Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституция Германии (разработка, принятие, основные черты Конституции, правовая охрана Конституции)




Лекция №6. Основы конституционного права Германии

 

1. Конституция Германии (разработка, принятие, основные черты Конституции, правовая охрана Конституции).

2. Основы правового статуса личности (конституционные принципы регулирования личных, политических, социально-экономических прав, свобод, обязанностей, регулирование вопросов гражданства).

3. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий.

4. Федеральная законодательная власть (порядок формирования Бундестага и Бундесрата, их структура и полномочия).

5. Федеральная исполнительная власть (Федеральный Президент, Федеральный канцлер, Правительство, порядок избрания, полномочия).

 

Конституция Германии (разработка, принятие, основные черты Конституции, правовая охрана Конституции)

Разработка и принятие конституции

В августе 1948 года в оккупированной войсками США, Великобритании и Франции Западной Германии было проведено совещание министров юстиции всех западногерманских земель, в котором приняли также участие крупнейшие немецкие специалисты в области конституционного права. На этом совещании, получившем название «Конституционного конвента», была разработана позиция правительств германских земель по разработке конституции и принято решение о создании Парламентского совета для выработки проекта Конституции западногерманского государства. В состав этого органа вошли депутаты ландтагов всех 12 западногерманских земель, пропорционально численности представленных в земельных парламентах партий. В составе Парламентского совета было 65 депутатов с правом решающего голоса и 5 (от Западного Берлина) с совещательным голосом. Наибольшее количество мандатов – по 27 получили СДПГ, а также ХДС – ХСС. Председателем Парламентского совета был избран К. Аденауэр – лидер ХДС. Парламентский совет, выполнявший функции учредительного собрания, по существу таковым не был, поскольку не получил полномочий от избирательного корпуса. Работа Парламентского совета проходила под контролем оккупационных властей. Подготовленные разделы проекта конституции направлялись военным губернаторам зон оккупации, которые фактически их утверждали. 8 мая 1949 года Парламентский совет принял весь Основной закон (53 – за, 12 – против). 12 мая проект был одобрен военными губернаторами и направлен для ратифицирования в ландтаги земель. Он не был одобрен только ландтагом Баварии. 23 мая текст Основного закона был опубликован, а на следующий день вступил в силу. Так родилась Федеративная Республика Германия. 2 октября 1990 года на основе ст.23 Основного закона ФРГ и межгосударственного договора произошло присоединение к ФРГ ГДР. В силу этого, Основной закон ФРГ стал Конституцией, Основным законом для всей Германии.

Основные черты Конституции Германии

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов (3 из них включены в процессе внесения поправок).

В Преамбуле содержится положение о том, что учредителем Основного закона является немецкий народ, который, принимая Основной закон, руководствовался стремлением служить всеобщему миру. В Преамбуле дается полный список немецких земель и констатируется, что в землях на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии. (Новая редакция Преамбулы была принята после присоединения ГДР).

I раздел Основного закона называется «Основные права», что подчеркивает базисный характер данного института.

Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти.

Второй раздел «Федерация и земли» содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и ее субъектов, закрепляется право на местное самоуправление, устанавливаются конституционные основы германской внешней политики, и участия ФРГ в ЕС.

III, IV, V и VI разделы устанавливают основы организации и деятельности федеральных органов: Парламента, Президента, Правительства. Введенный позже раздел IV-а регламентирует статус Совместного комитета.

В разделах VII, VIII и VIII-а регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и еесубъектов.

В разделе IX определяется организация судебной власти, и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ.

X раздел Основного закона именуют в ФРГ «финансовой конституцией», поскольку здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и ее субъектами, а также доходов и расходов Федерации.

Раздел X-а содержит регламентацию мер на случай состояния обороны.

XI раздел – это «Переходные и заключительные положения», где устанавливаются возможности обладания гражданством ФРГ, отдельные вопросы изменения территориального деления государства, действия правовых норм, принятых до вступления Основного закона в силу и ряд других положений.

Основной закон ФРГ 1949 года сохраняет определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием страны. Согласно ст. 140 Основного закона составной его частью являются статьи 136 – 141 Конституции Германии 1919 года, которые регулируют взаимоотношения государства и церкви.

Конституция ФРГ исходит из принципов демократии, разделения властей, равенства, справедливости. По форме правления ФРГ является парламентарной республикой.

Республиканский принцип закрепляется в ст.28, где говорится, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства»

Характеризуя ФРГ как демократическое государство, Основной закон в ст.20 устанавливает: «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия». Конституция отдает предпочтение не прямой демократии (референдуму, народному опросу и инициативе), а представительной демократии. Ст.29 Основного закона устанавливает, что проведение референдума, а также всенародного опроса и осуществление народной инициативы допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации, что резко ограничивает возможности их применения.

Основной закон, характеризуя ФРГ как правовое государство, закрепляет следующие конституционные принципы:

•верховенство Конституции и верховенство закона (ст. 20);

•обязательность закрепленных в Конституции основных прав для законодательной власти и правосудия. Основные права являются непосредственным действующим правом (ст.1);

•учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ст.101);

•запрет придания закону обратной силы (ст. 103);

•приоритет общепризнанных норм международного права, которые становятся составной частью федерального права, непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории ФРГ лиц (ст. 25).

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, пользование ею должно служить общему благу, земля, ее недра, природные богатства могут быть обобществлены в различных формах только законом. Только закон, а не суд устанавливает при этом размер и вид возможной компенсации. ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому образования, жилья, медицинской помощи, продовольствия, существует развитая сеть социальной поддержки населения государством.

Согласно ст. 20 Основного закона – Германия федеративное государство. Принцип федерализма один из основополагающих принципов Конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель.

Во внешнеполитической сфере Основной закон устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов, в частности, предпринимаемые с целью подготовки и ведения агрессивной войны. Такие действия согласно ст. 26 уголовно наказуемы.

Согласно новой редакции ст. 23, участие ФРГ в ЕС базируется на общих принципах демократии, правовой и социальной государственности. Федерация может путем издания федерального закона, одобренного Бундесратом, передавать Е.С. свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Е.С. федеральное правительство обязано незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. В частности, до начала своего участия в принятии правовых актов Е.С., федеральное правительство должно предоставить Бундестагу возможность дать по ним свое заключение. Если вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель или затрагивает их интересы, обязательно учитывается заключение Бундесрата.

Изменения и дополнения к Основному закону. Несмотря на то, что Основной закон ФРГ относится к конституциям жесткого типа, за период его действия было изменено более 100 статей из 146, добавлены 3 новых раздела и исключены ряд статей. Согласно ст. 79 изменения и дополнения в Основной закон могут быть внесены Конституционным законом, который принимает 2/3 голосов обеих палат парламента. Последние серьезные изменения Основного законабыли осуществлены в 1994 году после объединения Германии и подписания Маастрихтского договора о Е.С. Была изменена Преамбула (изъято положение о временном характере Основного закона), принята новая редакция ст. 23 об участии ФРГ в деятельности Е.С., увеличен численный состав обеих палат парламента.

Охрана Основного закона ФРГ осуществляется Федеральным конституционным судом, который проверяет законы на предмет их формального и материального соответствия Основному закону. Правовой основной организацией и деятельность ФКС являются ст. 92-94 Основного закона, а также Федеральный закон о Конституционном суде 1951 года. Являясь основной частью судебной власти, ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оценкой действительности правовых норм. Конституционное судопроизводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защищать свои права в устном состязательном процессе. ФСК состоит из двух сенатов, по восемь судей в каждом. Три судьи в каждом сенате избираются из числа судей пяти высших Федеральных судов. Судьи ФСК избираются в равной пропорции палатами Парламента. Для избрания необходимо большинство в 2/3 голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются Бундестагом и Бундесратом. Избранные на должность судьи назначаются актом Федерального президента. Кроме традиционных для органа конституционного контроля полномочий, ФКС:

•выносит решения по так называемым квазиуголовным делам о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права против свободного демократического порядка;

•решает вопросы об антиконституционности, т.е. запрещении политических партий и др. объединений;

•выносит решение об освобождении от должности Федерального Президента, в связи с обвинением, возбужденным против него Парламентом;

•рассматривает жалобы на решения Бундестага, касающиеся выборов, порядка проведения референдума.

 

 

Основы правового статуса личности (конституционные принципы регулирования личных, политических, социально-экономических прав, свобод, обязанностей, регулирование вопросов гражданства)

Основной закон ФРГ исходит из естественной принадлежности человеку его прав, которые не создаются конституцией, а признаются ею. Новацией в немецкой конституционной истории является то, что основные права являются непосредственно действующими, а также то, что все ветви государственной власти связаны основными правами.

Основной закон ФРГ устанавливает, что каждый имеет право на всестороннее развитие личности, использование прав и свобод, поскольку он не нарушает прав других и не посягает на конституционный строй, не создает угрозы существованию федерации и земель, не нарушает законы нравственности. В противном случае, равно как и при злоупотреблении, свободой слова, собраний, объединения, правом собственности или др. правами лицо или объединение может быть лишено определенных прав ФКС. Ограничение конституционных прав возможно также законом, имеющим общий характер (о Ч.П., об обороне).

Конституция Германии уделяет большое внимание политическим и личным правам, в сравнении с социально-экономическими. Провозглашая принцип равноправия, Основной закон устанавливает равенство всех перед законом, равноправие независимо от пола, расы, национальности, а также невозможности привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, родством, местом рождения, религиозными или политическими взглядами.

Конституция устанавливает важнейшие политические права и свободы. Это, прежде всего свобода мнений, гарантируется свобода печати и передачи информации. Гарантии этих прав обеспечиваются запрещением цензуры. Ст.8 Основного закона предоставляет право всем немцам собираться мирно и без оружия, без предварительного заявления или разрешения. Для собраний под открытым небом установлены ограничения в Законе о собраниях 1953 года. Согласно ст. 9 Конституции, все немцы имеют право создавать союзы и общества. Объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимоотношения между народами, запрещаются. В Основном законе ФРГ нет статьи, закрепляющей право гражданина на участие в делах общества и государства, но ст.ст. 20,28,29 закрепляют институты непосредственной и представительной демократии, принадлежность всей государственной власти народу. Ст.38 устанавливает, что выборы являются всеобщими, прямыми, равными, свободными при тайном голосовании.

Конституция гарантирует каждому свободное развитие личности, право на жизнь и физическую неприкосновенность, свободу личности, свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки, всех видов связи, свободу совести и вероисповедания, Эти права и свободы могут быть ограничены на основании оговорок, содержащихся в ст.ст. 10и 13 Основного закона, а также текущим законодательством.

Конституционные принципы, относящиеся к социально-экономическим правам, весьма существенно дополнены текущим законодательством. Устанавливается свобода выбора профессии, места работы, места получения образования. Принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. Конституция содержит гарантии права собственности и права наследования, допуская возможность отчуждения и обобществления собственности на возмездной основе. Согласно принципам социального государства установлено, что собственность должна служить общему благу. Гарантией духовной свободы в Германии является освобождение ее от опеки государства Согласно ст.5 Основного закона – искусство, наука, исследования и преподавание свободны. Школьное образование находится под контролем государства. Основной закон ФРГ достаточно скупо говорит об обязанностях граждан. Поскольку брак и семья находятся под особой защитой государства, Конституция устанавливает обязанность родителей заниматься воспитанием муходом за детьми. Закрепляется также обязанность воинской службы для мужчин с 18 лет, а также альтернативная служба для лиц, отказывающихся от воинской службы по своим убеждениям.

Основной закон ФРГ проводит различие между всеобщими правами человека и гражданскими правами, которыми обладают только немцы. Особенностью закона ФРГ является то, что в нем не употребляется термин «граждане». Ст.116 Конституции устанавливает, что немцем является каждый, кто обладает гражданством ФРГ, а также беженцы или перемещенные лица немецкой национальности, супруги или потомки одного из этих лиц. Таким образом, термин «немец» в правовом отношении сегодня идентичен термину «гражданин ФРГ». Ст. 16 Основного закона запрещает лишение Германского гражданства. Немец не может быть выдан иностранному государству. Регулирование вопросов гражданства отнесено к ведению федерации. Подробно вопросы гражданства урегулированы в Законе о государственной принадлежности 1913 года. Гражданство ФРГ приобретается в основном по рождению. Ребенок приобретет германское гражданство, если один из родителей является немцем. Иностранцы приобретают гражданство в порядке натурализации. Причем, иностранцы должны быть дееспособны по законам своей страны, вести безупречный образ жизни, иметь жилище, быть в состоянии содержать себя и близких. Утрачивается гражданство по двум основаниям: 1) приобретение иностранного гражданства; 2) выход из гражданства. Выход осуществляется по ходатайству заинтересованного лица. Выход из гражданства считается недействительным, если лицо не приобрело в течение года иностранное гражданство. Некоторые категории немцев не имеют права на выход из гражданства (судьи, солдаты, военнообязанные, не прошедшие срочной службы, некоторые чиновники).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных