ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исследовательский инструментарий. КартированиеПервые исследования в области креативных (культурных) индустрий проводились в 80е годы в Великобритании организацией, которая называлась Совет Большого Лондона. Позднее эти исследования были развернуты британским агентством «Comedia» и другими консультантами. Сегодня к ним присоединился и ряд новых академических ученых. Построение модели существующих связей и стоимостных цепочек, основанное на статистике и социологических исследованиях, легло в основу технологии, которая применяется теперь повсеместно для оценки потенциала культурных индустрий и формирования стратегий их развития и поддержки. Эта технология называется картированием (mapping). Картирование территорий – это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. На его основе формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории. Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только музыка и музыкальное продюсирование и т. д.). Проведение такого типа исследований важно по трем причинам. Целый ряд исследовательских групп и институций Великобритании, Германии и других стран работали над созданием собственных методик картирования. Если анализировать эти подходы в целом, то наиболее показательной является методика, разработанная британским агентством «EUCLID»(7). Попробуем описать и проанализировать ее в общих чертах. Производственная цепочка включает четыре стадии: Что, по версии агентства, может охватывать исследовательская карта? Экономический, правовой, географический контексты. Информацию о том, кто поддерживает культурные индустрии на местном, региональном или государственном уровне, какие организации и компании работают в этом поле, каков уровень занятости. Далее рекомендуется включать конкретные экономические показатели, такие как уровень доходности, расходы и анализ существующих рынков. В документ обычно включаются данные о тех потребностях, которые испытывают предприятия культурных индустрий. Это может быть дефицит инвестиций, либо необходимость повышения квалификации персонала, либо необходимость внесения изменений в местное законодательство и т. д. Необходимо отметить, что эти методики, являясь новыми, вызывают сложности в работе со статистическими данными правительств (рубрикация в системе статистики не позволяет вычленять отдельные секторы творческих индустрий – количество занятых, обороты и прочее, что затрудняет работу исследователей). Таким образом, «поворот к культуре» требует адаптации и других экономических и общественных систем в соответствии с требованиями времени. Одним из ключевых последствий роста исследований по картированию было появление культурных индустрий в центре политических стратегий. В 1970-е годы культурные индустрии были инкорпорированы в культурную политику на национальном уровне или же крупными международными организациями, такими как ЮНЕСКО, нацеленными на защиту национальных культур. К концу 1990-х годов культурные индустрии стали весомым компонентом культурной политики на государственном уровне, приоритетом государственной социально-экономической политики. Впервые это случилось в 1997 году, когда Британский Департамент культуры, медиа и спорта принял соответствующий документ. Именно британский опыт развития креативных индустрий на сегодня является самым передовым. В том же 1998 году Департамент культуры, медиа и спорта опубликовал документ по картированию, который позволил легитимизировать культурные индустрии в качестве приоритета культурной политики. Основанный на достаточно оптимистической статистике занятости и оборотов, документ включал анализ 13-ти субсекторов со ссылками на статистические ресурсы. Документ давал возможность местным властям, агентствам по развитию, художественным организациям и консультантам по всей Великобритании поместить стратегии развития креативных индустрий в центр местной и региональной культурной и экономической политики. По каждому из секторов была приведена основная информация: размер рынка, его финансовая емкость, структура, потенциал роста, влияние на развитие экономики в целом и социальной сферы, количество производимой продукции, количество занятых людей. Кроме того, по каждому из направлений были выделены основные проблемы, например, недостаточное привлечение в область рекламы молодых дизайнеров или необходимость продвигать важность качественного дизайна архитектурных сооружений. Картирование было направлено на решение следующих задач: В Манчестере также был выбран подход к развитию креативных индустрий, основанный на результатах исследований и информации о секторе. «Когда в Манчестере была выбрана данная модель развития сектора, официальные данные (количественные и качественные) о секторе были весьма скудными. Невозможно было оценить ни масштаб сектора, ни его составляющие, ни вклад сектора в общую экономику города или региона. Исследование было заказано Муниципалитетом Манчестера в 1997 году и выполнено Институтом популярной культуры при университете Манчестер Метрополитен под руководством профессора Джастина О’Коннора. Отчет об исследовании содержал следующие выводы: размер сектора творческих индустрий в Манчестере (самом крупном в Великобритании региональном центре) весьма значителен; сектор вносит весомый вклад в городскую и региональную экономику и в будущем ожидается дальнейший его рост. При этом в отчете отмечалась также неустойчивость сектора, и делался вывод о том, что «в нем масса энергии и талантов… но она может быстро рассеяться, если не создать стабильные условия, способствующие ее развитию»(8). Впервые столь тесно креативные индустрии были связаны с национальной культурной и экономической политикой. Небольшие и совсем новые департаменты начали разговаривать с крупными и хорошо организованными департаментами торговли и промышленности. Этого было невозможно представить себе еще несколько лет назад. Культурные индустрии, ранее игнорировавшиеся как явление, связанное только с искусством, стали ядром современного имиджа Великобритании. Рост и включение во все области жизни креативности и инновационности должны были отличать Британию в XXI веке.Документ по картированию стал важным примером для правительств и городов Европы, в особенности в странах-членах ЕС. Но этот процесс коснулся не только Европы и США. Страны Латинской Америке и Юго-Восточной Азии XXI века увидели здесь новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации. Видение новых путей экономики поставило в центр более гибкие модели работы и карьеры, жизненные стратегии, требующие большей индивидуальной ответственности в обмен на самостоятельность, более открытого сотрудничества с проектами и сетями. Креативность была объявлена базисом будущего успеха страны. В документе было сформулировано определение, считающееся сегодня каноническим: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности»(9). В понятие креативных индустрий включаются: Важно отметить, что деятельность традиционных культурных институтов (музеев и организаций культуры) была отнесена к собственно деятельности в области креативных индустрий условно, с некоторыми оговорками, поскольку организации культуры и музеи не являются в полной мере коммерческими предприятиями. По мнению многих британских экспертов деятельность музеев и их коллекций являются лишь неким ресурсом для развития креативных индустрий. Также в документе отмечалось, что креативные индустрии «базируются на творческих, художественных способностях индивидов», «действующих в союзе с менеджерами и технологами, создающих рыночные продукты … экономическая ценность которых заключена в их культурных (интеллектуальных) свойствах»(10). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|