Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формационная и цивилизационная концепции объяснения истории общества




К.Маркс является разработчиком формационного подхода к объяснению истории общественного развития. Основными понятиями этого учения выступают общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, общественно- экономическая формация, социальная революция и т.д.Историю человечества по Марксу можно представить как последовательную смену общественно – экономических формаций, которые возникают, развиваются и уничтожаются в ходе революционных преобразований. К. Маркс выделяет пять общественно экономических формаций: первобытно общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую(социалистическую).Формация - исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером" Она характеризуется, во-первых, историзмом и, во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории основоположниками материализма дала возможность поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших философов и экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законамУчение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-исторические условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.Единой цивилизационной теории как таковой не существует. Сам термин цивилизация сам по себе неоднозначен. Сам цивилизационный подход представляет собой некую сумму сходных методологических установок, принципов. Слабые моменты цивилизационного подхода - аморфность, расплывчатость критериев, по которым выделяются цивилизации, их типы: слабая определенность причинно следственных связей между этими критериями. Некоторые исследователи (Вольтер, Фергюсон, Тюрго, Гирзо, Гегель).На первом этапе Понятие цивилизация употребляется исключительно в единственном числе обозначая человечество в целом и носит ярко выраженный оценочный характер (дикость, варварство, цивилизация) Национально-культурные различия рассматривались как второстепенные, связанные с особенностями среды обитания, расы, культуры. На втором этапе (вторая полвина 19 в) в теориях исторического процесса продолжают господствовать представления о целостности и связности истории. Конт, Спенсер, Бокль, Риккерт, Дюргейм начинают развиваться представления о множестве локальных цивилизаций (Риккерт) На третьем этапе(20 в) стали доминировать представления об истории как совокупности локальных цивилизаций или культур (Шпенглер,Тойнби,Сорокин) Важным моментом изучения цивилизационного подхода к объяснению истории обществ выступает определение типов цивилизационного развития. Сегодня общепризнано выделение в качестве основных двух таких типов - западного и восточного.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных