Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия и религия. Критическая функция, которую выполняет философия в культуре




Критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, встающих на пути к истинному познанию. Важной функцией философии в культурно-исторической жизни людей является систематизация, согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Философия и наука

Отвечая на вопрос является ли философия наукой необходимо иметь в виду следующие. Наука всегда отвечает на вопрос почему? А философия для чего? В науке человек нацелен на рациональное познание мира; в философии на понимание мира с позиции всех идеалов и ценностей. Философия познает мир через человека и из человека. Именно в человеке философия видит разгадку смысла жизни. Наука же познает мир как бы вне человека отрешения от него. В науке действует принцип познания, которые называются принцип верификации (проверяемости) и фальсификации (опровержения) в философии эти принципы не работают. Таким образом, философское научное знание различается существенно, но существовать друг без друга они не могут.

Философия и религия

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

3. Мифология и первая философия: сравнительные характеристики.

мировоззрение: формируется на ранних стадиях развития общества. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, появление людей, животных, причины стихийных явлений, определить свое место. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетают реальность и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделял себя из природы. Философия мировоззрения ориентируется на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теории рассмотрения и логического анализа. Философия мировоззрения унаследовала от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличие логического упорядочивание систематизация знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы. В философию мировоззрения входят обобщенные экономические, политические, правовые и естественные научные представления, нравственные, эстетические, религиозные/атеистические принципы, идеалы. Следовательно, философия мировоззрения не совсем тождественна философии. Философия - теоретическая основа философии мировоззрения.

Мифология- самая первая форма осознания действительности, связанная с обрядами, ритуалами. Черты: коллективистский характер, неразличие естественного и сверхъестественного, неразличение объекта и его образа, отсутствие субстанций: всё превращается во всё, генетический способ объяснения мира: через рассказ о происхождении вещи. Пафос: рассказ о возникновении порядка в мире.

Мифология оперировала не понятиями, а образами, которые олицетворяли природные силы. В новых соц. Условия миф не мог выполнять функцию соц. Регулятора. И ей на смену пришла зарождающаяся философия. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он представляет и как устроен. Происходит отвлечение от наглядных образов и выработка понятий, отражающие наиболее общие характеристики предметов.

Предфилософию (6век до н.э) (космология преобладала) Древней Греции составляют тексты Гомера и работы Гесиода. Мотив отделения «земли от неба», возникновение двух сил мужского и женского, мотив периодической гибели и нового рождения, идея о первичном бесформенном состоянии Вселенной. На примере мифов Древней Греции видно особенности мифологического мышления:

1.объяснение всех явлений на основе действия сверхъестественных сил, их умысла и воли;2.Отсутствие грани между реальным и воображаемым;3.Оценка всех явлений с точки зрения их полезности или вредности по отношению к человеку;4.Отсутсвие теоретического интереса к предметам, к тому, что они представляют сами по себе..

Греческая философия с самого начала родилась наукой. Основной вопрос что есть всё?

 

4. Становление философского знания: проблема первоначала в философии Милетской школы.

Философия Милетской школы (Фалес Анаксимен Анаксимандр): 1) интерес к исследованию природы. Они были «естествоиспытатели»; 2) философия устремлена на поиск единого начала, которорое брали непосредственно из природы. Фалес из Милета прославился тем, что много путешествовал. Родился в 638 г. до н.э., умер в 548 г. до н. э. Известны его успехи в области математики, геометрии, метеорологии и в области с/х. Ему приписано изобретению греческого календаря. В 585 – предсказал солнечное затмение. На основе своих знаний Фалес искал первооснову всего сущего. Его идеи перекликались с упанишадами. Фалес из Милета основой всего сущего считал воду. Все остальное возникает путем «сгущения» и «разрежения» этой первоматерии. Анаксимандр считал, что Земля-цилиндр свободно парит в пространстве. Первым дал геометрическую модель вселенной, первым изобрел географическую карту, отец эволюционной теории – человек произошел от существ в воде. Искал первооснову – беспредельное (гр. Апейрон – начало стихий) название подчеркнуло неопределимость космического начала (это не вода, не воздух – это целое, безграничное в пространстве и во времени). Это напоминало неисчерпаемость определения Абсолюта в ведах. Гармония – результат борьбы противоположностей. Анаксимен считал первоосновой воздух, разрежения которого приводят к возникновению огня, а сгущения вызывают ветры – тучи – землю – камни., т.е. может перейти в другие стихии.

Итог о милетской школе:

- она являлась рационализацией мифа

- характеризовалась пантеизмом (Бог = природа)

- человек рассматривался скорее как имеющий скорее физическую, а не биологическую природу (так как произошел из воды и т д)

- характеризуется также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой

- философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны

- все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.

 

5. Атомистическая философия Демокрита.

Отличительная черта античной философии - формирование нового способа духовного самовыражения, которое имеет стройную логическую форму, характеризуется рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы

Демокрит признал существование 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувственного опыта: сущности тела и пространство (пустота), отделил тела друг от друга. Следовательно, бытие множественно, не едино (противопоставление элеатам). Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - средство различия и разграничения вещей, она выступает как внутри сложных вещей, отделяя элементы - атомы друг от друга, так и вне вещей, является их вместилищем. Пустота позволяет вещам и их элементам двигаться. Исчерпание пустоты свидетельствует о наличии атомов - неделимых частиц, невидимых из-за размера. Они постиг только умом, не чувствами. Атом Демокрита неделим как физ. тело, но делим как математическая величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота тоже бесконечна. Атомы различны по величине, форме, порядку и расположению. Демокрит первый рассмотрел движение как способ бытия материальных тел, т.к. атомы находятся в вечном движении для вечного нельзя искать причину. 3 формы движения:. 1). связаны с хаотичным перемещением. 2) вихревой поток, где атомарный вихрь создавал условия однородных атомов и различия разнородных. Так возникала закономерность в движение атомов - закон тяготения подобного к подобному. 3) испарение предметов космоса - запахи. Свойства вещей природы обусловлены свойствами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин происхождения, т.к. все имеет свою причину, любое явление происходит с необходимостью. Случайность события - выдумка. Демокрит одним из первых дал развернутое представление о процессе познания, выделил в нем чувственную и рассудочную сторону и определил их соотношения Познание идет от чувств к разуму. Чувственное познание - результат воздействия атомов. Различие чувств. образов обусловлено различием форм, строением атомов. Напр., зрительный образ появляется в проц. отлетания от вещей их копий, образов, попадания в глаз. Рациональное познание продолжает чувственное. Разум - более тонкий зрительный орган, т.е. логическое зрение. Демокрит не различал материальное и идельное. Душа - соединение легковозбуждающихся сферических и гладких атомов, которые являются божественными. Атомистическая концепия Демокрита имеет историческое значениее, в Новое время она была положена в основу естественно-научной картины мира

 

6. Онтология элеатов и философия Гераклита.

Элейская школа. Парменид, его учение о бытии. Элейская школа прин. к античной философии Отличительная черта - формирование нового способа духовного самовыражения, которое имеет стройную логическую форму, характеризуется рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Основные представители элейской школы.: Ксенофан – основатель школы. Считал первоначалом мира землю - все рождено из земли и уходит в нее. Отвергал человекоподобие Богов, Бог - абсолютное, вечное, бесконечное космос, сливающийся с природой, не конкретными чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога. Ксенофан отрицал значение чувственного познания. Чувственная данность - видимость, познать сущность мира возможно только мыслью. Парменид - четко выражал филосовские позиции элейской школы Парменид считал, что ничто не меняется. Хаарактеризуя свойства бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к. имеет невременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей; в) бытие совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать=быть. Мыслимое существует, мысль без бытия - ничто. Небытие не существует, т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновременно признавать бытие и небытие Гносеология Паренида основана на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не отражают полноты мира. Отличны истины и мнения. Мнение - противоречие чувственной видимости, истина - мыслимый мир единого и вечного бытия. Элейская школа родоначальница рационализма, т.к. подошли к понятийному отражению действительности. Процесс познания - переход от чувств к разуму, но рассмотреть эти ступени обособить противопоставить их. Разум дает только истинное знание, чувства - путь мнения. Зенон: представляет субъект диалектики. Считал, что существует лишь то, что возможно логически доказать. 40 апорий (затруднений), напр. 1 зерно не издает шум, мешок издает. Чувство воспроизводит ведет к противоречию, сл. 1 зерно производит шум во сто раз меньший, во сколько 1 зерно меньше мешка зерна Вывод Зенона: разум - орудие достижения истины, которая доступна только мышлению. Рассуждение Зенона, построено на доказательстве, сыграло большую роль в развитии теории мышления. Заслуга элейской школы - первые стали серьезно анализировать мир человеческой мысли.

Гераклит: развитие материализма и диалектики. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорело и потухло. Огонь превратился в воду - семя мироздания, вода превратилась в землю и воздух. и назад. Душа является огненным дыханием - основание жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). 1-й различал чувственные и рациональные познания. Истина постигается умом, которое познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обработаться разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т.к. является источником создания мира. Противоположности соединены и устанавливается гармония. Гераклид развивает диалектические(скусство спорить,, вести рассуждение + разделение вещей на виды, понятия) взгляды. “Все течет, все измениется”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рождается благодаря смерти человека. Это стихийная диалектика, где чувственная материя космос рассматривается как единое целое, пребывающее в пост. Движении и изменении ЭЛЕАТЫ- единый постигаемый мир; ГЕРАКЛИТ- истинный мир, он изменчив.

 

7. Проблема истинного знания в философии софистов и Сократа.

Софисты:относительная истина => относительная добродетель=>источник общих законов

Их цель - обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и спорах. Они мало занимались вопросами мироздания. Учили побеждать противника в спорах. В философии софисты привлекали внимание к проблеме человека, общества, знания. Софисты учили, что объективный мир непознаваем, т.е. были первыми агностиками. Однако агностицизм софистов ограничен их релятивизмом (все в мире относительно). Софистов принято делить на старших (Протогор, Горгий, Продик) и младших (Алкидам, Трасимах, Критий, Калликл). Протагор (родился в 80-тых годах 5 в.до н э). Материалист: В основе мира - материя. Она изменчива на столько, что на месте утрат возникают новые элементы. Все меняется ничего нет постоянного. Горгий (5 в до н э) Сторонник релятивизма "О природе", "О несуществующем". 1)Ничего не существует, 2)а если и существует, то непостижимо, 3)а если постижимо, то не высказываемо и необъяснимо. Т.е. нельзя показать что (не)существует бытие. Если сущее вечно, оно не имеет никакого начала, а следовательно, беспредельно, а если оно беспредельно, то его нигде нет, а если его нигде нет, то его вообще нет. Младшие софисты стояли на стороне рабовладельческой демократии. Большинство материалисты и атеисты. Сторонники естественного возникновения общества (люди равны по природе - несогласие с принципами рабовладельческого общества). релятивизм: добро и зло понятия относительные. Способствовали формированию языкознания (Протагор разделил речь на 4 вида: просьбу, вопрос, ответ, предписание - корни речи). Говорили о том, что каждая власть устанавливает законы полезные ей самой.(Ликофрон, Алкидамант)

Софистика, ее роль. Протагор.

Говорил о необходимости гармонии.

Софисты (с. - мудрость) - открыли рационалистический (ранее натуралистический период) период греческой философии Возникновение обусловлено потребностью ярко и убедительно говорить - учили за плату. Главная цель - не истина, а умение убедить, следовательно на 1 месте - риторика (искусство красноречия) Отрицали объективную истину и утверждали, что истина субъективна. В центре внимания софистов - человек и его познавательные способности.. Главный софист - Протагор. “ Человек мера всех вещей; 1) Изменичивость - гл. свойство материи, распространяется этот принцип на человека. Человеческое познание всегда относительно, условно, субъективно (релятивизм). 2) Все возникло и существует только в отношении к другому, ничто не существует само по себе. 3) Все существующее в космосе приходит в противоположное к себе, не изменяется как попало. Следовательно, всякая вещь сост. из противоположностей, о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом. Горгий: бытие не существует, Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать, т.к. между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимость Она обусловлена способностью мышления создавать несуществующие образы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения - слова. Соц-положение вопросы: человек должен руководствоваться законами природы, т.к. правовые законы преходящи, следовательно не истинны. Этика: нет объективного добра и зла, как нет объективного тепла и холода. Зависит от конкретного человека, считает добром то, что ему выгодно, злом - что не соответсвует его интересам. Заключение: до этого главная задача - раскрыть суть окружающего мира, софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблему человеческой жизни, рассм.отрели ее в теории и практических аспектах. Далее эта тематика стала предметом особого внимания (Сократ).

Сократ(оппонент софистов).Человек как средоточие философск.интересов Сократа

Отличит. черта античной филоофии. - формирование нового способа духовного самовыражения, которое имеет стройную логическую. форму, характеризуется рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. До софистов главная задача философии - раскрыть суть окружающего мира, софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблему человеческой жизни, рассмотрели ее в теоритических и практических аспектах. Далее эта тематика стала предметом особого внимания, прежде всего у Сократа. Философия Сократа касается прежде всего человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее само себя. Сущность человека сосредоточена в его душе, т.к. она есть то, чему служит тело. Ценность души сост. в познании. Добродетель необходима человеку для возрастания души. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которой - установить истину. Истина - объективно независит от мнения людей, знание, получается в процессе диалога, беседы. Сократ первый указал, что знание носит понятийный характер. Широко использутся метод индукции (общее из частного). По отношении к материальносу миру считал, что его познать невозможно (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предмет философии Познать самого себя - означает найти общие для всех людей нравственные качества. Существуют объяснимые нравственные нормы поведения. Счастье=добродетель, зло=незнание добра. Человек с помощью души управляется страстями и приобретает счастье, т.к. душа станов. добродетелью и гармоничной. Человек является строителем счастья/несчастья. (Сократ имел последователей: киники, киренаики, мегарская школа, академия Платона.) Метод Сократа ( маевтика – помочь в рождении истины ): 1. Метод иронии. 2. Метод диалектики (искусство постановки вопроса - для обнаружения многозначности проблем). 3. Метод индукции (от частного к общему).

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. Благо человека - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в настоящий момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что человек должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист: “ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно преходяще, но если смысл жизни в наслаждении, которое так трудно получить, то стоит ли жить?”

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Человек должен освободить себя от зависимостей, привязанностей к удовольствиям связывающим человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существует. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили добродетель Сократа с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит характер всеобщего блага. Все единичное лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Существует только необходимое, возможности нет.

 

8. Онтология и гносеология Платона. Платонический тип мышления.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. (есть мир идей и мир вещей) Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Душа вечна, а тело смертно. Опытное знание – незабытое душой, подлинное знание – забытое. Люди равны, но способности разные. Идеальное государство не испытывает потрясений. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. In his humble opinion идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.

Суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е искусство вести устную речь, искусcтво ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Платнонический тип мышления – общее преобладает над частным.

Правильная монархия – монархия, аристократия

Неправильная форма – тирания, демократия, олигархия, тимократия (власть карьеристов, они перерождаются в дуг друга)

 

9. Антропология, социальная теория и этика Платона.

Понятие души. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможны при соответствующем воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями приближаться к совершенству то необходимо государство и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души. Разные части должны соответсвоваться: разумной части: правителей-философов, аффектной(яростной) - воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и государственном воспитании детей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных