Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. Решите задачи по методике обследования.

IV. Решите клиническую ситуацию

Пациентка М., 42 года, обратилась к фельдшеру ФАПа.

Этап 1.

Жалобы: общая слабость, головокружение, шум в ушах, мелькание мурашек перед

глазами, одышка, боли в сердце, тахикардия.

Какие уточнения необходимы по жалобам?

 

 

Этап 2.

Больна в течении 5 лет. Ухудшение самочувствия связывает с обильными маточными кровотечениями. При обращении к гинекологу установлен диагноз миома матки, назначено лечение. Хуже стала себя чувствовать в течение последнего месяца.

Какие уточнения необходимы по анамнезу заболевания и анамнезу жизни?

 

Этап 3.

Общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы и слизистые бледные, чистые. Ногти плоские, тусклые, с поперечной исчерченностью, легко обламываются. Периферические лимфоузлы, печень, селезенка не пальпируются. Живот безболезненный.

Оцените полученные данные. Отметьте патологию.

Какие показатели надо проверить еще при осмотре и пальпации?

 

 

Семинарско – практическое занятие № 2

 

Тема: Объективные методы исследования. Перкуссия. Аускультация.

 

Цели занятия:

1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Уметь применять теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

3. Овладеть методикой перкуссии и аускультации.

Место проведения: кабинет доклинической практики. Продолжительность занятия: 4 часа.

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ......................................... 10 баллов

Премиальные.............................. 4 балла

 

Оснащение занятия:

• Таблицы (плакаты) по теме

• Муляж сердца

• Схема обследования терапевтического больного

• Диагностические алгоритмы

• Графологические структуры

• Сборники задач по методике обследования

• Сборники текстовых заданий

• Учебно-методическое пособие для студентов

• Тонометры, стетофонендоскопы

• Компьютер и аудиозаписи «Дыхательные и дополнительные шумы», «Тоны и шумы сердца»

• Оборудование кабинета терапии

• Дневники для практических занятий

 

Основные вопросы темы:

 

1. Физические основы метода перкуссии

2. Сравнительная перкуссия легких, порядок и методы проведения

3. Виды перкуссионного звука, значение для диагностики. Изменение перкуссионного звука при патологических процессах в легких.

4. Топографическая перкуссия легких. Методика проведения. Положение верхушки легких, нижние границы легких, подвижность легочного края, диагностическое значение.

5. Аускультация легких, методика проведения, правила, физические основы аускультации.

6. Основные дыхательные шумы: везикулярное, бронхиальное, жесткое, ослабленное везикулярное, амфорическое, стенотическое. Механизм возникновения, причины, значение для диагностики.

7. Дополнительные дыхательные шумы: хрипы, крепитация, шум трения плевры. Условия возникновения, причины, значение для диагностики.

8. Границы относительной и абсолютной тупости сердца, методика проведения, значение для диагностики.

9. Аускультация сердца. Характеристика нормальных тонов сердца. Места выслушивания тонов сердца. Значение для диагностики.

 

Учебно-практическая работа:

1. Отработка методики сравнительной и топографической перкуссии легких друг на друге с помощью алгоритмов, схем, консультаций преподавателя.

2. Отработка умений по методике определения границ относительной и абсолютной тупости сердца друг на друге с помощью алгоритмов, схем, методических указаний, консультаций преподавателя.

3. Отработка умений по методике аускультации легких и сердца друг на друге с помощью алгоритмов, консультаций преподавателя.

4. Решение задач по методике обследования.

5. Прослушивание аудиозаписей «Дыхательных и дополнительных шумов» и «Тонов и шумов сердца».

6. Заполнение дневников.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

I. Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение метода перкуссии.

2. Что составляет физическую основу метода перкуссии?

3. Назовите виды перкуссионного звука и их физические свойства.

4. Перечислите виды перкуссии.

5. Значение перкуссии сердца.

6. Назовите патологические конфигурации сердца и патологию, при которой они возникают.

7. Что представляет собой стетоскоп и фонендоскоп?

8. Значение амфорического дыхания.

9. Механизм возникновения шума трения плевры.

10. Отличие I тона от II тона?

 

II. Решите тестовые задания:

Выберите один правильный ответ:

1. Высота стояния верхушки правого легкого спереди:

1. 2-3 см

2. 3 - 4 см

3. 1 - 1 см

4. ничего из перечисленного

5. все перечисленное верно

2. Физические свойства ясного перкуторного звука:

1. тихий, короткий, высокий

2. громкий, продолжительный, высокий

3. громкий, продолжительный, низкий, нетимпанический

4. ничего из перечисленного

5. все перечисленное верно

3. Нижняя граница правого легкого по передней подмышечной линии:

1. 8 ребро

2. 9 ребро

3. 6 ребро

4. 7 ребро

5. ничего из перечисленного


4. Перкуторный звук при эмфиземе легких:

1. коробочный

2. тупой

3. ясный

4. все перечисленное верно

5. Над крупной свободной полостью в легком определяется дыхание:

1. бронхиальное

2. везикулярное

3. жесткое

4. амфорическое

5. все перечисленное верно

6. Аускультативные данные при приступе бронхиальной астмы:

1. крепитация

2. сухие свистящие хрипы

3. влажные хрипы

4. шум трения плевры

5. ничего из перечисленного

7. Данные аускультации при бронхите:

1. бронхиальное дыхание

2. везикулярное дыхание

3. жесткое дыхание

4. амфорическое дыхание

5. ничего из перечисленного

8. В какой точке необходимо выслушивать митральный клапан?

1. во 2 межреберье, справа у грудины

2. во 2 межреберье, слева у грудины

3. у основания мечевидного отростка

4. в 5 межреберье по среднеключичной линии

5. в точке «Боткина»

9. Конфигурация сердца при экссудативном перикардите:

1. митральная

2. трапецивидная

3. аортальная

4. все перечисленное верно


 

10. Появление шума на верхушке сердца свидетельствует о поражении клапана:

1. митрального

2. аортального

3. трехстворчатого

4. пульманального

5. ничего из перечисленного

 

III. Заполните графологическую структуру:

                     
   
 
 
 
     
 
   
 
 
 

 


IV. Решите задачи по методике обследования.

1. У больного хронический бронхит.

а) характер основных и дополнительных дыхательных шумов

б) объясните механизм их возникновения

2. У больного после выделения большого количества мокроты появилась полость под правой ключицей.

а) характер перкуторного звука в этой области

б) охарактеризуйте основные и дополнительные дыхательные шумы в этой области

3. У больного экссудативный перикардит.

а) охарактеризуйте тоны сердца

б) какие дополнительные звуковые явления характерны для этой патологии?

 

 

Семинарско – практическое занятие № 3.

Тема: Дополнительные методы исследования. Цели занятия:

1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Уметь применять теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

3. Усвоить алгоритм плана дополнительного обследования пациента.

4. Уметь правильно подготовит пациентов к лабораторным и инструментальным исследованиям, согласно стандартов действий медицинской сестры.

Место проведения: Кабинет доклинической практики.

Продолжительность занятия: 4 часа.

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ........................................ 10 баллов

Премиальные.............................. 4 балла

 

 

Оснащение занятия:

• Таблицы (плакаты) по теме

• Схема обследования терапевтического больного

• Алгоритм плевральной пункции, алгоритм изучения рентгенограммы, стандарты подготовки пациентов к дополнительным исследованиям

• Предметы ухода и муляжи

• Сборники задач по методике обследования

• Наборы анализов крови, мочи, желудочного сока, желчи

• Набор рентгенограмм

• Сборники тестовых заданий

• Медицинские карты стационарных больных

• Дневники для практических занятий

• Манипуляционные тетради

Основные вопросы темы:

1. Лабораторные методы исследования, как дополнительные методы диагностики, их роль и значение, классификация.

2. Общеклинические исследования крови, мочи, мокроты, плевральной жидкости, интерпретация результатов, подготовка пациента к исследованиям.

3. Биохимические исследования крови, мочи, плевральной жидкости, интерпретация результатов, подготовка пациента к исследованиям.

4. Инструментальные методы исследования: рентгенологические, эндоскопические, функциональные исследования. Физическое обоснование методов, методика проведения, клиническое значение. Интерпретация результатов.

5. Подготовка пациента к инструментальным методам исследования.

 

Учебно-практическая работа:

1. Методика забора крови из вены отрабатывается на муляжах.

2. Методика проведения пробы по Зимницкому отрабатывается на учебной игре.

3. Техника желудочного и дуоденального зондирования отрабатывается на муляжах.

4. Сбор мочи на различные виды исследования, согласно стандартов действий медсестры, отрабатывается на учебной игре.

5. Клиническая оценка анализов крови, мочи, желудочного сока, желчи.

6. Решение задач по методике обследования.

7. Оценка рентгенограммы согласно алгоритма изучения рентгенограммы.

8. Оформление направлений в лабораторию, рентгенкабинет, в кабинет УЗД, в эндоскопический кабинет.

9. Методика подготовки пациента к рентгенологическим, эндоскопическим, ультразвуковому исследованиям отрабатывается на учебной игре.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Ответьте на вопросы:

1. Назовите причины абсолютного и относительного эритроцитоза.

2. Какие клетки крови являются показателем регенераторной способности костного мозга и назовите нормальное содержание их в крови?

3. Перечислите показатели гемостаза.

4. Как изменяется цвет мочи при различной патологии?

5. Что представляют собой цилиндры в моче и из чего они состоят? Назовите виды цилиндров?

6. Назовите цели исследования желудочного содержимого.

7. Дайте характеристику желчи В.

8. Перечислите особенности мокроты при различных патологических процессах в легких?

9. Дайте физическое обоснование рентгенологических методов исследования.

10. Для регистрации ЭКГ выбираются точки, между которыми разность потенциалов наибольшая. Что является такими точками?

 

 

2. Решите тестовые задания.

 

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Причины уменьшения количества эритроцитов в крови

1. гемолиз эритроцитов

2. дефицит витамина В12

3. дефицит витамина Вб

4. кровотечение

2. Увеличение эритроцитов выше 8-9 мк называется

1. анизоцитоз

2. пойкилоцитоз

3. макроцитоз

4. шитоцитоз

 

3. При гиперхромной анемии цветной показатель составляет

1. 0,5-0,7

2. 0,8-1,0

3. более 1,1

4. более 0,9

4. Причины лейкопении

1. вирусные заболевания

2. прием лекарств

3. бактериальные инфекции (пневмония)

4. лучевая болезнь

5. В норме относительная плотность мочи в одной порции должна быть не меньше

1. 1015

2. 1016

3. 1013

4. 1010

6. Количество эритроцитов в моче по Нечипоренко

1. до 1000

2. до 2000

3. до 500

4. до 1500

7. Базальная секреция в норме натощак при желудочном зондировании составляет

1. 0-40 мл

2. 50- 100 мл

3. 0-50 мл

4. 50-7-мл

8. Кровянистая мокрота наблюдается

1. при остром бронхите

2. при пневмонии

3. при сердечной астме

4. при раке легкого

9. Биохимическое исследование крови определяет содержание

1. белка

2. холестерина

3. СОЭ

4. креатинина

10. Какие грудные отведения отражают возбуждение левого желудочка

1. Уз

2. Y4

3. Y5

4. Y6

 

3. Решите задачу по методике обследования:

 

 

1. У больного порок сердца - стеноз митрального отверстия.

а) Какие лабораторные методы исследования необходимо назначить и почему?

б) Какие инструментальные методы исследования необходимо назначить и
почему?

 

2. Составить алгоритм плевральной пункции, описание которой Вы найдете в учебнике Н. И. Федюковича «Внутренние болезни» на стр. 121.

 

 

Семинарско – практическое занятие № 4.

Тема: Методы исследования дыхательной системы. Основные клинические синдромы.

 

 

Цели занятия:

1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Уметь провести объективное и субъективное обследование пациента с патологией дыхательной системы, выявить основные клинические синдромы.

3. Уметь применить теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

4. Объяснить пациенту значение и сущность дополнительных методов исследования и уметь подготовить его к исследованию.

 

 

Место проведения: Терапевтическое отделение стационара.

 

 

Продолжительность занятия: 4 часа.

