Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ




Функционирование всех существующих инструментов управления культурой должно основываться на нормативной базе.

Эта база - правовое поле, в котором реализуется культур­ная политика современного Российского государства.

За более чем два десятилетия с момента принятия Кон­ституции Российской Федерации сформировалась новая сре­да, органичной частью которой стало законодательство о куль­туре.

Действующее в России законодательство в сфере куль­туры можно разделить на две части: национальное законода­тельство и международные акты и соглашения. При этом рос­сийская Конституция (ч. 4 ст. 15) говорит о приоритете норм международного права над национальными: «Если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Международные акты (документы ООН, ЮНЕСКО, Все­мирной туристской организации, Совета Европы, Организа­ции по безопасности и сотрудничеству в Европе, СНГ, Шан­хайской организации сотрудничества) исходят из того, что права человека в сфере культуры вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенны­ми для ее свободного и полного развития. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни обще­ства, а также право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является. Ука­занные документы признают право лиц с ограниченными физическими возможностями на безбарьерный доступ к куль­турной инфраструктуре; декларируют необходимость сохране­ния всемирного культурного наследия; говорят о поощрении терпимости и культурного многообразия, необходимости из­учать языки, историю и культуру других стран, искоренять предрассудки; называют туризм мощным фактором обеспече­ния мира и укрепления дружбы и взаимопонимания между народами планеты; призывают государства к тесному сотруд­ничеству в сохранении культурных ценностей и культурном обмене, поощрении культуры мира и диалога между всеми цивилизациями.

Национальное законодатель­ство. В соответствии с Конституцией РФ оно подразделяется на федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, а также правовые акты органов местного самоуправления.

Определяющим источником правового регулирования сферы культуры в России является Конституция РФ. Нормы Конституции можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся нормы, провозглашающие права и свобо­ды граждан в сфере культуры. Во вторую группу входят нор­мы, регулирующие трудовые отношения и имеющие общий характер. К третьей группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие сферы ведения Российской Феде­рации («федерального центра») и ее субъектов, систему госу­дарственных органов, их компетенцию, в том числе в области культуры. Важное значение имеют положения Конституции РФ о прямом ее действии и применении на всей территории России (ч. 1 ст. 15). Принципы и правовые нормы Конститу­ции действуют непосредственно, если: а) они не конкретизиру­ются в иных отраслях права и б) в действующем законодатель­стве еще не отменены (не изменены) нормы, противоречащие конституционным установлениям.

Наряду с положениями Конституции РФ, закрепившей в ст. 44 право каждого на свободу литературного, художе­ственного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, защиту интеллектуальной собственности, а также обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурно­го наследия, беречь памятники истории и культуры, в каче­стве правовой базы сохранения и развития культуры в России выступают «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1. Наличие общего закона о культуре составляет важнейшую особенность современного этапа развития российского законодательства о культуре. В соответствии с ч. 2 ст. 81.1, ч. 2 ст. 84.1, ч. 2 ст. 84.11 Конституции (Основного Закона) Рос­сийской Федерации - России от 12.04.1978 (в редакции от 10.12.1992) в Российской Федерации до 25.12.1993 (дата офи­циального опубликования и вступления в силу действующей сегодня Конституции РФ) Основы законодательства представ­ляли собой законодательный акт, устанавливавший основные принципы правового регулирования в определенной сфере общественных отношений.

«Основы законодательства РФ о культуре» и сегодня про­должают играть роль активного центра отрасли законода­тельства, хотя в современной российской правовой системе их приоритет перед иными законодательными актами и не предусмотрен. Это достигается посредством закрепления принципов государственной культурной политики, общих для отрасли понятий, норм, определяющих основы статуса организаций культуры, правовое положение национального культурного достояния и культурного наследия народов Рос­сийской Федерации. В данном Законе также содержатся нор­мы, направленные на распределение полномочий федераль­ных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры.

Кроме него, законодательной базой являются: Гражданский кодекс РФ (часть чет­вертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ устанавливает правовой режим охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе произведений науки, литературы и искусства (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государ­ственной поддержке кинематографии Российской Федера­ции» устанавливает принципы государственной политики в области кинематографии (признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием су­ществования которой является развитие творческой, образо­вательной, производственной, технической, научной и инфор­мационной базы; ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии; создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии).

Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обяза­тельном экземпляре документов» определяет политику госу­дарства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного на­ционального библиотечно-информационного фонда докумен­тов РФ и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование, устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответствен­ность за их нарушение.

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на­родов Российской Федерации» регулирует отношения в об­ласти сохранения, использования, популяризации и государ­ственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Ряд федеральных законов устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов РФ, защиты их ис­конной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяй­ствования и промыслов. Это: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин ко­ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальне­го Востока Российской Федерации». Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории РФ как неотъемлемого достояния и одной из форм народного творчества народов РФ.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» га­рантирует развитие национальных видов спорта, исторически сложившихся в этнических группах населения, имеющих со­циально-культурную направленность. При этом сам термин «спорт» определяется законодателем как сфера социально­культурной деятельности.

Согласно положениям Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федера­ции в отношении соотечественников за рубежом» соотече­ственники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку РФ в осуществлении своих культурных прав, сохра­нении самобытности. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ: оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям, любительским творче­ским коллективам соотечественников; способствуют изучению культурного наследия соотечественников; содействуют всем видам культурного обмена между РФ и соотечественниками.

Содействие физическому, интеллектуальному, психиче­скому, духовному и нравственному развитию детей, воспита­нию в них патриотизма и гражданственности, а также реали­зации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с достижениями российской и мировой культуры является одной из целей Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма обязаны привлекать несовершеннолетних, находящихся в со­циально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры (Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних»).

Вопросы художественного образования и эстетическо­го воспитания граждан регулируются Федеральным зако­ном от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

С целью поддержки сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в об­ласти культуры и искусства в 2014 г. в России принят Федераль­ный закон «О меценатской деятельности».

В тоже время существует ряд законов проектного характера, так, утвержденные указом Президен­та РФ от 24.12.2014 № 808 «Основы государственной культурной политики» при отсутствии в них ясных и конкретных механиз­мов реализации остаются лишь декларацией о намерениях, а не реально работающим документом, ориентированным на заявленные разработчиками цели. Для того чтобы указанный документ был действительно рабочим инструментом, необхо­димо разработать ясные и конкретные механизмы и источни­ки ресурсов для его реализации.

До сих пор не введен в действующее законодательство проект Федерально­го закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных