вновь создаваемыми и традиционными элементами музыкального языка — путь к сочинениям узкоэлитарной направленности.

Додекафония*

ДОДЕКАФОНИЯ — двенадцатитоновая система композиции, яв­ляющаяся наиболее последовательной, совершенной и принципиаль­ной фазой развития серийной техники.

Техника рядов и серийная техника — виды и фазы серийной ком­позиции, предшествующие додекафонии.

Исторические корни додекафонии. Додекафонная техника пись­ма — проецирование на интонационную структуру атональности пол­ифонической техники XV-XVI столетий.

Многообразие связей додекафонии с музыкальным искусством позднего романтизма. Их проявление прежде всего в общехарактерной для многих стилей этой эпохи и более всего для вагнеровского и малеровского направлений тенденции к ладотональной децентрализации,

* 23; 37; 16; 96; 41.512-525; 66.31-35; 91.186-191; 14; 13; 87.58-68; 22 Гл. 7

эмансипации диссонанса, тотальной хроматизации музыкальной темы и всей ткани при полном равноправии составляющих ее тонов, в раз­нообразных формах комплементарности как основного логического движения гармонии.

Историческая закономерность появления серийной техники и ее наиболее совершенного вида — додекафонии как возможный резуль­тат поиска той формообразующей силы, которую в лице тональности и обусловленных ею организующих законов широко понимаемой функ­циональности в определенной степени теряла музыка отдельных ху­дожников позднего романтизма, а также последующих им композиторов-атоналистов. Характерное качество их музыки, связанное с посто­янно растущей усложненностью мелодического материала и потерей тональной основы — уменьшение роли тематической контрастности как одного из ведущих факторов формообразования. Результат такого ослабления тематических приемов композиции без предложения ка­ких-либо новых мощных и доступных восприятию средств композици­онной интеграции — ощутимое разрыхление музыкальной ткани, ис­чезновение четкого внутреннего членения формы. Возрастание на­званных качеств в условиях сочинений крупной формы и более всего тех, в которых принцип атематизма становится уже не только следст­вием определенных изменений в логике звуковысотной структуры, но и самоцелью. Трудность и, в отдельных случаях, недоступность для восприятия, воспитанного на тонально-тематических структурах, со­чинений с подобными качествами. Их элитарная значимость на пер­вых — часто весьма длительных — этапах своего вхождения в обще­ственное музыкальное сознание.

Виды и фазы серийной техники, предшествующие додекафо­нии — различного рода пути к решению этих проблем. Многочислен­ность композиторов, стоявших у "колыбели" серийной техники: Ни­колай Рославец (произведения 1913-1928 годов с техникой рядов или, так называемых, "синтетаккордов" с 6-8 тонами, на основе которых выстраивалась музыкальная ткань), Ефим Голышев (1914 год — струнный квартет, близкий в своей организации к конструктивным закономерностям додекафонии; 1920 год — "Ледяная песнь" — орке­стровое произведение, исполненное впервые в Берлине как первое додекафонное сочинение), Фриц Хайнрих Кляйн (1921 год — четы­рехручное фортепианное сочинение "Машина — внетональная сатира на самого себя", в котором используются двенадцатитоновые созвучия и другие элементы будущей двенадцатитоновой техники), Йозеф Маттиас Хауэр (ряд сочинений с двенадцатитоновым порядком, со­здававшихся с 1908 года, в том числе "Ном" — наиболее удачное среди них фортепианное произведение; 1920 год — теоретический труд "О сущности музыкального", где впервые делается попытка определения двенадцатитоновой системы), Арнольд Шенберг — ро­доначальник наиболее продуманной и разработанной классической додекафонной системы (1921-1924 годы — "Сюита для фортепиано"

ор.25, полностью написанная на основе додекафонных методов зву­ковысотной композиции).

Классическая додекафония в ее наиболее догматическом периоде (3 квартет Шенберга) — исключительно ортодоксальный метод музы­кальной композиции. Его негативные стороны, связанные с определен­ной абстрактностью и крайней формальностью способов организации атональной материи, их оторванностью от богатейших достижений, традиций мирового музыкального искусства, его интонационной сок­ровищницы, принципов тематического формообразования и многого другого. Неспособность додекафонии этого периода ликвидировать "ножницы" между новой атональной звуковысотностью и классиче­скими типами форм, обеспечить решение проблемы формообразования на атональной основе, интонационно-конструктивной коммуника­бельности произведений, созданных на этой основе. Относительное решение данной проблемы только в последующих фазах развития до­декафонии, когда она прошла первые и, следовательно, самые сложные шаги, многое было переосознанно, сбросило "покровы" догматического формального, когда была отброшена непримиримость с иными принци­пами построения композиции и ранее сложившимися формами инто­национного мышления, а главным условием единства интонационно­сти и формы становится полная интонационно-структурная однород­ность музыкальной ткани, при которой все компоненты, в том числе сама форма, выводятся из одного и того же источника. Последующее стилистическое "примирение" додекафонии с другими техниками письма — животворное и перспективное направление звуковысотной организации в современной музыке. Особая благотворность в этом отношении взаимосвязей додекафонии с наиболее богатой в своих воз­можностях и традициях тональной композиции. Разнообразные формы проявления таких взаимосвязей:

построение и трактовка отдельных интервальных групп серий (сегментов) как тональных или квазитональных элементов (послед­нее встречается чаще) 89, 118-120;

введение собственно тональных построений (цитаты119 b, ПСЕВ­ДОЦИТАТЫ89, 119 а, АЛЛЮЗИИ120), включающих разнообразные зву­ковысотные элементы, характерные в своей структуре и взаимосвязях для различных модификаций тональной системы, и органично подго­товленные всем ходом предшествующего развития серийного матери­ала;

дифференциация мелодических и гармонических элементов доде­кафонной ткани как устойчивых и неустойчивых, но в условиях то­нальной децентрализации69, 101, 118-120;

включение в процесс формообразования принципа серийно-тема­тического построения композиции наряду с серийно-атематическим. (Важное значение последнего фактора в плане позитивного решения проблемы: додекафония и классические, в том числе сонатная, фор­мы.)101, 118, 120

Художественно-выразительные и образно-драматургические воз­можности музыкальной ткани, создаваемой на основе додекафонной техники. Неправильность представлений о пригодности додекафонии только для выражения ужаса, страдания, испуга и тому подобных эмо­циональных состояний. Обусловленность такой эмоциональной на­правленности прежде всего исходной интервальной структурой самой додекафонной серии, преобладанием в ней консонирующих или, на­против, диссонирующих элементов. Принципиальное представление о додекафонной технике как технологическом аппарате, который может быть подчинен любой эстетике: нами приемлемой или нам претящей. Безусловность и того факта, что додекафония, как и всякая другая техника, если она применяется строго, накладывает определенный — ей особенно характерный — специфический отпечаток на сферу выра­жения тех или иных эмоциональных состояний. Резкий рост возмож­ностей додекафонии в сфере выразительности и воплощения жанрово-народного, национального при ее органичном контакте с ранее сложив­шимися формами гармонического мышления. Реализация этих воз­можностей не в прямом цитировании, а в самой характеристике образ­ного строя, специфичности отражения различных жизненных явле­ний, в опосредованном отражении национального через звукорядно-ладовые, ритмические, тембровые средства и интонационно-характер­ные обороты. Творческое неортодоксальное применение додекафон­ных принципов композиции, их органический сплав с другими и преж­де всего тональными формами высотного построения — реальные пред­посылки для создания произведений исключительно разнообразных в художественно-выразительном и образно-драматургическом отноше­нии.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