Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация спроса.

№26

Спрос – потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами. В этой связи нельзя говорить о платежеспособном спросе, т. к. любой спрос по определению платежеспособен, в противном случае это – потребность.

Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте. Не всякое желание иметь товар является спросом. Только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Можно сказать, что рынку предъявляется не сама потребность, а ее платежеспособный представитель – покупательский спрос.

Покупательский спрос – сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облегчает его регулирование..

Классификация спроса.

1. По числу объектов спроса:

· макроспрос – спрос всего населения на товарную группу или совокупность товаров;
· микроспрос – спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную разновидность;

2. По состоянию рынка:

· негативный,
· отсутствующий,
· скрытый,
· чрезмерный,
· полноценный.

3. По формам образования:

· потенциальный (закрытый),
· формирующийся,
· сложившийся,
· нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной, часовой,
· отложенный (накапливаемый),
· панический (ажиотажный).
4. По тенденциям:

· растущий (интенсивный),
· стабилизировавшийся,
· угасающий (сокращающийся, спад спроса).
Классификация спроса по тенденциям напрямую связана с этапами жизненного цикла товара.

5. По покупательским намерениям:
· твердосформулированный (жесткий),
· альтернативный (мягкий, компромиссный),
· спонтанный (импульсивный).

Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие возможности направленного воздействия продавца на покупателя как способами рекламы, так и методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, ее информативности (мерчендайзинг).

6. По социально-демографическим группам потребителей:

. спрос лиц (семей),
· спрос половозрастных групп населения.
Выявление различий спроса по социально-демографическим группам потребителей имеет решающее значение для сегментации рынка и определения его емкости.

7. По месту покупки:
· глобальный,
· региональный,
· городской,
· сельский,
· базовый,
· мобильный.
Признак дифференциации спроса по месту покупки представляет интерес для фирм, осуществляющих региональный маркетинг. В определенной части мобильный спрос является рекреационным, связанным с туризмом и курортными поездками. Выявление такого спроса очень важно для фирм, специализирующихся на обслуживании туристов и курортников. Необходимо знать не только размер рекреационного мобильного спроса, но и его географию, маршруты. Кроме того, информация о территориальной дифференциации спроса необходима региональным и муниципальным органам власти для того, чтобы контролировать потребительский рынок и разрабатывать свою товарную политику.

8. По степени удовлетворения:
· удовлетворенный,
· условно удовлетворенный,
· неудовлетворенный.
Анализ спроса по степени удовлетворения позволит фирме скорректировать свою ассортиментную и сервисную политику, найти дополнительные резервы роста сбыта и продажи.

9. По времени формирования и предъявления на рынке:
· прошлый,
· настоящий,
· будущий.

Изучение спроса населения можно проводить в двух направлениях:

· изучение общего объема спроса и группового ассортимента;

· изучение внутригруппового ассортимента, потребительских оценок качества и оформления товаров.

Материалы изучения покупательского спроса используются в коммерческой деятельности для решения двух взаимосвязанных задач:

· правильного формирования товарного ассортимента торговых предприятий;

· своевременного пополнения ассортимента товаров на торговом предприятии путем их регулярного завоза в соответствии со спросом населения.

Существуют различные способы и методы изучения покупательского спроса.

Функции и методы по изучению спроса в оптовой и розничной торговле разграничивают, чтобы данные одного звена дополнялись и уточнялись данными другого звена торговли, образуя единую систему учета и анализа спроса.

Оптовые торговые предприятия, обслуживая определенный территориально-экономический район и конкретных покупателей, изучают как объем покупательского спроса на те или иные виды (группы) товаров, так и ассортиментную структуру спроса.

В оптовой торговле существуют различные способы изучения и прогнозирования спроса. Оптовые торговые предприятия используют следующие методы изучения спроса:

· оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период;

· изучение и обобщение заявок и заказов оптовых покупателей на приобретение и поставку товаров;

· изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на централизованную доставку и завоз товара;

· учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей;

· проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями.

Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних оптовых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), которые изучают общий объем спроса (емкость рынка) и внутригрупповую структуру спроса на закупаемые товары.

Розничные торговые предприятия применяют также определенные способы изучения спроса покупателей:

· анализ показателей товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости;

· анализ реализованного и нереализованного спроса населения.

Наиболее распространенной формой проявления спроса является показатель розничного товарооборота.

Розничный товарооборот — это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. Анализ структуры розничного товарооборота помогает выявить предпочтения покупателей в отношении тех или иных товаров.

Но товарооборот как выражение спроса позволяет судить только о реализованных потребностях покупателей. Но существует еше и нереализованные потребности, т.е. неудовлетворенный спрос.

Если реализованный спрос можно оценить по размеру фактически проданных товаров, то неудовлетворенный спрос выявить и оценить количественно очень трудно. Поэтому чаше всего основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения.

Основными причинами неудовлетворенного спроса могут быть:

· отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров;

· слишком высокие цены на товары, не соответствующие доходам населения.

Для изучения неудовлетворенного спроса применяют:

· карточки учета неудовлетворенного спроса (ведут продавцы);

· контрольные листки (заполняют сами покупатели);

· прием заказов от покупателей на товары достаточного ассортимента, временно отсутствующего в продаже;

· проведение дня учета неудовлетворенного спроса.

Анализ реализованного спроса заключается в изучении ассортиментной структуры товаров и учете движения товарных запасов, что позволяет определить, сколько и каких товаров продано.

Методы изучения реализованного спроса можно условно разделить на две группы:

методы, основанные на балансовых расчетах - наиболее эффективные и распространенные. Они основаны на формуле товарного баланса:

· Он — остаток товаров на начало периода;

· П — поступление товаров за период изучения спроса;

· Р — реализация за изучаемый период;

· Ок — остаток товаров на конец периода;

Методы непосредственной регистрации продажи товаров:

· учет продажи по отрывным ярлыкам;

· учет продажи по ярлыкам-вкладышам;

· учет продажи товаров по товарным (мягким) чекам;

· регистрация проданных товаров поданным продажи или по товарным остаткам;

· учет продажи при расчетах с покупателями с применением контрольно-кассовых машин;

· учет продажи с помощью карточек количественного учета;

· изучение поданным длительности пребывания товаров в магазине.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 10

Текст задания:

По материалам газет и журналов, сети Интернет выберите не менее 8 рекламных объявлений на различные товары и расположите их в соответствии с четырьмя целями рекламы.

 

Информативные цели 1.Обратите внимание наши цены - они ниже чем в других магазинах города. "магнит" 2.Территория низких цен. Магазины Эльдорадо. 3.Серебро дороже золота. Знахарь, зубная паста с серебром. 4. Продам квартиру на земле под материнский капитал. Обращаться по телефону 8-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ Светлана.   Подкрепляющие цели 1.Обменяю коллекцию старинных бумажных денег на 2х-комн квартиру в Новосибирске или продам за 4 млн.рублей. 2. Вы прекрасно выглядите в этом новом модном костюме, приобретенном у нас. Вы неотразимы, вы прекрасны! 3. Постоянным клиентам салона красоты "Дарья " скидка 30%. Мы ждем вас! 4. Купившим телефон Нокиа-XL чехол в подарок. Эльдорадо.
Напоминающие цели 1.Экономьте при покупке одежды! На каждой полке магазина – отличный товар по сниженным ценам! Покупайте, пока все не разобрали! Приходите в магазин Подарки сегодня! 2.737-93-93. Семь цифр Вашего здоровья. (Служба доставки лекарств 737-93-93, Москва) 3. А ты заплатил за свет и тепло?! Стыдно иметь долги. ООО Дальэнерго. 4. Берегите лес от огня! При пожаре звонить 01.   Избирательные цели 1."Не врать и не бояться!" Голосуйте за ЛДПР. 2. Великой стране- сильный лидер! Путин -наш президент. 3. Заставим вернуть украденное! КПРФ. 4.Сделай правильный выбор! Пенсионный фонд.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Результаты контрольных измерений скоростно-силовых способностей | Основные этапы развития сурдопедагогики. Дошкольная сурдопедагогика является составной частью общей сурдопедагогики и в своем развитии прошла основные этапы


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных