ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Досрочная социализацияДосрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь. Понятие «Социализация личности». В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.
Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом. Этапы социализации личности. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу. Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества. Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.
Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.
Основные этапы социализации личности:
Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности; Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме. Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.
Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он имеет специфические этапы (стадии), каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке утвердилось положение о том, что социализация более продуктивно осуществляется в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии: - дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; - трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека; - послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития ее познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Имея в виду это положение, он выделил три фазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности быть личностью; юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. Как видим, в личности целесообразно выделять две группы характеристик: - личностные, характеризующие человека как носителя тех или иных социальных (политических, нравственных, правовых, эстетических, этнических, религиозных и др.) ценностей, норм, правил, отношений, позиций, взглядов, убеждений. Это своеобразное ядро личности, ее сущностные базовые основания, без чего сам феномен личности в человеке не может сформироваться; - то в личности, что, не являясь личностным, ей присуще и характеризует ее биологически, экологически, технически и технологически обусловленные особенности: знания, умения, навыки, способности человека, его темперамент, отдельные (как общие, так и специфические) черты характера, особенности когнитивной и психомоторной сфер личности, левополушарного или правополушарного развития и т.п. Таким образом, в личности есть личностное, сущностное и то, что, не являясь личностным, может выступать ее значимыми характеристиками. В процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал. И профессиональное становление личности невозможно без профессиональной социализации личности специалиста. Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса: 1) общую социализацию как становление личности гражданина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и другого содержательного характера; 2) профессионально-ролевую социализацию личности как овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.; 3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством. Профессионально-ролевая социализация и профессионализация личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|