Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дидактические материалы к творческому заданию

Методические указания к выполнению контрольных работ по русскому языку и культуре речи

 

1. Студент должен выполнить 1 контрольную работу по русскому языку и культуре речи.

2. При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться словарями. В конце работы в обязательном порядке должен быть помещен список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами оформления библиографии.

3. Титульный лист контрольных работ необходимо оформить по следующему образцу:

Югорский государственный университет

Кафедра филологии

Контрольная работа по _____________ (дисциплина)

Группа___________________

Направление (специальность) ____________

Семестр 2015 – 2016 учебного года

Студент____________________________ (фамилия, имя, отчество)

Номер Зачетной книжки_____________

Дата предоставления на проверку_____________

4. Если контрольная работа при проверке не зачтена, студент обязан представить ее на повторную проверку, включив в нее те задания, решения которых оказались неверными. Повторную работу необходимо представить вместе с незачтенной работой.

5. Зачтенные контрольные работы предъявляются преподавателю на зачете или экзамене. Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по существу выполнения заданий, входящих в контрольную работу.

 

 

Контрольная работа

Творческое задание

В средствах массовой информации (газетах, журналах, ресурсах Интернет и т.д.) подберите информационное или агитационное сообщение и напишите на него рецензию.

Требования к оформлению: в правом верхнем углу запишите выходные сведения издания, из которого Вы взяли текст для рецензирования.

При подготовке рецензии используйте схему оценки информационной или агитационной речи (см. Приложение).

 

Понятие нормы

1. Дайте определение понятию литературная норма.

2. Объясните, чем отличается диспозитивная (вариативная) норма от императивной (обязательной), приведите свои (а не из учебника!) примеры диспозитивной и императивной нормы (без примеров задание считается невыполненным).

 

Орфоэпические нормы

3. Распределите слова в два столбика в зависимости от того, какой гласный звук произносится на месте выделенных букв: [Э] или [О]. При выполнении упражнения обязательно используйте справочную литературу.

Аф е ра, новорожд е нный, ист е кший год, оп е ка, остри е, прин е сший, быти е, т е рн, никч е мный, ман е врировать, ман е вр, хреб е т, св е кла, расч е сывать.

 

4. Распределите слова в два столбика в зависимости от того, смягчается ли согласный звук перед буквой Е или нет.

Те нденция, те рмин, де филе, де кларация, ши не ль, те мп, па те нт, фа не ра, бу те рброд, к ре м, аг ре ссия, мис те р, п ре сса, каш не, Ку ве йт, фе н, де марш, де мократ.

 

5. Перепишите слова, поставьте ударение.

Каталог, договор, нефтепровод, столяр, звонит, танцовщица, квартал, апостроф, оптовый, принудить, обеспечение, свекла, средства, ходатайство, закупорить, облегчить, цемент, щавель, жалюзи, красивее, генезис, торты, банты, алкоголь, кухонный, удобрить, углубленный, фетиш, иконопись, вероисповедание.

 

 

Лексические нормы

6. Объясните лексическое значение слов, приведите пример (составьте предложение) их использования.

Брифинг, фальсификация, сатисфакция, бьеннале (биеннале), сакральный, истеблишмент.

 

7. Дайте определение понятию паронимы. Раскройте скобки, выбрав нужное слово.

1. В нашем клубе часто бывают (драматические, драматичные) постановки.

2. Он привык работать без надрыва, (методически, методично), четко выполняя все (методические, методичные) рекомендации.

3. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении.

4. Андрей – человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день был для него особенно (удачный, удачливый).

5. Слово (представляется, предоставляется) господину Иванову.

6. Свое призвание он видел в (служении, службе) искусству.

7. Я сегодня решила (одеть, надеть) пальто.

 

8. Дайте определение понятиям тавтология и плеоназм. Запишите в исправленном варианте предложения, определите вид ошибки (тавтология или плеоназм).

1. Пострадавший был немедленно госпитализирован в больницу.

2. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все знакомые.

3. В экспедиции мы будем собирать народный фольклор.

4. Иногда в нашей студии происходят забавные курьезы.

5. Обратите внимание на наш прейскурант цен.

6. Это свойство свойственно многим студентам.

Морфологические и синтаксические нормы

9. Распределите слова в четыре столбика: слова мужского рода, слова женского рода, слова среднего рода, слова общего рода.

Рояль, кофе, какаду, мозоль, тюль, шампунь, Сочи, кольраби, авеню, салями, сирота, молодежь, табель, задира, эсперанто, ГИБДД, МИД, МВД, вуз, ПТУ.

 

10. Образуйте формы именительного падежа множественного числа существительных в соответствии с литературной нормой. Распределите слова в три столбика: окончание –ы/-и; окончание –а/-я; вариативное окончание.

Бухгалтер, инженер, директор, ректор, шофер, договор, дно, герб, крем, повар, клапан, купол, инспектор, слесарь, тормоз, учитель, сторож, корпус.

 

11. Образуйте формы родительного падежа множественного числа существительных в соответствии с литературной нормой (например: киргизы – киргизов).

Будни, помидоры, яблоки, томаты, мандарины, апельсины, чулки, носки, ботинки, валенки, погоны, туфли, блюдца, свечи, гектары, килограммы, ясли, цапли, партизаны, якуты, грузины, узбеки, румыны, татары, монголы.

 

12. Распределите слова в два столбика: склоняются фамилии; не склоняются фамилии.

Эльдар Рязанов, Андре Моруа, Ирина Хакамада, Эдит Пиаф, Маргарет Тэтчер, Георгий Данелия, Алексей Голубь, Татьяна Вишня, Михаил Салтыков-Щедрин, Валентин Фоминых.

 

13. Перепишите, заменяя числа словами.

1. К 1 777 прибавить 952.

2. Теплоход с 728 пассажирами.

3. Отчитаться в 5 254 рублях.

4. Расстояние, равное 1 861 километру.

5. Схемы на 287 странице учебника.

6. От 16 485 отнять 11 090.

 

14. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением предлогов.

1. Благодаря своевременного вмешательства специалистов проблема была решена.

2. Предоставить Н.А. Сергеевой внеочередной неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления.

3. Я только сейчас вернулась с магазина.

4. Выделены участки под сооружение новых цехов.

5. Отзыв на книгу не понравился многим.

 

15. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.

1. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

2. Путешествуя налегке, поездка казалась особенно приятной.

3. В турнире участвовали 21 спортсмен.

4. Заведующий кафедры выступил с хорошим предложением.

5. Роман «Воскресение» произвело на меня неизгладимое впечатление.

6. Большинство проголосовали против нововведений.

7. Космонавт пробыл на орбите 22 суток.

8. Надо сделать ей подарок к восьмому марту.

9. Писатель со своей семьей провели лето на даче.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Ростов н/Д., 2007. – 382 с.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И.Б. Голуб. М.: Логос, 2002.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 7-е изд., испр. – М., Флинта: Наука, 2001. – 315 с.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Розенталь. 5-е изд., испр. и доп. М., 1987.

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – 3-е изд. – М., 2002. – 832 с.

6. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.

7. Словарь иностранных слов с приложениями / Под ред. В. Бутромеева.– М., 2005. – 544с.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; Под общей ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М., 2004. – 896 с.

 

 

Приложение

Дидактические материалы к творческому заданию

1. Примерные темы для информационной речи:

  • события в нашей стране и за рубежом;
  • новости науки и техники;
  • новости культурной жизни города;
  • спортивные новости;
  • новинки литературы;

2. Оценка информационной речи:

1) тема и цель:

  • интересны ли?
  • уместны ли?
  • актуальны ли?

2) вступление:

  • интересно ли?
  • использован ли прием привлечения внимания?
  • не слишком ли длинно? динамично?

3) главная часть:

  • продуман ли план?
  • весь ли материал относится к делу?
  • достаточно ли примеров?
  • конкретно ли содержание?
  • достигнута ли цель выступления?

4) заключение:

  • насколько ясно и четко?
  • есть ли обобщение сказанного?

5) советы автору.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Требования к деятельности учителя Организационное обеспечение урока Содержательная деятельность Методическая деятельность | ОРГАНИЗАТОРЫ СОРЕВНОВАНИЙ. Открытого турнира по ГРЭППЛИНГУ (ADCC)


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных