ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины ХХ века.Аннотация. Детский клуб - часть микросреды, в которой формируется и развивается личность ребенка. Разнообразные клубы появлялись и в дореволюционной России, но появление первых детских клубов относится к началу 20 века. Немалое влияние на клубную работу оказала «теория свободного воспитания» видного теоретика и пропагандиста К.Н. Вентцелья, который основал «дом свободного ребенка». Значение клубов того времени заключалось, прежде всего, в том, что клуб смог стать массовым детским учреждением. К 30-м годам к созданию системы внешкольного воспитания были привлечены все государственные органы и общественные организации, был учрежден необходимый перечень внешкольных учреждений. В 30 годы завершается становление детского клуба, он становится одним из звеньев системы политико-просветительной работы. В 50 года клуб стал учреждением с постоянно меняющимся составом посещающих его детей, он превратился в учреждение по обслуживанию детей. Детский клуб - часть микросреды, в которой формируется и развивается личность ребенка. Клуб как досуговое учреждение возникло в Англии. Под словом клуб понимали «складчина», «доля», «собрание». Определение понятия «клуб» было следующим: клуб-это любое собрание. Даты возникновение клуба нет. Он появился вместе с людьми. Обычно клуб являлся самодеятельной инициативной организацией управляемы советом клуба. Разнообразные клубы появлялись и в дореволюционной России, но появление первых детских клубов относится к началу 20 века. Созданию целой сети детских клубов послужило стремление прогрессивной интеллигенции противостоять самодержавной классово-сословной политике в области просвещения. Идея площадок, «детских собраний» увлекала передовую интеллигенцию, потому, что в ней она видела возможность украсить, облегчить жизнь детей бедноты, развить их духовные и физические силы, их активность. Немалое влияние на клубную работу оказала «теория свободного воспитания» видного теоретика и пропагандиста К.Н. Вентцелья, который основал «дом свободного ребенка» Развитие детских клубов связано с именем С. Т. Шацкого. В 1906 г. он открыл детское общество «Сетлемент». Сначала он намеривался объединить всех желающих детей разных возрастов, затем разделил их по интересам. Основным видом деятельности С. Т. Шацкий избрал труд в мастерских. Составной частью клуба был кружок. Был определен основной принцип воспитания в клубе: индивидуальный подход с целью развития интересов и способностей. Детское общество «Сетлемент» просуществовало всего 1 год, и было закрыто «За распространение социалистических идей среди детей». Именно С. Т. Шацкому принадлежит идея летнего отдыха детей за пределами города. В 1910 году было создано новое образовательное и воспитательное учреждение для детей беднейших слоев населения - «Народный дом имени Толстого». Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждение вопросов о клубной работе с детьми на Первом Всероссийском съезде по вопросам образования, где детские клубы были признаны «необходимой общественно-педагогической организацией». После Октябрьской революции 1917 года Н. К. Крупская - работник Наркомпроса, неоднократно обращалась к вопросу о системе народного образования и социального воспитания, в которой определенное место отводилось системе внешкольного воспитания. Значение клубов того времени заключалось, прежде всего, в том, что клуб смог стать массовым детским учреждением. Известны такие типы существовавших тогда клубов как школы - клубы, которые должны были привлекать юношество к учебе. Постепенно работающие детские площадки стали перерастать в уголки и детские клубы при жилконторах - так называемые «клубы - примитивы». С развитием пионерского движения внешкольной работой с детьми стали заниматься и взрослые рабочие клубы. К 30-м годам к созданию системы внешкольного воспитания были привлечены все государственные органы и общественные организации, был учрежден необходимый перечень внешкольных учреждений: детские технические и сельскохозяйственные станции, детские клубы, детские туристско-экскурсионные станции и базы, Дома детской коммунистической организации, детские кинотеатры, детские театры, библиотеки. В 30 годы завершается становление детского клуба, он становится одним из звеньев системы политико-просветительной работы. Клуб превращается в комплексное учреждение, способное реализовать различные направления коммунистического воспитания. В 50 года клуб стал учреждением с постоянно меняющимся составом посещающих его детей, он превратился в учреждение по обслуживанию детей. Большое значение для развития детских клубов имел XIII съезд комсомола, который уделил большое значение развитию детских клубов. Съезд поддержал инициативу ленинградцев и москвичей по открытию и созданию детских. Съезд не только поддержал инициативу открытия детских клубов, но и выделил целую группу внештатных инструкторов ЦК ВЛКСМ, которые в последующем ездили по стране, открывая детские клубы, привлекая к ним партийные, государственные и общественные организации. Особое внимание уделялось клубам трудных подростков и подростков, которые стояли на учёте в милиции.
Литература: Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 4. - Челябинск, 2007. - С. 485 – 532; 646 - 665.. 3. Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. Рассматривая проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества, надо в первую очередь отметить, начавшаяся перестройка экономической и политической жизни в СССР привела к революционным изменениям в жизни государства. Произошел распад СССР, как единого государства. Союзные республики СССР получили право на отделение и стали самостоятельными государствами. Резко сократилась сеть культурно-досуговых учреждений. Произошли коренные изменения во всей культурно-просветительной деятельности, получив новое название социально-культурная деятельность. Четко обозначились новые основные черты современной социально-культурной деятельности: – всесторонний учет реальных интересов личности; – многоуровневая система досуга; – «одомашнивание» досуга; – развитие неинституциональных форм досуга; – совершенствование системы платных услуг; – появление новых типов культурно-досуговых учреждений. Обострились сложившиеся противоречия в развитии социально-культурной деятельностью и между: – демократической природой социально-культурной деятельности и – реальными потребностями и интересами населения и степенью их – возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; – необходимостью развития материальной базы культуры и Досуговые учреждения оказались в бедственном положении. Сократилось бюджетное и ведомственное финансирование, начавшееся в 80 –е годы культурно-досуговой и продолжилось в 90 - ые годы. Была принята новая система хозяйствования в системе социально-культурной деятельности. Это дало возможность использовать рычаги экономического хозяйствования и предпринимательской деятельности. В социально-культурной деятельности на ряду с государственной, стала широко использоваться частная и ведомственная предпринимательская деятельность. В практике социально-культурной деятельности стали создаваться центры досуга как государственные, так и ведомственные культурно-досуговые учреждения. Использовались такие направления работы центров досуга, как спортивно-показательные, развлекательные, художественно-публицистические, игровые программы. Появились торгово-развлекательные и социально-педагогические комплексы как новое организационное образование в среде досуга. Были сняты необоснованных ограничений, мешавших развитию инициативы и самодеятельности работников досуговых учреждений. Нехватка финансовых средств культурно-досуговых учреждений стала компенсироваться за счёт платных форм культурно-досуговой деятельности. В эти годы была создана широкая система платных досуговых услуг населению, как путь переориентации на потребителя со всем разнообразием его вкусов, потребностей и интересов. Надо выделить два направления этой деятельности: - обеспечение демократизированного доступа к культуре, к любому - создание условий и механизмов демократизированного участия в культуре, проявление индивидуального творчества. Виды платных досуговых услуг - кружковая, рекреационно-развлекательная, лекционно-просветительная, театрально-концертная, спортивно-оздоровительная, прокатная, услуги аренды. Открыты в клубах, Дворцах культуры и техники, досуговых центрах платного бюро культурного обслуживания «Досуг», платных любительских объединений и клубов: «Голубеводов и певчих птиц», «Грация», «Премьера», «Искатель», «Шейте сами», «Встреча с молодежью», дискотек типа «Музыкальный глобус», клубов молодой семьи «Радуга», служб Нового года, детских кафе, видеосалонов, студий звукозаписи, проведение лотерей. В культурно-досуговых учреждениях использовались и не традиционные платные услуги - оформительские работы, художественная фотография, съемка торжественных событий граждан видеоаппаратурой, переплет книг и журналов, выставки-продажи; ремонт и прокат музыкальных инструментов, культинвентаря, театральных костюмов. Вошли в практику формы интенсивного досуга, направленные на восстановление и укрепление здоровья - комнаты и залы юного атлета, атлетической гимнастики, аэробики, ритмической гимнастики и т.д. Появились новые типы досуговых учреждений - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры. Также стали широко использоваться конкурсно-игровые и развлекательные формы в деятельности культурно-досуговых учреждений - «Звездный час», «Счастливый случай», «На балу у Золушки», «Поле чудес», «Папа, мама и я - спортивная семья», «КВН», аукционы, «Брейн-ринг». Конкурсно-игровые программы по различным направлениям знаний -театру, литературе, музыке, изобразительному искусству и т.д. Развитие индустрии досуга и ее формы и направления. Литература: 1. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 7. – 564 с. 2. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина – ХХ века): Учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 8. – 560 с. 3. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина – ХХ века): Учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 9. – 560 с. 4. Рябков, В. М. История социально-культурной деятельности: Рабочая учебная программа дисциплины для студентов очного и заочного отделений обучающихся по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» ФГБОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2007. – С.31 – 33. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|