 

 

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ......................................... 10 баллов

Премиальные............................... 4 балла

 

Оснащение занятия:

• Таблицы (плакаты), рисунки по теме

• Схема обследования терапевтического больного

• Сборники тестовых заданий

• Сборники задач по методике обследования

• Набор анализов крови, мокроты

• Набор рентгенограмм

• Больные с заболеваниями органов дыхания

• Медицинские карты стационарных больных

• Стетофонендоскопы, тонометры

• Дневники для практических занятий

• Манипуляционные тетради

 

Основные вопросы темы:

1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания

2. Симптомы и синдромы в пульмонологии: болевой синдром, синдром эмфиземы, синдром уплотнения легочной ткани, синдром образования полости в легком, синдром скопления жидкости в плевральной полости, синдром пневмоторакса. Симптомы: боль в грудной клетке, сухой и влажный кашель, одышка, удушье, кровохарканье, симптомы интоксикации (повышение температуры, слабость, потливость, снижение работоспособности, снижение аппетита).

3. Осмотр и пальпация органов дыхания: нормальные и патологические формы грудной клетки, симметричность грудной клетки, патологические типы дыхания (Куссмауля, Биота, Чейн-Стокса). Определение болезненности грудной клетки, голосового дрожания, резистентности. Значение для диагностики.

4. Сравнительная и топографическая перкуссия легких. Подвижность легочного края в норме и патологии. Значение для диагностики.

5. Аускультация легких. Основные и дополнительные дыхательные шумы, причины, механизмы возникновения, клиническое значение.

6. Исследование мокроты, физические свойства и микроскопические данные при различной патологии.

7. Инструментальные методы исследования: рентгенологические, эндоскопические и функциональные, сущность методов, значение для диагностики.

 

Учебно-практическая работа:

1. Отработка методики осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации органов дыхания друг на друге.

2. Проведение обследования пациента с патологией органов дыхания, выявление проблем пациента, оценка полученных данных.

3. Составление плана дополнительного обследования, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования.

4. Отработка методики подготовки пациента к спирографии, бронхоскопии, методики сбора мокроты на общий анализ, БК, посев, согласно стандарта действий медицинской сестры.

5. Решение типовых задач по методике обследования..

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

 

1. Ответьте на вопросы

1. Назовите виды одышки и их причины.

2. С чем связана боль в грудной клетке и почему?

3. Назовите данные аускультации легких у больного с крупозной пневмонией.

4. Назовите характер перкуторного звука и его физические свойства у пациента с абсцессом легкого после вскрытия через бронх.

5. Какие свойства имеет мокрота при бронхиальной астме?

6. Назовите изменения на рентгенограмме при экссудативном плеврите.

 

2. Решите тестовые задания

Выберите один правильный ответ:

1. Типичные жалобы при заболеваниях органов дыхания

1. Кашель

2. Одышка

3. повышение температуры

4. все перечисленное верно

2. Экспираторная одышка - это

1. затрудненное носовое дыхание

2. трудно вдохнуть

3. трудно выдохнуть

4. все перечисленное верно

3. Инспираторная одышка - это

1. затрудненное носовое дыхание

2. трудно вдохнуть

3. трудно выдохнуть

4. ничего из перечисленного

4. В норме над легкими выслушивается дыхание

1. бронхиальное

2. ослабленное везикулярное

3. везикулярное

4. ничего из перечисленного

 

5. Ортопноэ - это

1. тип дыхания

2. вынужденное положение - полусидячее

3. форма грудной клетки

4. ничего из перечисленного

6. Частота дыхания в норме

1. 10 - 12 в минуту

2. 20 - 25 в минуту

3. 16-20 в минуту

4. 18 - 23 в минуту

7. При воспалительном процессе в легких в общем анализе крови

1. лейкоцитоз

2. сдвиг лейкоцитарной формулы влево

3. повышенная СОЭ

4. все перечисленное верно

8. Определение голосового дрожания - это

1. пальпаторное определение проводимости голоса на поверхность грудной клетки

2. выстукивание симметричных участков грудной клетки

3. выслушивание симметричных участков грудной клетки

4. ничего из перечисленного

9. Дыхание Куссмауля, Чейн-Стокса, Биота - это

1. брюшной тип дыхания

2. грудной тип дыхания

3. патологический тип дыхания

4. ничего из перечисленного

10. К инструментальным методам исследования дыхательной системы относятся

1. рентгенография

2. бронхоскопия

3. спирография

4. все перечисленное верно

 

 

3. Ответьте на вопросы по теме «Физиология дыхания»:

1. Какова роль крови в процессе дыхания?

2. Что называется внешним дыханием?

3. Что называется парциальным давлением газа?

4. Чему равно парциальное давление кислорода в легких и почему?

5. Назовите три момента дыхания.

 

 

4. Решите задачи по методике обследования.

 

1. У больного поставлен правосторонний экссудативный плеврит.

1) Охарактеризуйте перкуторный звук на больной и здоровой стороне.

2) Объясните механизм его возникновения.

 

2. У больного хронический бронхит.

1) Укажите характер основных и дополнительных дыхательных шумов.

2) Объясните механизм их возникновения.

 

Семинарско – практическое занятие № 5.

Тема: Методы исследования сердечно-сосудистой системы. Основные клинические синдромы.

 

 

Цели занятия:

1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Уметь применить теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

3. Усвоить алгоритмы субъективного и объективного обследования пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы.

4. Показать роль и место дополнительных методов исследования в диагностике патологии органов кровообращения.

 

 

Место проведения: Терапевтическое отделение стационара.

 

 

Продолжительность занятия: 4 часа.

 

 

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ........................................ 10 баллов

Премиальные.............................. 4 балла

 

Оснащение занятия:

• Таблицы (плакаты) по теме

• Схема обследования терапевтического больного

• Диагностические алгоритмы

• Сборники задач по методике обследования

• Набор тестовых заданий

• Набор электрокардиограмм

• Фонендоскопы, тонометры

• Оборудование кабинета функциональной диагностики

• Дневники для практических занятий

• Манипуляционные тетради

 

 

Основные вопросы темы:

1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы

2. Основные симптомы и синдромы: болевой, артериальной гипертензии, аритмический, сердечной недостаточности.

3. Объективные методы исследования: общий осмотр, осмотр сердечной области и периферических сосудов, пальпация сердечной области и верхушечного толчка, границы относительной и абсолютной тупости. Характеристика нормальных тонов сердца. Патологические ритмы. Шумы сердца.

4. Исследование артериального пульса. Измерение артериального давления.

5. Инструментальные методы исследования: ЭКГ, ФКГ, УЗИ сердца, рентгенография грудной клетки, их клиническое значение.

 

 

Учебно-практическая работа:

1. Отработка методики осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации органов кровообращения друг на друге.

2. Проведение обследования пациента с патологией сердечно-сосудистой системы, выявление проблем пациента, оценка полученных данных.

3. Составление плана дополнительного обследования, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования.

4. Отработка методики наложения электродов и снятия ЭКГ.

5. Решение типовых задач по методике обследования органов кровообращения.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

 

1. Ответьте на вопросы:

1. Дайте характеристику боли в сердце при стенокардии.

2. Чем отличаются боли при стенокардии от болей при инфаркте миокарда?

3. Назовите субъективные ощущения больного с аритмическим синдромом.

4. Назовите свойства пульса у пациента с артериальной гипертензией.

5. Как изменяются границы сердца при экссудативном перикардите?


 

2. Решите тестовые задания:

Выберите один или несколько правильных ответов:

 

1. Во время I фазы сердечной деятельности полулунные клапаны

а) закрыты

б) открыты

2. Во время II фазы сердечной деятельности кровь поступает:

а) из вен в предсердие

б) из желудочков в аорту и легочный ствол

в) из предсердий в желудочки

3. Систолический тон обусловлен

а) открытием полулунных клапанов

б) закрытием створчатых клапанов

в) натяжением сухожильных нитей

г) напряжением мускулатуры желудочков

д) открытием створчатых клапанов

е) закрытием полулунных клапанов

4. В синусовом узле возникают в одну минуту:

а) 70 импульсов

б) 25 импульсов

в) 40 импульсов

г) 50 импульсов

5. Ионы кальция

а) увеличивают возбудимость сердечной мышцы

б) уменьшают возбудимость сердечной мышцы

6. При повышении АД возбуждаются рефлексогенные зоны

а) дуги аорты

б) в устьях полых вен

в) каротидного синуса

7. В пучке Гиса возникает в минуту

а) 30 импульсов

б) 48 импульсов

в) 20 импульсов

г) 56 импульсов


 

8. Ионы калия

а) увеличивают возбудимость сердечной мышцы

б) уменьшают возбудимость сердечной мышцы

9. PQ характеризует на ЭКГ

а) возбуждение межжелудочковой перегородки

б) возбуждение предсердий

в) процесс реполяризации в желудочках

г) скорость проведения возбуждения от синусового узла к желудочкам

10. Комплекс зубцов QRS на ЭКГ характеризует

а) возбуждение обоих желудочков

б) возбуждение предсердий

в) завершение возбуждения в желудочках

г) скорость распространения возбуждения по миокарду желудочков

 

3. Решите задачи по методике обследования

1. У больного диагностирована недостаточность митрального клапана.

1) Дайте оценку I и II тонам с указанием места их выслушивания.

2) Охарактеризуйте шум, выслушиваемый при данном пороке.

3) Объясните происхождение выявленных изменений.

 

2. У больного констатировано увеличение левого желудочка.

а) Назовите изменения, наблюдаемые при определении границ сердца и его
контуров.

б) Укажите, какую форму приобретает сердце при значительном увеличении
полости левого желудочка.

3. У больного нарушение ритма по типу мерцательной аритмии.

а) Укажите ее причину.

б) Перечислите возможные жалобы.

в) Дайте характеристику пульса.

г) Объясните понятие «Дефицит пульса».

I

 

Семинарско – практическое занятие № 6.

 

Тема: Методы исследования пищеварительной системы. Основные клинические синдромы.

 

Цели занятия:

1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Уметь применить теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

3. Закрепить методику обследования больного, согласно схемы.

4. Отработать методику поверхностной и глубокой пальпации живота по Образцову -Стражеско.

5. Показать роль и место дополнительных методов исследования в диагностике заболеваний пищеварительной системы, уметь правильно оценить полученные данные. t

Место проведения: Терапевтическое отделение стационара. Продолжительность занятия: 4 часа.

10 баллов. 4 балла

 

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ..................... ……………..

Премиальные……………………..

 

Оснащение занятия:

• Таблицы (плакаты) по теме

• Схема обследования терапевтического больного

• Диагностические алгоритмы

• Сборники задач по методике обследования

• Набор тестовых заданий

• Набор рентгенограмм

• Набор анализов желудочного сока, желчи

• Медицинские карты стационарных больных

• Оборудование кабинета зондирования

• Фонендоскопы, тонометры


• Кушетка

• Дневники для практических занятий

• Манипуляционные тетради

 

Основные вопросы темы:

1. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы

2. Основные симптомы и синдромы: болевой, диспептический, синдром желтухи.

3. Объективные методы исследования: общий осмотр, осмотр и пальпация живота, значение для диагностики. Виды и правила проведения пальпации. Определение жидкости в брюшной полости. Пальпация печени. Границы и размеры печени по Курлову.

4. Дополнительные методы исследования: фракционное желудочное зондирование, рН-метрия желудка, дуоденальное зондирование. Инструментальные методы исследования: эндоскопические, рентгенологические, ультразвуковое исследование, радиоизотопные методы, сущность методов, оценка результатов.

5. Подготовка больного к дополнительным методам исследования.

 

Учебно-практическая работа:

1. Отработка методики обследования пациента с патологией пищеварительной системы.

2. Отработка методики пальпации живота друг на друге.

3. Составление плана дополнительного обследования.

4. Интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов
обследования.

5. Решение типовых задач по методике обследования органов пищеварения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Ответьте на вопросы:

1. Назовите особенности болевого синдрома при язвенной болезни.

2. Перечислите симптомы желудочной и кишечной диспепсии.

3. Проведите дифференциальный диагноз синдрома желтухи: гемолитический, паренхиматозный и механический.

4. Назовите возможные симптомы, выявляемые при осмотре пациента с заболеванием печени.

5. Какое диагностическое значение имеет дуоденальное зондирование?

2. Решите тестовые задания:

Выберите один правильный ответ:

1. Ранние боли в эпигастральной области возникают после еды в течение

1. 30 минут

2. 2 часов

3. 3 часов

4. 4 часов

2. Поздние, «голодные», ночные боли характерны для

1. хронического гастрита

2. язвенной болезни 12-перстной кишки

3. холецистита

4. цирроза печени

3. Боль в околопупочной области наблюдается при хроническом

1. колите

2. панкреатите

3. холецистите

4. энтерите

4. Ирригоскопия - это исследование

1. рентгенологическое

2. ультразвуковое

3. эндоскопическое

4. радиоизотопное

5. При воспалении сигмовидной кишки боль локализуется в области

1. правой подреберной

2.околопупочной

3. правой повздошной

4. левой повздошной

6. Наличие в кале капель нейтрального жира - это

1. амилорея

2. стеаторея

3. мелена

4. креаторея

 

 

7. При хроническом панкреатите наблюдаются синдромы

1. анемический, геморрагический

2. отечный, болевой

3. болевой, диспептический

4. гипертонический, аритмический

8. При гепатите развивается желтуха

1. паренхиматозная

2. гемолитическая

3. механическая

9. Показания для дуоденального зондирования

1. хронический гастрит

2. хронический колит

3. хронический холецистит

4. хронический энтерит

10. Для уточнения диагноза желчнокаменной болезни проводится

1. желудочное зондирование

2. ультразвуковое исследование

3. цистоскопия

4. клоноскопия

 

3. Решите задачи по методике обследования:

1. В стационар доставлен больной с приступом острых болей в животе типа «колика»

а) дайте определение понятия «колика»

б) перечислите виды колик

в) иррадиация болей при различных коликах

2. У больного отмечается увеличение живота.

а) возможные причины данного симптома

б) метод, наиболее важный для уточнения характера увеличения живота

в) как отличить асцит от метеоризма?

 

Семинарско – практическое занятие № 7.

Тема: Методы исследования мочевыделительной системы. Основные клинические синдромы.

 

 

Цели занятия:

1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Уметь применить теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

3. Закрепить методику обследования больного, согласно схемы.

4. Отработать методику пальпации почек и определения синдрома Пастернацкого.

5. Показать роль и место дополнительных методов исследования в диагностике заболеваний почек, уметь правильно оценить полученные данные.

 

 

Место проведения: Терапевтическое отделение стационара.

 

 

Продолжительность занятия: 4 часа.

 

 

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ........................................ 10 баллов

Премиальные.............................. 4 балла

 

Оснащение занятия:

• Таблицы (плакаты) по теме

• Схема обследования терапевтического больного

• Диагностические алгоритмы

• Сборники задач по методике обследования

• Набор тестовых заданий

• Набор рентгенограмм

• Набор анализов мочи

• Медицинские карты стационарных больных

• Фонендоскопы, тонометры

• Кушетка

• Дневники для практических занятий

• Манипуляционные тетради

 

Основные вопросы темы:


 

1. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы

2. Основные синдромы: болевой, артериальной гипертензии, дизуритический, отечно-нефротический, почечной недостаточности, мочевой.

3. Объективные методы исследования: общий осмотр, пальпация почек, синдром Пастернацкого, значение для диагностики.

4. Дополнительные методы исследования: анализ мочи, проба по Зимницкому, моча по Нечипоренко, значение для диагностики. Инструментальные методы исследования: рентгенологические, ультразвуковое исследование, сущность и значение для диагностики.

5. Подготовка больного к дополнительным методам исследования.

 

Учебно - практическая работа:

1. Отработка методики обследования мочевыделительной системы друг на друге.

2. Закрепление методики обследования пациента, согласно схемы обследования терапевтического больного.

3. Составление плана дополнительного обследования.

4. Интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования.

5. Решение типовых задач по методике обследования мочевыделительной системы.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Ответьте на вопросы:

1. Назовите особенности мочевого синдрома при бактериальном воспалении почек.

2. Дайте описание болевого синдрома при почечной колике.

3. Объясните механизм отечно - нефротического синдрома при заболеваниях почек.

4. Назовите «болевые» точки проекции почек сзади.

5. Укажите лабораторные показатели почечной недостаточности (изменения в крови, в моче, в пробе по Зимницкому)

 

 

 

2. Решите тестовые задания по теме «Физиология мочевыделения»:

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. В клубочках осуществляются процессы

1. Реабсорбции

2. Диффузии

3. Секреции

4. Фильтрации

5. осмоса

2. Через почечный фильтр не проходят

1. Глюкоза

2. Белки

3. Катионы

4. Форменные элементы

3. Процессу фильтрации способствует

1. Большая площадь капилляров

2. Интенсивный кровоток в почках

3. Высокое давление в капиллярах клубочков

4. онкотическое давление крови

5. тонкие стенки капилляров и капсулы

4. Симптом появления сахара в моче называется

1. альбуминурия

2. пиурия

3. глюкозурия

4. гематурия

5. гипостенурия

 

5. Диурез зависит главным образом от канальцевой реабсорбции

1. Да

2. Нет

6. Угнетение реабсорбции уменьшает диурез

 

1. Да

2. Нет

7. В фазе ркабсорбции и секреции происходит образование первичной мочи

1. Да

2. Нет


 

8. Во второй фазе происходит реабсорбция воды, солей и полезных для организма веществ

1. Да

2. Нет

 

 

3. Решите задачи по методике обследования мочевыделительной системы:

1. У больного выделяется моча с фиксированным низким удельным весом 1004 -1008

а) назовите этот симптом и дайте его оценку

б) назовите колебания удельного веса мочи у здорового человека

в) опишите принцип метода, выявляющего данный симптом

2. У больного с заболеванием почек отмечаются отеки

а) объясните, почему почечные отеки появляются сначала на лице и веках

б) укажите отличия по знешним признакам почечных и сердечных отеков

 

 

4. Дайте клиническую оценку анализам мочи по Нечипоренко:

Анализ 1

Больной А, 29 лет Лейкоциты - 2250 Эритроциты - 20 000

 

Анализ 2 Больной К, 21 год Лейкоциты - 3000 Эритроциты - 50 000

 

Анализ 3

Больной Т, 23 года Лейкоциты - 6000 Эритроциты - 10 000 Анализ 4

Больной М, 17 лет Лейкоциты - 1750 Эритроциты - 1 200

 

Семинарско – практическое занятие № 8.

Тема: Методы исследования эндокринной системы. Основные клинические синдромы.

 

 

Цели занятия:

1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Уметь применить теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

3. Закрепить методику обследования пациента, согласно схемы обследования терапевтического больного.

4. Показать роль и место дополнительных методов исследования в диагностике заболеваний эндокринной системы, уметь правильно оценить полученные данные.

 

 

Место проведения: Терапевтическое отделение стационара.

 

 

Продолжительность занятия: 4 часа.

 

 

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ......................................... 10 баллов

Премиальные............................... 4 балла

 

Оснащение занятия:

• Таблицы (плакаты) по теме

• Схема обследования терапевтического больного

• Диагностические алгоритмы

• Сборники задач по методике обследования

• Набор тестовых заданий

• Медицинские карты стационарных больных

• Фонендоскопы, тонометры

• Набор для экспресс - диагностики уровня сахара в крови, ацетона в моче, сахара в моче

• Кушетка

• Дневники для практических занятий

• Манипуляционные тетради

 

 

Основные вопросы темы:

 

1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы

2. Основные синдромы: синдром сахарного диабета, гипертиреоза, акромегалии, несахарного диабета, Иценко - Кушинга, надпочечниковой недостаточности, феохромацитомы.

3. Дополнительные методы исследования: сахар крови натощак, сахар в моче, ацетон в моче, тест толерантности к глюкозе, гормоны щитовидной железы Тз и Т4 в крови, ТТГ (тиреотропный гормон гипофиза) в крови, основной обмен, УЗИ щитовидной железы, йодопоглотительная способность щитовидной железы, УЗИ надпочечников, МРТ головного мозга.

4. Подготовка больного к дополнительным методам исследования.

 

 

Учебно - практическая работа:

1. Отработка методики обследования пациента с патологией эндокринной системы, оценка полученных данных.

2. Отработка методики пальпации щитовидной железы друг на друге.

3. Составление плана дополнительного обследования.

4. Интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования.

5. Решение типовых задач по методике обследования больных с заболеванием эндокринной системы.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Ответьте на вопросы:

1. Опишите данные осмотра пациента с синдромом гипертиреоза.

2. Назовите жалобы больного с синдромом сахарного диабета.

3. Что означает термин «микседема»?

4. Как изменяется уровень гормонов у больного с синдромом гипертиреоза?

5. Назовите объективные признаки при обследовании пациента с синдромом Иценко - Кушшинга.

 

2. Решите тестовые задания:

Выберите один правильный ответ:

 

1. При повышенной продукции СТГ, после закрытия зон роста скелета,
развивается синдром

1. Гигантизма

2. Акромегалии

3. Сахарного диабета

4. Гиперпаратиреоза

2. Жажда, полеурия, низкая относительная плотность мочи (1001 - 1005)
наблюдается при синдроме

1. Акромегалии

2. Сахарного диабета

3. Гипертиреоза

4. Несахарного диабета

3. Отечественный ученый, описавший триаду симптомов при заболевании
щитовидной железы

1. Базедов

2. Боткин

3. Бехтерев

4. Иценко

4. Тахикардия, экзофтальм, тремор наблюдается при синдроме

1. Гипотиреоза

2. Феохромоцитомы

3. Гипертиреоза

4. Гиперпаратиреоза

5. Содержание в крови гормонов Тз, Т4 и ТТГ определяется для диагностики

1. Гипотиреоза

2. Феохромоцитомы

3. Гипертиреоза

4. Сахарного диабета

 

 

6. При синдроме гипотиреоза наблюдается

1. Раздражительность

2. Тремор

3. Потливость

4. Сонливость

7. Для определения суточной глюкозурии в лабораторию направляют

1. 50 мл свежевыделенной теплой мочи

2. 100 - 200 мл из суточного количества

3. среднюю порцию мочи 100 мл

4. ничего из перечисленного

8. Сухость кожи, кожный зуд, жажда, полиурия, похудание наблюдаются при
синдроме

1. Гипотериоза

2. Гипертиреоза

3. Акромегалии

4. Сахарного диабета

9. Резкие подъемы и падения АД наблюдаются при

1. Феохромоцитоме

2. Акромегалии

3. Гипертиреозе

4. Гипотериозе

10. Синдром Иценко - Кушинга характеризуется симптомами

1. Жажда, полиурия

2. Брадикардия, сонливость

3. Гипертензия, «лунообразное лицо»

4. Тахикардия, экзофтальм

 

3. Решите задачи по методике обследования:

1. У больного диагностирован гипотериоз.

а) Опишите внешний вид больного.

б) Какой пульс у больного?

в) Чем характеризуются отеки?

 

2. В эндокринологическое отделение поступили больные с отклонениями в росте.

а) Какой рост принято считать карликовым?

б) Когда можно говорить о гигантизме?

в) Объясните причины гипофизарного нанизма и гигантизма при поражении
гипофиза.

г) Какой синдром развивается при избыточной выработке СТГ гипофиза у
взрослых?

 

Семинарско – практическое занятие № 9.

Тема: Методы исследования кроветворной системы. Основные клинические синдромы.

 

 

Цели занятия:

1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Уметь применить теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

3. Закрепить методику обследования пациента, согласно схемы обследования терапевтического больного.

4. Отработать методику пальпации лимфоузлов, печени, селезенки.

5. Показать роль и место дополнительных методов исследования в диагностике заболеваний крови, уметь правильно оценить полученные данные.

 

 

Место проведения: Терапевтическое отделение стационара.

 

 

Продолжительность занятия: 4 часа.

 

 

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ......................................... 10 баллов

Премиальные............................... 4 балла

 

Оснащение занятия:

• Таблицы (плакаты) по теме

• Схема обследования терапевтического больного

• Диагностические алгоритмы

• Сборники задач по методике обследования

• Набор тестовых заданий

• Набор анализов крови

• Медицинские карты стационарных больных

• Фонендоскопы, тонометры

• Кушетка

• Дневники для практических занятий

• Манипуляционные тетради

 

Основные вопросы темы:

 

1. Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы

2. Основные синдромы: синдром анемический, сидеропенический, гиперпластический, болевой, интоксикационный.

3. Дополнительные методы исследования: общий анализ крови, коагулограмма, стернальная пункция, сывороточное железо, УЗИ печени и селезенки, пункция лимфоузла.

4. Подготовка больного к дополнительным методам исследования.

 

Учебно - практическая работа:

1. Закрепление методики обследования пациента, согласно схемы обследования терапевтического больного.

2. Отработка методики пальпации лимфоузлов, печени и селезенки друг на друге.

3. Составление плана дополнительного обследования.

4. Интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования.

5. Решение типовых задач по методике обследования больных с заболеванием кроветворной системы.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Ответьте на вопросы:

1. Каковы клинические признаки сидоропенического синдрома?

2. У кого имеет местофизиологический эритроцитоз?

3. При изменении какого фактора крови удлиняется время свертывания крови?

4. Назовите виды анемий по происхождению.

5. Какие жалобы наиболее характерны для гематологического больного?

6. Опишите данные общего осмотра гематологического больного.

 

 

2. Решите тестовые задания

 

Выберите один правильный ответ:

1. Железодифицитная анемия по цветному показателю

1. гиперхромная

2. нормохромная

3. гипохромная

4. все верно

2. Показатель гемоглобина в норме у женщин составляет

1. 130- 160 г/л

2. 120- 140 г/л

3. 100- 130 г/л

4. все верно

3. Причина вторичного эритроцитоза

1. кровопотеря

2. артериальная гипертензия

3. хронические неспецифические заболевания легких

4. все верно

 

4. Содержание лейкоцитов у здорового человека в крови

1. 4,0-6,0 х 109 1/л

2. 3,0-7,0 х 109 1/л

3. 5,0-8,0 х 109 1/л

4. 4,0-9,0 х 109 1/л

5. Укажите патологию в анализе крови: эритроциты - 2,5 х 1012 1/л,
лейкоциты - 3,0 х 109 1/л, гемоглобин - 90 г/л

1. анемия, лейкопения

2. анемия, лейкоцитоз

3. эритроцитоз, лейкопения

4. все верно

6. Клинические проявления сидеропенического синдрома

1. извращение вкуса и обоняния

2. ломкость ногтей и волос

3. снижение уровня сывороточного железа в крови

4. все верно

 

7. При изменении какого показателя крови удлиняется время кровотечения

1. снижение количества эритроцитов

2. снижении количества тромбоцитов

3. снижении количества лейкоцитов

4. все верно

8. Как называется юный эритроцит

1. метамиелоцит

2. мегакариоцит

3. ретикулоцит

4. ничего из перечисленного

9. Стернальная пункция проводится для диагностики

1. лейкоза

2. анемии В12-дефицитной

3. миелодиспластического синдрома

4. все верно

10. Укажите патологию в анализе крови: лейкоциты - 10,2 х 109 1/л.
миелоциты - 1%, юные - 4%, палочкоядерные - 16%, сегментоядерные - 53%

1. лейкоцитоз, анемия

2. сдвиг лекоцитарной формулы влево

3. лейкоцитоз, сдвиг формулы влево

4. лейкоцитоз, сдвиг формулы впрааво

 

 

3. Решите задачи по методике обследования кроветворной системы:

1. При пальпации живота определяется нижний полюс селезенки у края реберной дуги.

а) В каком положении больного лучше пальпировать селезенку?

б) Пальпируется ли селезенка в норме?

в) Можно ли считать, что у данного больного селезенка увеличена?

2. У больного выявлено снижение тромбоцитов в крови.

а) Назовите этот симптом.

б) Каковы его клинические проявления?

 

4. Заполните графологическую структуру:

 

Жалобы
1. 5.
2. 6.
3. 7.
4. 8.

 

Анамнез болезни
1.   5.
2.   6.
3.   7.
4.   8.

Анамнез жизни
1.   4.
2.   5.
3.   6.

Объективное обследование
1.   4.
2.   5.
3.   6.

 

 

Семинарско – практическое занятие № 10.

Тема: Методы исследования костно - мышечной системы и соединительной ткани.

 

 

Цели занятия:

1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Уметь применить теоретические знания в практической деятельности фельдшера.

3. Усвоить алгоритмы субъективного и объективного обследования пациента с патологией органов движения.

4. Показать роль и место дополнительных методов исследования в диагностике заболеваний органов движения.

 

 

Место проведения: Терапевтическое отделение стационара.

 

 

Продолжительность занятия: 4 часа.

 

 

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ......................................... 10 баллов

Премиальные.............................. 4 балла

 

Оснащение занятия:

• Таблицы (плакаты) по теме

• Схема обследования терапевтического больного

• Диагностические алгоритмы

• Сборники задач по методике обследования

• Набор тестовых заданий

• Медицинские карты стационарных больных

• Фонендоскопы, тонометры

• Дневники для практических занятий

• Манипуляционные тетради

 

Основные вопросы темы:

 

1. Анатомо-физиологические особенности костно - мышечной системы и соединительной ткани

2. Характеристика суставного синдрома: характер и интенсивность болей, утренняя скованность, степень прогрессирования синдрома

3. Объективные методы исследования: общий осмотр, осмотр и пальпация суставов.

4. Дополнительные методы исследования, их значение для диагностики: общий и биохимический анализ крови, рентгенография суставов.

 

 

Учебно - практическая работа:

1. Отработка и закрепление методики обследования пациента.

2. Отработка методики осмотра и пальпации костно - мышечной и суставной системы, выявление объема активных и пассивных движений у пациента.

3. Составление плана дополнительного обследования.

4. Интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования.

5. Решение типовых задач по методике обследования больных с заболеванием костно -мышечной системы.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Ответьте на вопросы:

1.Назовите симптомы, общие для самых разных поражений суставов.

2.На какие группы подразделяются все заболевания суставов по характеру патологического процесса?

3.Назовите причины, которые вызывают поражение суставов.

4.Какие изменения можно выявить при осмотре и пальпации суставов при различной патологии?

5.Назовите изменения в анализах крови при различной патологии суставов.

 

 

2. Решите тестовые задания:

Выберите один правильный ответ:

 

1. При деформирующем остеоартрозе болевой синдром связан с

1. инсоляцией

2. инфекцией

3. переохлаждением

4. физической нагрузкой

2. Поражение первого плюснефалангового сустава и образование тофусов
наблюдается при

1. подагре

2. ревматизме

3. ревматоидном артрите

4. все верно

3. Утренняя скованность суставов особенно характерна для

1. подагры

2. ревматоидного полиартрита

3. ревматоидного артрита

4. все верно

4. Воспаление крупных суставов и летучесть болей характерна для

1. подагры

2. ревматического полиартрита

3. деформирующего артроза

4. все верно

5. Деформация кисти по типу «Ласта моржа» наблюдается при

1. подагре

2. ревматическом полиартрите

3. ревматоидном артрите

4. все верно

6. Важное значение в диагностике заболеваний суставов имеет исследование

1. общего анализа крови

2. биохимического анализа крови

3. рентгенографии грудной клетки

4. рентгенографии суставов

 

7. Изменения, которые приводят к деформации сустава

1. костные разрастания

2. деструкция суставных концов костей

3. развитие анкилозов

4. все верно

8. Повышение температуры кожи над пораженным суставом наблюдается при

1. воспалении в суставе

2. дегенеративных заболеваниях суставов

3. отложении солей

4. все верно

9. При ревматоидном артрите в анализе крови наблюдаются изменения

1. увеличение СОЭ

2. повышение альфа -2 глобулинов

3. повышение ревматоидного фактора

4. все верно

10. При подагре в анализе крови наблюдается

1. повышение билирубина

2. повышение холестерина

3. повышение мочевой кислоты

4. все верно

 

3. Решите задачу по методике обследования:

У больной А, 30 лет, после перенесенной ангины появились боли и припухлость в пястно - фаланговых и проксимальных межфаланговых суставах кистей, повысилась температура тела, ограничение подвижности в суставах из - за сильных болей.

а) Назовите все возможные объективные симптомы.

б) Какие дополнительные методы исследования необходимо назначить?

в) Перечислите способствующие факторы.

 

Семинарско – практическое занятие № 11.

Тема: Итоговое занятие по курсу пропедевтики. Семинарский контроль.

 

 

Цели занятия:

1. Проверить и оценить знания и умения студентов по методике обследования.

Место проведения: Кабинет доклинической практики.

Продолжительность занятия: 4 часа.

 

 

Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ......................................... 25 баллов

Премиальные.............................. 5 баллов

 

Оснащение занятия:

• Сборники задач по методике обследования

• Набор тестовых заданий

• Дидактический материал (анализы крови, мочи, желчи, рентгенограммы)

• Фонендоскопы, тонометры

• Кушетка

• Дневники для практических занятий

• Манипуляционные тетради

 

 

Основные вопросы темы:

1. Методы исследования дыхательной системы. Основные клинические синдромы.

2. Методы исследования сердечно - сосудистой системы. Основные клинические синдромы.

3. Методы исследования пищеварительной системы. Основные клинические синдромы.

4. Методы исследования мочевыделительной системы. Основные клинические синдромы.

5. Методы исследования эндокринной системы. Основные клинические синдромы.

6. Методы исследования кроветворной системы. Основные клинические синдромы.

7. Методы исследования костно - мышечной системы. Основные клинические синдромы.

Учебно - практическая работа:

1. Письменный опрос по вопросам темы с целью итогового контроля знаний.

2. Тестовый контроль знаний.

3. Решение типовых задач.

4. Оценка анализов крови, мочи, рН-метрии желудка, рентгенограмм.

5. Зачетная манипуляция по методике обследования - демонстрация преподавателю методики перкуссии, аускультации, пальпации, измерения АД.

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

для самоконтроля по пропедевтике внутренних болезней

 

 

Семинарско-практическое занятие №1

 

 

Тема: Субъективные методы исследования больного.

Общий осмотр. Пальпация.

 

 

1. Ответы на вопросы для самоподготовки:

1. Болезнь - это процесс, который протекает в организме человека под воздействием различных внутренних и внешних факторов.

Этиология - наука о причинах возникновения заболевания.

Патогенез - учение о механизмах развития, течения и исходах заболевания.

Клиническая картина - признаки проявления болезни.

Диагностика - наука, которая занимается распознаванием заболеваний.

Диагноз - это краткое заключение врача о существе заболевания, выраженное с

помощью медицинской терминологии.

Лечение - комплекс мероприятий, направленный на восстановление здоровья, нарушенного вследствие воздействия различных факторов. Лечение включает режим, диету, медикаментозные средства и немедикаментозные методы (например: физиотерапевтические, массаж и др.).

2. Общие сведения о больном, жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни.

3. Ф. И. О., возраст и год рождения, образование, профессию, место работы, место жительства, семейное положение.

4. Жалобы, характерные для большинства заболеваний: повышение температуры, повышенная утомляемость, снижение аппетита, нарушение сна, уменьшение массы тела и др.

5. Когда и при каких обстоятельствах началось заболевание? Каковы были первые симптомы? С чем связывает больной начало заболевания? Выяснить динамику развития симптомов. Какие обследования проводились и их результаты? Какие назначались лекарства, их эффективность и переносимость?

 


6. Выяснить наследственные заболевания (например, сахарный диабет, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь) и предрасположенность к ним.

7. Общее состояние, положение, сознание, цвет кожи, затем осмотр участков тела -головы, лица, шеи, туловища, конечностей.

8. У больного с тяжелой сердечной недостаточностью - ортопноэ (полусидячее), с бронхиальной астмой - «сидя с упором на руки» (поза наездника).

9. Сердечные - на ногах, почечные - на лице

10. Грудной клетки, верхушечного толчка, пульса, живота, суставов, мышц, определение отеков, пальпация лимфоузлов.

 

 

2. Ответы на тестовые задания:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Відомості про організацію, що виконала ідентифікацію | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных