Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вклад А. Файоля в развитии теории менеджмента




Взгляды на управление и менеджмент принципиально зависят от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений — задачи, человек, управленческая деятельность.Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

Если Тейлор концентрировал внимание на том, как лучше выполнять задачи, операции и функции, а Мэйо и бихевиористы искали ответа на вопросы, относящиеся к природе отношений в коллективе, к мотивам человеческой деятельности, то Файоль пыталсянайти ответы на вопросы, касающиеся эффективного управленияорганизацией в целом, изучал содержание деятельности по управлениюорганизацией[7].

Анри Файоль (1841—1925) почти всю свою сознательную жизнь(58 лет) проработал во французской компании по переработке угляи железной руды. Центром внимания Файоля была управленческаядеятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан в первую очередь с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильнойорганизации работы каждый менеджер может добиться успеха[8].

В определенном смысле Файоль имел аналогичный с Тейлоромподход: он стремился найти правила рациональной деятельности.

Особенность же учения Файоля состояла в том, что он изучал иописывал особый вид деятельности — управление, чего в такомвиде, как это сделал он, никто до него не делал.

Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности, или шести функций:

¾ техническая деятельность (производство);

¾ коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);

¾ финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);

¾ деятельность безопасности (защита собственности людей);

¾ эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

¾ управление (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль)[9].

Основная заслуга такого рассмотрения организации состояла в том, что Файоль выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции:

¾ планирование,

¾ организацию,

¾ распорядительство,

¾ координацию,

¾ контроль[10].

Считая, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т.п., Файоль подчеркивал, что в то же время она обязательно должна включать в себя все пять указанных функций.

А. Файоль также разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:

¾ разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

¾ власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты);

¾ дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; в основном—результат возможностей руководства);

¾ единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

¾ единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей);

¾ подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом);

¾ вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей);

¾ централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты);

¾ цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным);

¾ порядок (все должны знать свое место в организации);

¾ равенство (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму);

¾ стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

¾ инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);

¾ корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы)[11].

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее считал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

После А. Файоля многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием управленческой деятельности, функций управления. Однако все они, в конечном счете, были только последователями, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных