Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учение о субстанции в философии Нового времени.




Рассказать характеристику Философии Нового Времени. В целом - дуализм Декарта, имеющий два проявления:

 

1 дуализм души и тела в человеке. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга. Декарт говорит, впрочем, о шишковидной железе, в которой они соединяются, но это рассуждение не имеет последствий. В целом между ними пропасть. Мыслящая субстанция не имеет пространственных параметров, телесная субстанция - протяженная субстанция (имеет пространственные параметры). Декарт отбрасывает признание существования тела; оставляет мыслящую внетелесную субстанцию, она сама по себе, а тело - само по себе, если его признать.

 

2 дуальность Бога и мира. Деистическая позиция: Бог есть творец мира, на сотворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок (количество движения, масса умножить на скорость, неизменно). Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Жестким дуализмом назвать нельзя - абсолютная независимость после первичного акта связи.

Спиноза поставил перед собой цель создать монистическое учение о единой субстанции. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:

- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность. Выводит все остальные свойства субстанции: вечность во времени и бесконечность в пространстве.

Отсюда он выдвинул учение о единой суб-станции:

- не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими субстанциями;

- существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

- эта субстанция - окружающий мир (природа) и Бог; природа и Бог едины;

- не существует Бога, находящегося и творящего вне природы, возвышающегося над природой; Бог внутри природы;

- только единая природа - Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи;

- единичные вещи - проявления «модусы» единой субстанции - природы - Бога:

- внешней причиной существования модусов является единая субстанция (природа - Бог). Они зависят от нее (подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве), имеют начало и конец своего существования.

Природа - Бог обладает следующими качествами:

1. существует;

2. самостоятельна и независима от кого-либо;

3. имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

4. обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых-мышление и протяжение;

5. бесконечна в пространстве и времени;

6. вечна (несотворима и неуничтожима);

7. неподвижна.

• Способы приобретение познания

- понаслышке

- из беспорядочного опыта

-нахождение причин на основании следствий

-через сущность вещи (интуитивный)

Спинозе принадлежит: “Свобода есть осознанная необходимость”, что выражает действительно возможную для человека свободу в ее единстве с необходимостью любого индивидуального существования. Эта идея Спинозы не является правильной: она не отражает реальной сути свободы, которая предполагает выбор и ответственность. Спиноза же обходит эту “тонкость” и приводит пример с запущенным волчком: он крутится, “как бы думая”, что делает это по своей воле, но ведь рука завела его. “Истина открывает и саму себя, и ложь”.

Лейбниц выдвинул теорию о монадах (множественности субстанций);

- весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а еди-ную природу;

- данные субстанции - монады (с греч. - «единое», «единица»);

- монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным об-разованием;

- монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представле-нием;

- монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

- в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

- монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга;

Все монады делятся на четыре класса:

- «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных иско-паемых);

- монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

- монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума - мыслить;

- высшая монада - Бог.

Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.

ИСТИНЫ

-разума (врожденные идеи, надо развивать; необходимы и всеобщны)

-факта (эмпирические, случайные, метод их отыскания – индукция)

Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных