Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследовательский инструментарий. Картирование




Первые исследования в области креативных (культурных) индустрий проводились в 80е годы в Великобритании организацией, которая называлась Совет Большого Лондона. Позднее эти исследования были развернуты британским агентством «Comedia» и другими консультантами. Сегодня к ним присоединился и ряд новых академических ученых. Построение модели существующих связей и стоимостных цепочек, основанное на статистике и социологических исследованиях, легло в основу технологии, которая применяется теперь повсеместно для оценки потенциала культурных индустрий и формирования стратегий их развития и поддержки. Эта технология называется картированием (mapping).

Картирование территорий – это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. На его основе формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории. Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только музыка и музыкальное продюсирование и т. д.).

Проведение такого типа исследований важно по трем причинам.
1. Различные субсекторы культурных индустрий: музыка, исполнительские искусства, изобразительные искусства, телевидение и т. д. интегрированы в местную экономику, социальную жизнь и политические системы. Они работают как «кластеры» (cluster – англ. «кисть, гроздь, пучок, куст») и обладают кумулятивным эффектом, который существенно влияет на развитие.
2. Кластеры сосредоточены главным образом в крупных метрополиях, работающих как локусы городских сетей и сервисные хабы для более дисперсных сервисов (таких как ремесла или фабричные производства). Таким образом, собственно город и уровень урбанизации выступают базовыми факторами для развития сектора культурных индустрий. Определение уровня «творческой кластеризации» территории становится важным показателем этого развития.
3. Взаимосвязь между коммерческим сектором и некоммерческим сектором, между искусством и экономическим ростом может быть наиболее четко проявлена на местном уровне.

Целый ряд исследовательских групп и институций Великобритании, Германии и других стран работали над созданием собственных методик картирования. Если анализировать эти подходы в целом, то наиболее показательной является методика, разработанная британским агентством «EUCLID»(7). Попробуем описать и проанализировать ее в общих чертах.

Производственная цепочка включает четыре стадии:
1. Зарождение идей – создание культурных замыслов и проектов.
2. Производство – создание пригодных для коммерческой реализации продуктов.
3. Распространение – циркуляция продуктов путем трансляций, записей, кинопоказов и т. д.
4. Потребление – получение определенного опыта конечным пользователем. На стадии зарождения идей рассматриваются:
материальные (осязаемые) культурные предметы или продукты – чертежи, проекты, песни, рассказы, картины, игры, танцы, сценарии, одежда, украшения и другие рукотворные объекты;
нематериальные (неосязаемые) культурные идеи и концепции – стиль, мода, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма, сценарии и т. д.
На стадии производства происходит трансформация «сырого» культурного материала в рыночные продукты:
допускающие массовое воспроизводство – фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т. д.;
создаваемые однократно – картины, театральные представления, дизайнерская одежда и другие предметы, веб-сайты и т. д.

Что, по версии агентства, может охватывать исследовательская карта? Экономический, правовой, географический контексты. Информацию о том, кто поддерживает культурные индустрии на местном, региональном или государственном уровне, какие организации и компании работают в этом поле, каков уровень занятости. Далее рекомендуется включать конкретные экономические показатели, такие как уровень доходности, расходы и анализ существующих рынков. В документ обычно включаются данные о тех потребностях, которые испытывают предприятия культурных индустрий. Это может быть дефицит инвестиций, либо необходимость повышения квалификации персонала, либо необходимость внесения изменений в местное законодательство и т. д.

Необходимо отметить, что эти методики, являясь новыми, вызывают сложности в работе со статистическими данными правительств (рубрикация в системе статистики не позволяет вычленять отдельные секторы творческих индустрий – количество занятых, обороты и прочее, что затрудняет работу исследователей). Таким образом, «поворот к культуре» требует адаптации и других экономических и общественных систем в соответствии с требованиями времени.

Одним из ключевых последствий роста исследований по картированию было появление культурных индустрий в центре политических стратегий. В 1970-е годы культурные индустрии были инкорпорированы в культурную политику на национальном уровне или же крупными международными организациями, такими как ЮНЕСКО, нацеленными на защиту национальных культур.

К концу 1990-х годов культурные индустрии стали весомым компонентом культурной политики на государственном уровне, приоритетом государственной социально-экономической политики. Впервые это случилось в 1997 году, когда Британский Департамент культуры, медиа и спорта принял соответствующий документ. Именно британский опыт развития креативных индустрий на сегодня является самым передовым.

В том же 1998 году Департамент культуры, медиа и спорта опубликовал документ по картированию, который позволил легитимизировать культурные индустрии в качестве приоритета культурной политики. Основанный на достаточно оптимистической статистике занятости и оборотов, документ включал анализ 13-ти субсекторов со ссылками на статистические ресурсы. Документ давал возможность местным властям, агентствам по развитию, художественным организациям и консультантам по всей Великобритании поместить стратегии развития креативных индустрий в центр местной и региональной культурной и экономической политики. По каждому из секторов была приведена основная информация: размер рынка, его финансовая емкость, структура, потенциал роста, влияние на развитие экономики в целом и социальной сферы, количество производимой продукции, количество занятых людей. Кроме того, по каждому из направлений были выделены основные проблемы, например, недостаточное привлечение в область рекламы молодых дизайнеров или необходимость продвигать важность качественного дизайна архитектурных сооружений.

Картирование было направлено на решение следующих задач:
– аккумулирование данных о финансовом вкладе креативных индустрий в экономику, наглядную демонстрацию их значимости, что позволило правительству Великобритании сделать креативные индустрии обоснованным приоритетом;
– аккумулирование данных о количестве занятых людей, что продемонстрировало социальную значимость креативных индустрий;
– формулировку основных проблем и выявление перспектив и возможностей роста, что стало базой для формирования конкретных программ и проектов поддержки креативных индустрий.

В Манчестере также был выбран подход к развитию креативных индустрий, основанный на результатах исследований и информации о секторе. «Когда в Манчестере была выбрана данная модель развития сектора, официальные данные (количественные и качественные) о секторе были весьма скудными. Невозможно было оценить ни масштаб сектора, ни его составляющие, ни вклад сектора в общую экономику города или региона. Исследование было заказано Муниципалитетом Манчестера в 1997 году и выполнено Институтом популярной культуры при университете Манчестер Метрополитен под руководством профессора Джастина О’Коннора. Отчет об исследовании содержал следующие выводы: размер сектора творческих индустрий в Манчестере (самом крупном в Великобритании региональном центре) весьма значителен; сектор вносит весомый вклад в городскую и региональную экономику и в будущем ожидается дальнейший его рост. При этом в отчете отмечалась также неустойчивость сектора, и делался вывод о том, что «в нем масса энергии и талантов… но она может быстро рассеяться, если не создать стабильные условия, способствующие ее развитию»(8).

Впервые столь тесно креативные индустрии были связаны с национальной культурной и экономической политикой. Небольшие и совсем новые департаменты начали разговаривать с крупными и хорошо организованными департаментами торговли и промышленности. Этого было невозможно представить себе еще несколько лет назад. Культурные индустрии, ранее игнорировавшиеся как явление, связанное только с искусством, стали ядром современного имиджа Великобритании. Рост и включение во все области жизни креативности и инновационности должны были отличать Британию в XXI веке.Документ по картированию стал важным примером для правительств и городов Европы, в особенности в странах-членах ЕС. Но этот процесс коснулся не только Европы и США. Страны Латинской Америке и Юго-Восточной Азии XXI века увидели здесь новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации.

Видение новых путей экономики поставило в центр более гибкие модели работы и карьеры, жизненные стратегии, требующие большей индивидуальной ответственности в обмен на самостоятельность, более открытого сотрудничества с проектами и сетями. Креативность была объявлена базисом будущего успеха страны.

В документе было сформулировано определение, считающееся сегодня каноническим: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности»(9).

В понятие креативных индустрий включаются:
Реклама
Дизайн
Архитектура
Декоративное искусство и ремесла
Мода
Кино и производство видео и DVD
Музыка и звукозапись
Исполнительские искусства
Телевидение
Радио
Интернет
Изобразительное искусство
Литература и издательское дело
Мультимедиа и компьютерные игры
(Музеи и организации культуры)

Важно отметить, что деятельность традиционных культурных институтов (музеев и организаций культуры) была отнесена к собственно деятельности в области креативных индустрий условно, с некоторыми оговорками, поскольку организации культуры и музеи не являются в полной мере коммерческими предприятиями. По мнению многих британских экспертов деятельность музеев и их коллекций являются лишь неким ресурсом для развития креативных индустрий.

Также в документе отмечалось, что креативные индустрии «базируются на творческих, художественных способностях индивидов», «действующих в союзе с менеджерами и технологами, создающих рыночные продукты … экономическая ценность которых заключена в их культурных (интеллектуальных) свойствах»(10).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных