Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цвет как психологическое и психофизиологическое явление




Оглавление

Введение...............................................................................................
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................
1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................


Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................
2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему
и его использование в психодиагностике...................................................
2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........
2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................
Выводы...................................................................................
Заключение...................................................
Библиографический список.........................

Введение

Актуальность темы. Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов: мы постоянно испытываем на себе его влияние. Можно сказать, что окружающий нас мир – это комбинация световых пятен разной яркости и цвета.
Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной. Таким образом, предметы с помощью цвета связаны с нашим душевным и функциональным состоянием. И наиболее интересно то, что эта связь минует на своем пути сознание.
Действительно, цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.
У истоков культуры цвет был равноценен слову. Цветовой образ является аналогом высказывания, т.е. допускает закономерную "проекцию" содержания в категориальную систему развитых форм значений, в том числе вербальных. Отсюда, «язык цвета» сопоставим с речью и обладает ее функциями: коммуникативной, номинативной, выразительной и побудительной.
Далее, одним из важнейших положений этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.
Цвет используется в профессиональной деятельности художниками, дизайнерами, полиграфистами, светотехниками, химиками, колориметристами, геологами, работниками кино и телевидения, фотографами, модельерами, медиками и конечно, психологами. Это не просто интересная проблема, но и одно из условий решения конкретных практических задач. Исходя из этого, каждый специалист применяет цвет в его определенной функции. Для одной группы людей важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность. Для другой группы основополагающей является информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством. Третьи, например, психологи, применяют цвет как средство психодиагностики и терапии. Причем в данном случае лечение будет без побочных эффектов.
На этом возможности применения цвета не заканчиваются, однако, несмотря на это, существует множество аспектов, которые на сегодняшний день недостаточно изучены, хотя обладают огромным потенциалом.
При написании этой работы мы опирались на труды различных ученых. Физиологией восприятия цвета занимались, например, С.В.Кравков, Ч.А.Измайлов, Е.Н.Соколов, А.М. Черноризов. Еще в работах И.В. Гете была раскрыта связь цвета и эмоций, в дальнейшем фундаментальный вклад в этой области был сделан М.Люшером. Также последний ученый одним из первых начал разрабатывать цветовую психодиагностику. При описании возрастного развития восприятия цвета мы использовали работы В.С.Мухиной. Широкий спектр вопросов, связанных с применением цвета в искусстве и рекламе представлен Л.Н.Мироновой, Е.С.Пономаревой. Кроме того, из современных исследователей в психологии цвета нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.
Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.
Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.
Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.
Задачи исследования:

1. Выявить психофизиологические механизмы восприятия цвета.

2. Определить возрастную динамику восприятия цвета.

3. Раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья.

4. Показать каким образом цвет находит применение в психодиагностике, психотерапии, искусстве (дизайн интерьера, живопись), рекламе.

Теоретическая значимость. Работа важна для понимания закономерностей цветового восприятия и его развития в онтогенезе, определения взаимосвязей между цветом и эмоциями, характером, мышлением.
Практическая значимость. Проведенный анализ литературы позволяет продуктивно использовать цвет в психодиагностике и психотерапии. Также работа дает возможность целенаправленно организовывать с помощью цвета различные помещения, живопись, а также повышать эффективность рекламы.
Работа состоит из: введения, двух глав, выводов, заключения и библиографии. Во введении дана общая характеристика работы. В первой главе рассматривается, с одной стороны, развитие представлений о цвете в антропогенезе и современное состояние этого вопроса, а с другой стороны, развитие восприятия цвета в онтогенезе. Во второй главе освещены прикладные аспекты.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных