Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рейтинговая оценка деятельности предприятия




Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки выглядит так.

1. Обосновывается система сравниваемых показателей, которые представляются в виде матрицы, где по строкам могут быть записаны номера показателей (i = 1,2, 3…n), а по столбцам номера предприятий (j = 1,2,3…m) или наоборот.

2. По каждому показателю находят максимальное значение, которое принимается за единицу, и заносят его в столбец эталонного предприятия (m + 1).

3. Исходные показатели матрицы стандартизуются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

aij

xij = ------ (14)

max aij

Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

Rj =Ö (1 – X1J)2 + (1 – X2J)2 + … + (1 – XnJ)2. (15)

Предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением Rj. По данному алгоритму можно оценивать динамику комплексной оценки на начало и конец периода, а также по усредненным данным сравниваемых годов.

Алгоритм может быть и другим, если рейтинговую оценку производить не по минимальному отклонению от предприятия – эталона, а по максимальному удалению от начала координат. В этом случае расчеты ведутся по формуле:

Rj = Öa1J2 + a2J2 + … + anJ2 (16)

Обе последние формулы могут быть модифицированы за счет введения весовых коэффициентов значимости каждого показателя, определяемых экспертным путем.

По данным учебника (Савицкая Г.В. АХДП - Минск: ООО «Новое знание», 2000, с. 57-60) рейтинговая оценка может быть произведена так:

Этап 1. Выбирается система оценочных показателей, формируется матрица исходных данных (табл. 9) с указанием их значений и величины весовых коэффициентов.

Таблица 9

Номер предпр. Запас безубы-точности, % Коэффициент Рентабельность, % Коэф. фин. независим. %% обесп. тек. активов СОС
тек. ликв обор. ОС продаж капитала
               
    1,8 3,2     0,75  
    2,0 2,5     0,62  
    1,5 2,8     0,55  
    1,7 2,2     0,68  
    1,4 2,7     0,58  
    1,6 3,5     0,72  
Весовой к-т 2,0 1,0 1,5 1,2 1,8 1,3 1,6

 

 

Этап 2. Формируется матрица стандартизированных коэффициентов (табл.10), в которой по каждому показателю все значения табл. 6 делятся на максимальный (минимальный) элемент эталонного предприятия: xij = aij/ max aij. В качестве эталонного берется значение минимального элемента, если он является лучшим с экономической стороны (себестоимость, за траты на рубль продукции).

Таблица 10

 

Номер предприятия Показатель
             
  0,577 0,90 0,914 0,714 0,579   0,457
  0,481   0,714 0,857 0,684 0,826 0,743
    0,75 0,800   0,658 0,733 0,714
  0,769 0,85 0,628 0,943   0,907 0,857
  0,423 0,70 0,771 0,686 0,421 0,773  
  0,577 0,80   0,571 0,553 0,960  

Этап 3. Все элементы матрицы возводятся в квадрат, умножаются на значения своих весовых коэффициентов и полученные результаты суммируются по строкам (табл.11).


Таблица 11

Номер предприятия Показатель
              Ri Место
  0,668 0,810 1,252 0,612 0,603 1,3 0,334 5,577  
  0,462   0,765 0,880 0,842 0,887 0,883 5,719  
    0,562 0,960 1,2 0,779 0,698 0,816 7,015  
  1,182 0,722 0,591 1,067 1,8 1,068 1,174 7,604  
  0,356 0,490   0,564 0,319 0,776   3,396  
  0,666 0,640 1,5 0,391 0,551 1,197 1,6 6,545  

 

 

На основании рейтинговых значений производится ранжирование предприятий, т.е. определяется место каждого предприятия по результатам хозяйствования (в порядке убывания суммарной величины).

По данным авторов [Ковалев В.В., Волкова О.Н. АХДП. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000] при рейтинговой оценке на уровне макроэкономики используются абсолютные показатели (объем продаж, прибыль, величина активов, уровень затрат), а на уровне предприятий – относительные (с.с. 408-412).

Среди последних - показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и др. Авторы считают, что значения всех весовых коэффициентов должны исчисляться в долях единицы, а сумма их по всем показателям д.б. равна 1 или 100%. Процедуры рейтингования проводится методами суммы мест и/или таксонометрическим.

Пусть имеем следующие исходные показатели (табл. 12):

Таблица 12

Показатели Предприятия Среднее по строке Среднеквадр. откл.
           
Рентабельность продаж, %               7,07
Оборачиваемость запасов, дней 10,4 8,3 8,8 7,4 6,1 6,8 8,0 3,45
Выручка, тыс. руб.               73,4

Воспользуемся для ранжирования методом суммы мест.

Таблица 13

Показатели Предприятия
           
Рентабельность продаж, %            
Оборачиваемость запасов, дней            
Выручка, тыс. руб.            
Сумма мест            

 

Сумма мест минимальна у предприятия № 4, следовательно, оно по выбранным критериям и является лучшим.

В результате проведенного в работе анализа предприятия можно дать следующие рекомендации: предприятию необходимо снижать цены на продукцию за счет снижения издержек производства, повышать маневренность собственных средств, увеличивать долю инвестиционного капитала, уменьшать долю заемных средств с большими процентами займа. Кроме предложенных мероприятий можно также использовать стратегию стабильности (ограниченного роста – минимизации влияния слабых сторон предприятия).


Заключение

Все показатели финансовой деятельности можно сравнивать, а, следовательно, внутренние и внешние пользователи бухгалтерской отчетности могут с меньшей долей риска, основываясь на экономическом анализе финансово- хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, принимать обоснованные управленческие решения: по покупкам и продажам; получению банковских кредитов и заемных средств других организаций.

Финансовый анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объекты исследования, целевую направленность, метод и методику, способы и приемы для выявления того, что интересует пользователей результатов анализа.

Содержание финансового анализа, его роль в системе управления экономикой организации формируют его задачи.

Финансовый анализ выступает не только составной частью любой из функций управления (прогнозирования и бизнес - планирования, координирования, учета и контроля), но и сам является видом управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений для поддержания бизнеса на необходимом уровне. Эта активная роль финансового анализа ставит перед ним ответные задачи.

Для анализа финансового состояния используется система показателей (абсолютные, относительные, структурные, приростные), причем, с одной стороны дается оценка показателей состояния финансов по предприятию, а с другой успешного его применения.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить -тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Финансовое благополучие предприятия во многом зависит от притока денежных средств, обеспечивающих покрытие его обязательств.

Анализ движения денежных средств осуществляется двумя способами: прямыми и косвенными. При прямом методе поступление денежных средств от покупателей и заказчиков отражаются в суммах, реально поступивших банку в кассу; на расчетный, валютный и иные счета в банках. Движение денежный средств связано с приобретением имущества долгосрочного пользования.

При разработке информационного обеспечения финансового анализа следует учитывать различные цели его проведения. К тому же уровень квалификации самого аналитика будет в значительной степени определять как используемые ям приемы финансового анализа, так и объем привлекаемой информации.

В этой связи важно определить объем релевантной количественной и качественной информация, достаточной для проведения финансового анализа, преследующего поставленные различными пользователями цели.

Первым шагом в решении данного вопроса может стать классификация информационного обеспечения финансового анализа.

Источник информации может находиться как в самой организации, так и вне ее. По данному признаку информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. К внешней относится информация, характеризующая: общеэкономическую и политическую ситуацию в стране; отрасль и перспективы ее развития; состояние фондового рынка и рынка капитала; собственников хозяйствующего субъекта и команду управления; основных контрагентов; конкуренцию в отрасли и основных конкурентов.

Акционерное общество «Ивановогеология» является открытым акционерным обществом, действующим на основании устава и законодательства Российской Федерации. Учредителем общества является Комитет по управлению госимуществом администрации Ивановской области.

Сфера деятельности ОАО "Ивановогеология" - оказание услуг и выполнение работ следующего содержания: геологическое исследование, геологическое обслуживание, геологоразведочные работы, гидрогеологическое обслуживание и ведение мониторинга, корректировка проектов, обследование скважины, оценка запасов ПГМ, оценка запасов подземных вод, поисково-оценочные работы, проектирование бурения скважин, расчеты водопонижения, составление плана развития горных работ, составление или восстановление паспорта скважины, составление паспорта надкоптажных зданий (сооружений), составление проекта консервации скважин, составление проекта санитарной зоны.

Компания «Ивановогеология» - древнейшее геологоразведочное предприятие Верхнего Поволжья - образовано в 1929 году. Компанию на рынке представляют два предприятия - ОАО «Ивановогеология», специализирующееся на проведении геологической, геофизической разведки, ООО «Бурводсервис», основной спектр деятельности которого - бурение, обустройство и ремонт скважин, а так же реализация артезианской воды из своих скважин.

Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения ее показателями структуры: динамики и структурной динамики. Этот баланс включает фактически показатели как горизонтального, так и вертикального анализа. За год стоимость имущества предприятия «Ивановогеология» возросла на 7732 тыс. руб., в том числе в результате увеличения на 15,3% внеоборотных активов. Величина оборотных активов сократилась на конец года на 1263 тыс. руб., и составила 43,3% от стоимости имущества на конец года. Положительной оценки заслуживает рост собственного капитала на 12586 тыс. руб. за счет фонда социальной сферы (62,2%) и добавочного капитала (31,8%). Краткосрочные обязательства сократились на конец года на 9,3 % (4854 тыс. руб.) за счет сокращения кредиторской задолженности. Долгосрочные обязательства у предприятия отсутствуют. У предприятия имеется непокрытый убыток прошлых лет, величина которого на конец года составили 1189 тыс. руб.

Проанализировав ликвидность и платежеспособность предприятия можно сделать следующее заключение. У предприятия помимо отсутствия необходимых сумм денежных средств, также ощущается недостаток ликвидных средств, необходимых для покрытия краткосрочных обязательств. В то же время, продав определенную часть товарно-материальных запасов, предприятие получит возможность рассчитаться с кредиторами по краткосрочным обязательствам.

По балансу анализируемой нами организации условие на начало и конец периода соблюдается, следовательно, организация является финансово независимой.

Поскольку значение показателей оборачиваемости в существенной степени определяется характером производства, необходима дифференциация нормативных значений по различным признакам: отрасль, подотрасль, сырье, технология и т.д. При отсутствии норм следует рассчитать все коэффициенты за два или несколько периодов и проанализировать их динамику. Ускорение оборачиваемости, т.е. рост показателей свидетельствует о положительной тенденции в развитии предприятия.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Балансовая и чистая прибыль предприятия за отчетный период выросли. Увеличение прибыли достигнуто в основном за счет роста выручки от реализации продукции и роста прибыли от реализации продукции. Прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 125,1 %, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации (на 160,9 %). В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль от реализации растет медленнее, чем нетто- выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство услуг.

Значимость финансовых результатов может быть оценена по показателям рентабельности товаров, которая в отчетном периоде составила, что ниже, чем за предыдущий период – 10,4 %.

В результате проведенного в работе анализа предприятия можно дать следующие рекомендации: предприятию необходимо снижать цены на продукцию за счет снижения издержек производства, повышать маневренность собственных средств, увеличивать долю инвестиционного капитала, уменьшать долю заемных средств с большими процентами займа. Кроме предложенных мероприятий можно также использовать стратегию стабильности (ограниченного роста – минимизации влияния слабых сторон предприятия).


Список используемой литературы

1. Акбердин Р. З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие.- М.: ГАУ, 2003.

2.Аккоф И. Планирование будущего корпорации.- М.: Прогресс., 2000.

3. Аникеев С. Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». -М.: Фолиум, 2005.

4. Аниськова О. Разработка стратегии деятельности предприятия торговли. // Маркетинг -2003-№3-с.91.

5. Бабаев Б. Д. Экономическая теория. Иваново, Изд-во ИвГУ, 2000.

6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента /Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник дня вузов. М., 2000.

8. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс в 2 т: Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб, 2001.

9. Валовой Д.В., Валовая Т.Д., Валовая М.Д., Лапшина Г.Е. Экономика: Справочное учебное пособие. М., 2001.

10. Васильчук, Е. С., Рухманова, Н. А. Бизнес-планирование и оценка рисков в предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Е.С. Васильчук, Н.А. Рухманова. Иваново: ИвГУ, 2001.

11. Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. М.: МГУ, 2005.

12. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. М.: МГУ, 2005.

13. Григорьев Ю.А. Практика внешнеэкономической деятельности: Учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности и валютных операций. – М.:Паймс, 2003.

14.Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика, М, Инфра-М, 2001.

15. Дамари Р. Финансы и предпринимательство. Ярославль: Периодика, 2004.

16. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. С.Пб., 2004.

17. Евланов, Л.Г. Управление персоналом: учебник / Л.Г. Евланов. М.: Экономика, 2004.

18. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: МО, 2004.

19. Задачи финансового менеджмента. Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Л. А. Муравья, В. Я. Яковлева. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.

20. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебник / Н.И. Кабушкин. Минск: БГЭУ, 2002.

21. Карданская, П.Л. Основы принятия управленческих решений: учеб. пособие / П.Л. Карданская. М.: Русская деловая литература, 1998.

22. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2003.

23. Классон Б. Управление финансовой деятельностью компании, гл. 1,М, Инфра-М, 2000.

24. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Учеб. Пособие. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

25. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Курс лекций. Выпуск 1,2,3. — Нижний Новгород, 2003.

26. Ковалев А.П. Оценка стоимости имущества промышленного
предприятия, Учебное пособие, М, «Статистика», 2005.

27. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Бизнес-книга, 1999.

28. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент /Учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 1998.

29. Кукукина И.Г. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. Иваново: Иваново, 2002.

30. Кукукина И.Г. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. Иваново: Иваново, 2003. 31. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 2003.

32. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2002.

33. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ЭКМОС, 2004.

34. Литвак, Б.Г. Управленческие решения: учебник / Б.Г. Литвак. М.: ЭКМОС, 1998.

 


Приложение

Структура ОАО «Ивановогеология»

Лаборатория
Юридический отдел
Отдел по работе с клиентами
Отдел по работе с персоналом

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных