ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные компоненты готовности студента к учебной деятельности. Доказано, что хорошо организованный умственный труд оказывает большое воспитательное воздействие на обучающегося:Доказано, что хорошо организованный умственный труд оказывает большое воспитательное воздействие на обучающегося: Ø способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умения беречь время; Ø формирует не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности. Однако позитивные качества личности умственный труд воспитывает лишь в том случае, если студент умеет учиться. Готовность – понятие, обозначающее главное свойство, качество студента, понятие, с которого начинается и которым завершается процесс самосовершенствования культуры умственного труда. Готовность – это потребность (хочу) + способность (могу) + решимость (дело делаю). Все наши программы по подготовке руководителей построены, к сожалению, на формировании знаю, но они не оснащены хочу, умею, дело делаю. В результате возникает мир студентов, не желающих и не решающихся на самостоятельные поступки. Мы сами таковы. Мы сами – результат такого процесса. Способности – динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний, овладения навыками, умениями, действиями и выполнение человеком определенной профессиональной деятельности. Способности существуют только относительно определенной деятельности. Меняется время, наука, техника, претерпевает изменение и умственная деятельность, а вместе с ними усложняются и необходимые способности. Способности – это личность в ее продуктивности. Способности, существующие как потенциальные, становятся актуальными, когда проявляются и формируются в познавательной и профессиональной деятельности. Все способности человека могут быть классифицированы по группам: Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени, являются познавательные способности отражать мир (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), они позволяют анализировать, ставить цель, прогнозировать, планировать, принимать решения, организовывать реализацию принятых решений; проявление этих способностей является соответствующим действием, выполняемым с различным чувственным, мыслительным, волевым успехом и лежат в основе всех других, в том числе и познавательных способностей; Элементарные частные способности, свойственны уже не всем людям и имеют у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свойства личности, такие, например, как слух, глазомер, творчество, критичность мышления, решительность, настойчивость, смысловая память, оперативная память и т.д., эти сложные свойства проявляются в соответствующей специфической деятельности, качество которой и зависит от этих особенностей личности; Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к общечеловеческим видам деятельности – учению, труду, общению, игре, нравственной и этической деятельности. Каждая из этих способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Сложные частные способности развивались в истории человечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их и называют профессиональными, специфическими, социальными, особенными. Именно к ним относятся: прогностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, воспитательные, рефлексивные. Иногда о способностях говорят, когда они исключительные или проявляются как одаренность, талант, гениальность. Одаренность — совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную познавательную деятельность. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта – высокий уровень творчества при выполнении умственной деятельности. Творчество порождает нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, психологическим установлениям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском. Гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение. Все виды способностей не даются человеку в готовом виде. Они развиваются, совершенствуются в реальной жизни, познании и профессиональной деятельности. Обучение человека развивает у него различные способности. Если любить свою профессию, стремиться овладеть культурой, то способности развиваются скорее и лучше. Проведение тренинговых упражнений с целью создания условий для лучшего и более быстрого знакомства с группой, ускорения процесса самораскрытия и самореализации. Подводя итог, следует отметить, что культура умственного труда студента – не просто черта личности (т. к. черта – это только свойство, отличительная особенность), но и синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, личностных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу. Таким образом, результатом культуры умственного труда являются: знания, которые человек приобретал о предмете своей деятельности; освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своей умственной деятельности, т. к. их совершенствование обеспечивает человеку наибольшую успешность и в его последующей деятельности. Резюме. Таким образом, во-первых, опыт показывает, что когда студент начинает жить на основе понимания готовности – с ее учетом и формированием нового уровня готовности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно, ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени. Во-вторых, в самосовершенствовании культуры мышления фундаментальными являются: потребность (хочу), которая преобразуется в способность (могу) и обрастает решимостью (дело делаю), это и есть готовность быть личностью высокой культуры. Преимущества самосовершенствования как кардинального структурного преобразования в его собственной самости, как скачке в общем ходе развития, которые не сводятся ни к естественным, ни к искусственным интерпретациям. Речь должна идти о развитии человека, о самосовершенствовании как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования самого себя. Научить учиться, заниматься всю жизнь самосовершенствованием – вот основной смысл современного образования. Сегодня важно понять ипринять к действию: именно выпускники высшей школы, овладевшие культурой, могут сыграть решающую роль в духовном возрождении, в движении общества по пути прогресса.
Литература для самообразования
Ресурсы Интернет Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|