Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Словарь основных понятий




ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Хикаловой Серафим Васильевны

студентки 13в группы

специальность 050144

«Дошкольное образование»

 

Руководитель

Харлова Елена Викторовна

 

 

Санкт-Петербург

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические анализ проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста и использование дидактических игр в сенсорном восприятии

1.1 Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике…………………..

1.2 Особенности и критерии оценки сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в первой младшей группе…………………………

1.3 Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей третьего года жизни…………………………………………………………………………….

1.4 Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей третьего года жизни………………

1.5 Игры по сенсорному воспитанию для детей в первой младшей группе

Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета посредствам дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста

2.1 Описание условий проведения практической работы

2.2 Выявление уровня представлений о сенсорных эталонах цвета у детей в первой младшей группе

2.3 Составление системы дидактических игр по сенсорному воспитанию и проведение практической деятельности в первой младшей группе

2.4 Проверка эффективности апробированной системы дидактических игр в первой младшей группе

Вывод

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

сенсорный дошкольный дидактический игра

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха и т.д. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело даже не в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности.

Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. Жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме.

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Однако анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.

Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами — это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.

Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Тема исследования: дидактическая игра как средство формирования представления о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Определить значимость дидактических игр для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Использование дидактических игр с целью развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Уточнить понятия «сенсорные эталоны», дидактическая игра»

2. Выявить особенности развития сенсорных эталонов у детей младшего возраста путем анализа научной, методической литературы.

3. В процессе учебно-исследовательской работы выявить уровень развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.

4. Спроектировать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста.

5. Проанализировать результаты опытно-практической работы по использованию комплекса дидактических игр для развития сенсорного эталона у детей младшего возраста.

 

 

Словарь основных понятий

 

Дидактика– теория обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, то есть взаимодействие преподавания и изучения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.

Дидактическая игра–одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.

Младший дошкольный возраст - период является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Волнообразный характер развития навыков и умений продолжает сохраняться, однако, сформированные умения уже достаточно устойчиво закрепляются в сознании малыша.

Сенсорика- (от лат. «восприятие») - категория описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Сенсорные эталоны- (англ. sensory standards) — термин, предложенный Запорожцем, А. В. при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны — выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры сенсорных эталонов — система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” - “чувство”, “ощущение”, “восприятие”. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных