Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ.

Аннотация: статья посвящена жизненному миру ребенка живущего в неблагоприятной семье, особенностями восприятия жизненной ситуации, а также факторов влияющих на обучение в условиях неблагоприятной семьи .

Ключевые слова: неблагополучная семья, семья, родители.

Naporko E.V.

Annotation:The article is devoted to the life world of the child living in an unfavorable family, especially the perception of situations and factors affecting learning in an unfavorable family.

Keywords: dysfunctional family, family, parents.

Постановка проблемы. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная.

Обзор публикаций по проблеме исследования. Приоритетными для нашего исследования стали концепции В.В. Зикратов, Г.П. Бочкарева, Л.С. Алексеева, В.М. Целуйко, В.В. Юстицкис, Б.Н. Алмазов, А.В. Мисько.

Цель исследования: Целью нашей статьи является изучение неблагоприятного климата в семье, влияющего на уровень психологического развития ребенка.

Изложение основного материала.В своём исследовании мы исходили из того, что нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психологической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности.

Семья - это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

Родители — ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи, воспитывающие ребёнка с самого рождения, заботятся о его материальном и духовном благополучии до достижения им совершеннолетия, что накладывает ряд этических и общественных обязательств взрослого сына или дочери по отношению к своим родителям, как воспитатели несут тоже ответственность за поведение своего ребёнка в обществе.

«Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие.

Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д [3, с. 20].

Типология неблагополучных семей на основе социальных рисков и проблем воспитания выделяет пять групп: алкогольная семья, наркозависимая семья, криминогенная семья, педагогически несостоятельная семья, дезорганизованные семьи.

У родителей-алкоголиков, а так же у родителей-наркоманов в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Пьянство/наркомания родителей порождает такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей. «Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой.

Еще один вид неблагополучной семьи - это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитании детей возникают серьезные педагогические ошибки. Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношения бывает разной: нередко ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе, вызвать их жалость или ребенок ожесточается по отношению к таким родителям.

Педагогическая запущенность детей бывает нескольких видов:

- Нравственно-педагогическая - искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных чувств, несформированность навыков нравственного поведения.

- Интеллектуально-педагогическая - слабость развития познавательных процессов, нежелание, неумение учиться.

- Нравственно-эстетическая - искажение, невоспитанность представлений о прекрасном и безобразном, нежелание, неумение созидать прекрасное в поведении, деятельности, в отношениях с окружающими.

- Медико-педагогическая - отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень знаний о гигиене быта, поведении, возникновении отрицательных привычек, патологических влечений и пр.

- Нравственно-трудовая - искажение представлений о труде, о его роли в жизни общества, нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями общества [4, с. 20-21].

 

ВЫВОДЫ.

1.Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи.

2.Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Дети в семьях известных родителей тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

3.Дефицит внимания, который ведёт к недоброжелательности, неосознанной враждебности, проявляющейся в виде или открытого противостояния или скрытой, "молчаливой" неприязни. Это неприятие взрослых, хотя и близких (родителей, учителей), но духовно чуждых, делает ребенка нетерпимым, невнимательным, немилосердным, порой даже жестоким. Эти качества могут сказаться в отношениях как со знакомыми, так и с посторонними людьми. Но агрессия, жестокость иногда направляется на самого себя, и тогда индивид, теряя самоуважение, чувство душевного равновесия, становится нелюдимым, тревожным, с заниженной самооценкой.

Таким образом, получается, что семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах - все это физически и психически калечит детей.

Список использованной литературы.

1. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] / Б.Н. Алмазов. - Свердловск: УрГУ, 1986. - 150 с.

Мирсагатова М.Н., Кучинская Е.В., Мисько А.В. Проблема беспризорности детей в России: состояния и возможности решения Хабаровск, 2003г.

2. Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей / Г.Г. Бочкарева // Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. - С.239 - 250.

3.Программа родительского образования «Школа ответственного родительства»/ автор - составитель В.В. Зикратов, к.п.н.. Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 - 205 с.

4. Развитие концепции Н.Г.Алексеева на фоне становления рефлексивно- методологического подхода М., Наука, 1983, с.133-154.

5. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. с.135

6. Юстицкий В. В. Роль неосознаваемых психологических механизмов в формировании отношений родителей к детям // Применение математических методов в исследовании процесса обучения. Вильнюс, 1977. С. 159–164.

7. Юстицкий В. В. Семья и несовершеннолетний правонарушитель // Актуальные проблемы семьи и воспитания / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс: Минтис, 1981. С. 58–688.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет частоты следования зондирующих импульсов | О терминах система и структура
vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных