Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние Европейских трудовых миграционных процессов на экономику Украины

Сапелкина В.А

студентка 2-го курса,

специальности «Менеджмент внешнеэкономической деятельности»,

Донецкий государственный университет управления,

научный руководитель Делини М.Н.

Постановка проблемы. На современном этапе одной из основных проблем является неурегулированное движение рабочей силы. Международная миграция рабочей силы является одной из важнейших объективных предпосылок становления целостной системы мирового хозяйства. Трудовая миграция – это одна из основных государственных проблем, как в политическом, так и в социально-экономическом аспектах. Сложившаяся негативная политическая и экономическая ситуация в Украине, связанная с приостановлением подписания ассоциации о зоне свободной торговли с ЕС; стремительный рост уровня безработицы; этнические, религиозные особенности; а также прямая экономическая угроза интересам отдельных социальных групп со стороны трудовых мигрантов, обусловливают актуальность выбранной проблемы исследования.

Целью исследования является выявление последствий трудовой миграции для экономики Украины.

Изложение основного материала. Весомый вклад в процесс исследования влияния миграционных процессов на страны СНГ и проблемы трудовой миграции внесли такие отечественные ученые, как: А. Кравченко, Н. Марченко, А. Румянцева, А. Филипенко, С. Фомишин. Изучение трудов по рассматриваемой проблематике позволяет вычленить основные политические, правовые, экономические, психологические причины миграции.

Основным фактором, обусловливающим значительные масштабы трудовой миграции украинцев за границу, является экономическая ситуация в стране. Именно из-за экономической нестабильности, необеспеченности рабочими местами, отсутствия условий применения своих интеллектуальных, творческих способностей, низкой реальной заработной платы, постоянной напряженной политической и экономической ситуации Украину покинуло за период 2001-2011 более чем 500 тыс. чел по официальным данным. По данным Государственной комитета статистики Украины, основными центрами европейского тяготения украинских трудовых мигрантов являются страны Южной и Западной Европы. Среди миграционных потоков по экономическим мотивам в Европе можно выделить следующие: миграция с целью получения образования; передвижение профессионалов, технических и руководящих работников, деловых людей; миграция с целью обычного трудоустройства по контрактам, ограниченным во времени; миграция с целью простого трудоустройства, но при условии поселения; миграция, связанная с этнической занятостью, особым образом жизни населения или ареалами традиционного расселения, выходящего за пределы государственных границ и миграция, связанная с международным туризмом.

Трудовая миграция и связанная с ней торговля представляют собой альтернативную и достаточно доступную форму занятости населения, которая была создана исключительно за счет самодеятельности и личной инициативы граждан. В условиях резкого снижения уровня жизни в украинской экономике трудовая миграция стала наиболее реальным и эффективным путем к экономическому благополучию и процветанию экономически активного населения в украинских регионах.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы, такие как: эмиграция научно-технических кадров, так их перемещения создают угрозу спада научно-технического потенциала. Высокая концентрация мигрантов в пределах конкретных территорий усугубляет спад производства в отдельных секторах экономики, обостряет проблемы безработицы. В связи с нестабильностью Украинской экономики, значительная часть мигрантов не может найти работу или работает не по специальности, реальной становится угроза утраты или нерационального использования квалифицированного потенциала мигрантов, возникает гроза снижения мотивации добросовестного труда.

Для того, чтобы регулировать миграционную политику и в дальнейшем направить ее только на получение прибыли, необходимо содействовать процессу репатриации в Украину выходцев из Украины и других потомков (детей, внуков); возвращение на историческую родину лиц, депортированных с территории Украины по национальному признаку; защита социально-экономических интересов и прав украинских работников-мигрантов; сохранение трудового и интеллектуального потенциала страны; создание правовых и социально-экономических основ регулирования внешней трудовой миграции граждан Украины; предоставление права на приют в Украине и обеспечение защиты беженцев соответственно национальному законодательству. Государство обязано заинтересовать население в проживании на территории Украины – повысить уровень жизни, увеличить количество новых рабочих мест, стабилизировать экономику, наладить политическую ситуацию в стране. Но говорить о наличии целостной системы юридических норм и административной практики еще рано. Трудности создания такой системы связаны с отсутствием необходимого опыта, поскольку, как и многие другие элементы государственного механизма миграционной политики и средства ее реализации ранее в Украине отсутствовали, с дефицитом подготовленных кадров, серьезными экономическими трудностями, на фоне которых разрешение миграционных проблем иногда не выглядит первоочередным.

Заключение. Таким образом, миграция рабочей силы оказывает существенное влияние как на мировые процессы в целом, так и на развитие экономики каждой отдельной страны, в частности. Основные предпосылки этих процессов связаны, прежде всего, с социальными, экономическими, политическими факторами. При этом трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для развития общественных систем. Однако, несмотря на значительные инвестиции мигрантов в экономику Украины, положительное сальдо миграционного движения трудовых ресурсов носит негативный характер. Необходимо создать такую миграционную политику, которая регулировала отток и приток рабочей силы, стимулировала бы возвращаться на родину выехавших ранее граждан и привлекала бы новую высоко квалифицированную рабочую силу. Миграционная политика Украины должна быть сбалансированной и гибкой, а главное – социально ориентированной, т.к. рыночная экономика предполагает социальную направленность.

Список использованной литературы:

 

1. «Державна програма співпраці із закордонними українцями на період до 2010 року» від 27 липня 2006 №1034, КМУ

 

2. Закон України «Про затвердження Державної програми зайнятості населення на 2001-2004 роки», ВРУ, 07.03.2002, 3076-ІІІ

 

3. Постанова «Про затвердження Програми регулювання міграційних процесів на 2003-2005 роки» від 20 серпня 2003 №1296, КМУ

 

4. Киреев А. Международная экономика / А. Киреев. – 2008. – 210 с.

 

5. http://www.dissercat.com/

 

6. www.nau.kiev.ua

 

7. www.ukrstat.gov.ua

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лабораторний практикум. | Установи і 2) товариства.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных