Параметр (критерий) культуры
| Тип деловой культуры
| Характеристика
| Страны, в которых распространен данный тип культуры
| |
1. Соотношение индивидуализма и коллективизма
| а) индивидуалистическая культура
б) коллективная культура
| акцент на самостоятельность и инициативность
личность является частью группы, коллектива, организации
| США, северные европейские страны
Япония, Испания, Португалия, Греция, Австрия, Россия, страны СНГ
| |
2. Дистанция власти
| а) культура с высокой дистанцией власти
б) культура с низкой дистанцией власти
| терпимое отношение к авторитарному стилю управления и чинопочитанию; подчеркнутое сохранение неравенства, «сильная рука» воспринимается как благо
вмешательство сильной власти рассматривается как ущемление прав индивидуума
| Восточные страны, Россия, страны СНГ
Северная Европа, Великобритания, США
| |
3. Соотношение мужественности и женственности
| а) культура с высокой степенью мужественности
б) женственные культуры
| преобладают «мужские» ориентиры: стремление выделиться, сделать карьеру, проявить себя, заработать; качества руководителя: сила, быстрота решений, жесткость, масштабность подходов
доминирует качество жизни, поддержание хороших отношений с окружающими, моральные и этические аспекты; качества руководителя: умение организовывать бесконфликтную групповую работу, добиться консенсуса, разработать справедливую мотивацию
| США, Великобритания, Швейцария, Австрия, Ирландия, Германия, Италия, Россия, страны СНГ
Япония, Голландия, Скандинавские страны
| |
4. Отношение к неопределенности
| а) страны с высокой степенью избегания неопределенности
б)страны с низкой степенью избегания неопределенности
| разработка подробных законов и правил поведения, подготовка детальных контрактов; стремление устранить двусмысленность в отношениях
главный принцип: «все предугадать нельзя», вместо детальных контрактов предпочитаются рамочные договоренности и корректировка по ходу дела
| Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария, страны Юго-Западной Европы, Россия, страны СНГ
Великобритания, Скандинавские страны, (кроме Финляндии), Дания, США
|
5. Соотношение детальных и конкретных истин
| а) культуры универсальных истин
б) культуры конкретных истин
| высокая законопослушность, готовность следовать своим собственным законам
поиск основных конкретных причин и моральных оправданий для нарушения законов и правил
| Канада, США, Великобритания, Скандинавские страны
Страны Азии, Латинской Америки, Юго-
Западная Европа, Россия, страны СНГ
|
6. Оценка статуса человека в обществе
| а) низкоконтекстуальные культуры
б) высококонтекстуальные культуры
| человек оценивается исключительно на основе собственных поступков и достижений и его личных качеств; статус определяется действиями
статус человека и его место в обществе зависит от многих факторов, не связанных с поступками: принадлежностью к определенным олигархическим группам, происхождением, полом, возрастом
| США, Германия, Голландия, Скандинавские страны
Франция, страны Юго-Западной Европы, страны Востока, Россия, страны СНГ(Австрия, Великобритания, Бельгия, Швейцария — промежуточное положение)
|
7. Отношение ко
| а) монохромные
| последовательность и концентрация на
| Скандинавские страны, Велико-
| |
времени
| кул ьту р ы
| одном деле в каждый данный момент
| британия, Германия, США
| |
|
| времени; крайняя пунктуальность; на
|
| |
|
| переговорах наблюдается стремление
|
| |
|
| сразу сосредоточиться на главном
|
| |
| б) полихромные
| одновременное занятие несколькими
| Азиатские, латиноамериканские и
| |
| культуры
| делами; свободное отношение ко времени:
| арабские страны, страны Юго-
| |
|
| опоздание рассматривается как
| Западной Европы
| |
|
| демонстрация значительности
|
| |
|
| опоздавшего; переговоры традиционно не
|
| |
|
| начинаются сразу с обсуждения дела,
|
| |
|
| более важным является создание общего.
|
| |
|
| контекста для сотрудничества
|
| |
| | | | | | | | | | | |
[ Источник: Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Учеб. Пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2001. с. 61-63]