ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ритмическая и рифмическая схемыТриолет Одна строфа из восьми строк. Последние две строки повторяют первые две, четвертая строка повторяет первую. Соответственно есть два варианта рифмовки. а) все нечетные строки, плюс четвертая – одна рифма; оставшиеся три строки – другая рифма (1=3=4=5=7, 2=6=8). Пример: «Лизета чудо в белом свете», (Н. Карамзин) б) если условно разбить строфу на полустрофы-катрены, то схема рифм – будет классической опоясывающей, но с зеркальным отражением внутренней и внешней рифм в полустрофах (рифма А: 1=4=6=7; рифма В: 2=3=5=8). Пример: Твой лик загадочный и нежный (В. Брюсов) Рондо Пятнадцать строк, со сложным чередованием двух рифм и безрифменной/холостой (в классическом варианте) повторяющейся строки. Первая-вторая-пятая-шестая-десятая-одиннадцатая-четырнадцатая строки – одна рифма; оставшиеся, кроме девятой и пятнадцатой строк – другая рифма; девятая и пятнадцатая строки представляют собой повторение начальных слов стихотворения (примерно полстроки) (рифма А: 1=2=5=6=10=11=14; рифма В: 3=4=7=8=12=13, 9=10). Рондо в классическом виде обычно записывается в три строфы, состоящие, последовательно, из пяти, четырех и шести строк. Это может показаться сложным на первый взгляд, однако если помнить, что фактически рондо произошло от любовных песен, то реальная его структура – это два куплета-пятистишия с припевом и повторяющимся после припева и второго куплета рефреном. При этом припев по форме представляет собой куплет, урезанный на две строки (первую и последнюю). Поэтому, в сущности, во всех строфах схема рифмовки одинакова (А)-А-В-В-(А) + (R). На всякий случай, приведем полную схему, которую вы сможете просто держать перед глазами. 1-я строфа: А-А-В-В-А 2-я строфа: А-В-В +R 3-я строфа: А-А-В-В-А +R
Ну и пример (см. след. стр.) Твоих времен, я мыслию крылатой Искал вотще исчезнувших забав. И образ твой, прелестен и лукав, Меня водил — изменчивый вожатый.
И с грацией манерно-угловатой Сказала ты: «Пойми любви устав, Прочтя роман, где ясен милый нрав Манон Леско:
От первых слов в таверне вороватой Прошла верна, то нищей, то богатой, До той поры, когда без сил упав, В песок чужой, вдали родимых трав, Была зарыта шпагой, не лопатой Манон Леско!»
(М. Кузьмин)
Сонет Сонет довольно известная форма стихотворений, используемая и поныне, но вкратце напомним. Он состоит из четырнадцати строк и четырех строф. Первые две строфы в классических вариантах – всегда катрены (четырехстишия); вторые две, в зависимости от типа сонета (итальянский/французский или английский): либо два терцета (трехстишия), либо катрен плюс дистих. Помимо этих классических трех типов существует более-менее устоявший «опрокинутый» сонет и множество менее распространенных вариаций-экспериментов. Соответственно типу сонета различается и рифмовка. В самом общем виде в сонете используются четыре рифмы, две – для первых двух строф, и две – для последних двух строф. Конкретное же чередование рифм зависит от типа сонета, причем здесь уже отличаются друг от друга все три: французский, итальянский и английский. Организаторы рекомендуют участникам, выбравшим писать сонет, поискать информацию об отличиях рифмовки в разных типах сонетов самостоятельно. Кроме того, дополнительную информацию обо всех упомянутых в задании формах (сонет, рондо, триолет) вы можете найти как в справочнике М. Гаспарова «Русский стих начала 20-го века в комментариях» (выложен на стене в паблике Турнира), так и по следующим ссылкам: а) «Из истории триолета» http://www.obshelit.ru/remarks/add/36936/ - «Из истории триолета» б) литературная энциклопедия (триолет, рондо, сонет) http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-9791.htm?cmd=2&istext=1 http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-7381.htm?cmd=2&istext=1 http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-9071.htm
в) о сонете http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d&course=4&raz=3&pod=1&par=1 – словарь терминов на сайте филфака МГУ http://magazines.russ.ru/ra/2010/11/st33.html - статья об авангардных сонетах, в лит.журнале «Дети Ра» http://ru.wikihow.com/%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82 – любопытное руководство «как написать сонет» г) Курс лекций о комбинаторной литературе (лекция о твердых формах, в т.ч. и о формах из задания), с приличным количеством примеров-образцов http://www.ashtray.ru/main/texts/bonch_course/l10a.htm д) о рондо http://repository.kaznu.kz/bitstream/handle/123456789/3160/635-1219-1-SM.pdf?sequence=1&isAllowed=y – статья об истории рондо в Вестнике Казахстанского национального университета (не пугайтесь, статья на русском =); на материале творчества французского поэта XV века, Карла Орлеанского С уважением, орг-ы турнира, редакция альманаха сибирской актуальной поэзии «МЕЖДУ»: Олег Полежаев и Сергей Шуба P.S.: Напоминаем: срок выполнения задания – ровно одна неделя, до полуночи 15 февраля. Участники, опоздавшие с высылкой написанного текста в указанный срок, выбывают из турнира. Тексты присылать желательно Вконтакте, в личку по адресу http://vk.com/sessily, либо на электронную почту, по адресу ddaoss@gmail.com. Пометьте тему сообщения/письма заголовком «Турнир. Задание 2». Спасибо за участие и – желаем удачи!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|