Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философская система Аристотеля.




1. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского.

В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

• 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

• 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

• 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ли­кей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:

"Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Ис­тория животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".

2. Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различ­ных явлений (получила название "первичная философия");

практическую - о деятельности человека, устройстве госу­дарства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

• существуют только единичные и конкретно определенные веши;

• данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неде­лимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением кото­рой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные па­раметры, а не "идея дома", и т. д.;

• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их матери­альное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пы­тается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на по­ставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий гово­рит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характери­стики. Данными категориями являются:

• сущность (субстанция);

• количество;

• качество;

• отношение;

• место;

• время;

• положение;

• состояние;

• действие;

• страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытиеэто сущность (суб­станция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойст­ва бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю кате­гории — это высшее отражение и обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие.

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотелю, материяэто потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выво­дам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

6. Носителем сознания, поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм допол­няется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Имен­но это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество - потребность жить в коллекти­ве — приводит к возникновению общества — большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, под­держание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

7. Аристотель выделяет шесть типов государства:

• монархия;

• тирания;

• аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы го­сударства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хоро­шие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

• выделил 10 философских категорий;

• дал определение бытия через категории;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок за­ключения).

Учение Аристотеля о причинах, о материи и форме.

Аристотель (384-322 до Р.Х.) родился во Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. После смерти Платона проживал в Атарнее (островЛесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра.

Основатель собственно научной философии. В его учении отдельные наукиполучили освещение с точки зрения философии.

В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - Ликей. До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеляего сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Физика Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания. Учения о бытии, космологии,физики, зоологии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он

обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев,ранних материалистов.

Эти критические введения представляют базовую ценность. Критика Платоновской теории «идей».

Учение Аристотеля - объективный идеализм. Оно сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что он отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей.

3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, так как сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4. Платоновское учение о сущности идей, независимых по отношению к вещам чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например человека и кроме соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для находящееся под нею первой идеи и ее вещей должна

существовать еще одна - третья - идея.

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платона лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи.

Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является

целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует

субстанционально.

В философии различал: теоретическую часть - учение о бытие, его частях, причинах и началах; практическую - о человеческой деятельности; поэтическую - о творчестве. Предмет науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие.

Признавал 4 причины: материя, или пассивная возможность становления; форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как возможность; начало движения; цель.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

1. Эйдос (идея) вещи является такой ее сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

2. Материя вещи есть только ещесамая возможность ее оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная.Эйдос вещи не есть ее материя, а материя вещи не есть ее эйдос. Материя есть

только возможность осуществления эйдоса.

3. Если вещи движутся, а длядвижения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину,

которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так, или иначе, отражается и в реальной

зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает.

Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи,которая не есть ни ее форма, ни ее материя, ни ее причина.

Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Художественно-творческий первопринцип:

1. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм.

2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая в целом,является той или иной смысловой картиной.

3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна,

но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство

вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в

реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к

шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А.

является медь. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она

есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего

явл. материя. Согласно. в пределах мира чувств. вещей возможен последов.

переход от материи к соотносительной ей форме и наоборо. Категориии эти т.о.

становятся текучими.

каждая форма может рассм. и как материя для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.

 

По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. В пределах мира чувственных вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти таким ооразом становятся текучими.

Материя - пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. Источник движения - бог, неподвижный перводвигатель.

Все живое обл. душой, 3 вида души:

1) растительная - растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ

2) чувствительная – живая обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущения

3) разумная – присуща человеку, познает и думает.

Теория познания.

Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает, что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

 

Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов

внешнего мира. Источником познания является чувственный опыт, а ощущения

предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание

достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. Они связаны. Опыт не

есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки науки

усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от рождения,

а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность мысли.

Логика (аналитика) по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о формах

мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Аристотель главное

значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности

и возможности. На первый план выдвигает движение мысли от общего к частному

(дедукция), а на индукцию обращает мало внимания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на индукциюобращ. мало внимания.

 

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник

движения - бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов

является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на

все бытие и даже на бога. Эта целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть,

наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради себя

самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной

свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий., однако

они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут активно

вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним среднезажиточные классы общесва.

А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он

считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования

власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия

и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и

демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя

демократия.

Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические

условия, а должен управлять людьми такими, какие они есть. Заботиться о

физическом и моральном воспитании молодежи.

Аристотель(384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. В первые годы своей жизни Аристотель учился в

Академии Платона(20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать Александра Македонского. 335г. Арстотель создает свою школу. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - Ликей.

До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеля

его сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Физика Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания. Учения о бытии, космологии,

физики, зоологии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

Эти критические введения представляют базовую ценность. Критика Платоновской теории «идей».

Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп:

1)Физические трактаты («Физика»)

2) биологические трактаты («О душе»)

3)Сочинения о «первой философии»(Метафизика)

4) Этические сочинения («Эвдемова этика»)

5) Социально-политические, историчесике сочинения («Политика»)

6)Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика»)

7) Логические трактаты(«Категории»).

Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для

каждой из наук определена область исследования.

Теоретические науки:

1)Метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего

2)Физика - изучает состояние тел и определенные материи

3) Математика - изучаетабстрактные свойства реальных вещей.

Практические науки:

1) Этика

2)Экономика

3) Политика.

Науки об обществе:

1) Поэтика

2) Риторика – теория ораторского искусства

3) ремесленное искусство.

Аристотель явл. родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика).

Аристотель сформулировал три закона логики:

1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе.

Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий,

которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл. На

протяжении всего рассуждения нельзя произвольно менять предмет нашей мысли.

(главной лог ошибкой явл подмена понятия). Лог ошибка, допущенная специально

- софизм, а если случайно - паралогизм. Напр: *Все законы публикуются в спец

кодексах. Всемирное тяготение - закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется

в спец кодексах.(ложь).

2) Закон противоречия - две противоречивые мысли не

могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной

или ложными будут обе. Из этого закона Аристотель вывел: В одно и то же

время, об одном и то же предмете, в одном и том же отношении, нельзя

высказать 2 противоположных суждения.

3) Закон исключенного третего - из двух

суждений из которых одно утверждаетчто либо о предмете, а другое это самое

отрицает, одно будет обязательно истинным, а не третье. Напр: Менделеев

открыл закон. Менделеев не открывал закона. **Формы мышления** Аристотель

разарботал 3-и формы мышления. Логика Аристотеля изучает структуру мышлениячеловека.

Формы мышления представляют собой способы отражения мысли(понятие,

суждение, умозаключение).

1) Понятие - форма мысли, которая отражает предмет

в его общих и существенных свойствах. Понятие выражается словами и

словосочитаниями. Оно имеет объем и содержание. Объем - это все предметы, на

которые понятие распространяется. Содержание - это существенные свойтства

предметов одного класса. Объем и содержание находятся в обратно-

пропорциональной зависимости. С увелечением объема уменьшается содержание.

Определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Деление понятия - этот лог операция, раскрывающая одно понятие. Аристотель

рассмотрел те способы, благодаря которым содержание(мысль) приобретает форму.

Философские понятие - это наиболее общие понятия, имеющие наибольший объем.

Чтобы раскрыть содержание надо дать определение. Определение через ближайший

род и видовое отличие: в каждом определении есть определяемое и определяющее

понятие. Чтобы определить понятие нужно найти к определяемому понятию

ближайшее родовое понятие (большее по объему) Аристотель вывел ряд правил по

определению понятия: Определение должно быть соразмерным (совпадение по

объему определяющего и определяемого) и т.д. Деление - лог операция,

раскрывающая объем понятия.

Аристотель вывел 2 вида деления:

1) Дихотомия - деление на 2 класса (противоположных), Напр студентов можно разделить на студентов РФФ и студентов не РФФ.

2) Многотомия - многочленное деление, содержит несколько классов. *

Суждение - это мысль в которой что либоутверждается или отрецается Формула суждения: [S есть P] где S- субъект нашей мысли, P - предикат - то, что говорится о предмете мысли. «есть»- связка(может не быть). Напр: Кто автор романа Война и Мир? - (Л.Толстой)[P] (автор романа Война и Мир)[S]. Какой роман написал Л.Толстой (наоборот). В суждении, в отличии от понятия может говориться о любом св-ве предмета (существенном или несущественном). Суждение может быть истинным или ложным(в отличии от

понятия). Понятие более учстойчивее во времени, чем суждение. Понятие

отражает процесс познания сущности предмета, оно как бы отражает урвень

нашего знания о предмете. К понятию мы приходим через суждение. Умозаключение

- это форма мышления в которой на основании имеющихся знаний(суждений) мы

получем в виде вывода новое знание. Те суждения, которые нам даны называются

посылками. Сложность умозаключения заключается в умении правильно сделать

вывод.

Аристотель писал о 2 видах умозаключения: индукция и дедукция. В

работе «Аналитика» Ар исследовал дедуктивное умозаключение. Ар считал, что

главным в его логике явл теория дедукции.

Дедукция - это умозаключение,

которое происходит от общих суждений к частным единичным выводам. Из

дедуктивных умозаключений Ар главное внимание уделил простому категорическому

силлогизму (это заключение в котором посылки и выводы явл простыми

категорическими суждениями).

Ар вывел условия, при которых вывод в любом умозакл будет истинным. Таких требований два:

1) Посылки должны быть истинными суждениями

2) В умозакл связь между посылками должна осуществляться

с соблюдением всех правил логики. Напр: Все гражд РФ имеют право на

труд. N - гражд РФ N имеет право на труд.

Кроме 2 основных требований

Ар построил 7 дополнительных правил:

1) В простом категорическом силлогизмесуществ 3 термина: субъект, предикат и средний термин (медиус). В первой посылке находится предикат, во второй - субъект.

2) Средний термин должен быть распределен (взят в полном объеме) хотябы в одной из посылок. Напр: Все гражд РФ имеют право на труд. N имеет право на труд. Вывод: N – гражд РФ делать нельзя.

3) Если термин не распределен в посылке то и в выводеон должен быть не распределен (термин - это субъект или предикат) Напр: Наука- форма обществ сознания. Наука - культурное явление. Наука - средний термин.

Вывод: некоторые культурные явления являются формами общественного сознания.

4) Если одна из посылок отрицательна, то и вывод получается всегда

отрицательным.

5) из двух отрицательных посылок никакого вывода не следует.

6) Если анализ посылок частное суждение то и вывод будет частным. Напр: Все

металлы электропроводны. Некоторые металлы имеют выс. Темп плавления. Вывод:

некоторые элементы имеющие высокую температуру плавл электропроводны.

7) Если посылки явл частными суждениями, вывод делать нельзя. Всё учение Ар о

силлогизмах получило название силлогистика. Создание теории доказательства

это также заслуга Ар.

9. Античная философия: Эллинистический период.

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

демократический — VII— V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

2. К досократическому периоду относится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков":

• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);

• Гераклита Эфесского;

• элейской школы;

• атомистов (Демокрита, Левкиппа);

• некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период — время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов;

• философия Сократа;

• зарождение "сократических" школ;

• философия Платона;

• философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":

• меньше уделяли внимания поиску первоначала;

• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего

(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

• положили начало спору между материализмом и идеализмом;

• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

• внесли вклад в развитие логики;

• вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;

• философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;

• поиск физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного

человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись:

• Сенека;

• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

• Тит Лукреций Кар;

• поздние стоики;

• ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

• влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

• близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости);

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);

• древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;

• стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира);

• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека);

• допускалось существование богов;

• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

• были заложены два направления в философии — идеалисти­ческое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Де­мокрита"), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский — материалистическое, в римский —идеалистическое.

Этическое учение Эпикура.

Эпикур (341 -270 до н.э.) - греческий философ - материалист и аттеит

эпохи эллинизма. Э. Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из

признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения.

Возрождая атомизм Левкиппа- Демокрита, Э. вносит в него ориегинальные

изменения: для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом

пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне

обусловленного) “отклонения” атома от прямой линии. Это - основа более

глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по

сравнению с механическим детерминизмом Демокрита. В теории познания Э. -

сенусуалист. Ощущения сами по себе всегда истинны, т.к. исходят из объективной

реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Возникновение ощущений

Э. объясняет наивно-материалистически: от поверхности тел исходит непрерывный

поток мельчайших частиц, истечений, проникающих в органы чувств и вызывающих

образы вещей. Познание имеет целью освободить человека от невежества и

суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. В этике

Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе которого лежит

индивидуалистический идеал уклонения от страдания и достижения спокойного и

радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является

деятельность, а порой, атараксия. Материалистическое учение Э. искажалось в

идеалистической философии (напр. Гегелем).

 

 

ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе. Переехал в

Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. - создание этики,

учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при

условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому

этика должна опир. на физику, а физике должно предшествоваь разраб. теори

познания.

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от

неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заклюения о

предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть

крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не

воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоричии с данными

восприятиями.

Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной

необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности для

чел. свободы. Врамках необход. должен быть указан путь к свободе.

У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв.

обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с их формой,

положением и порядком становится важным объект. определением атома. Кол. форм

атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжесью. При движ. атомы

могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол.

путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.

Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло -

то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно

предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами,

смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна.

Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и

необходимые для жизни; 2. прир., нодля жизни не необходимые; 3. не необх для

жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных.

Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или безмятежность, кот.

и есть счастье фил.

 

Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до

овладения римлян Египтом. Перелом IV и III в. до н. э. является периодом,

когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в

Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец

свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города

попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское

влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в

146 г. до н. э.

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в

греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира

(философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое

проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом,

этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со

временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период

мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии.

Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинис-тического периода был Эпикур.

Его философское мышление восприняло материалистические элементы

предшествующей греческой философии. Доминантную роль среди теоретических

источников Эпикурова учения играет атомистическая система Демокрита. Главный

упор Эпикур, как почти все направления эллинистического и позднейшего,

римского периода, делает на этику. Каноника показывает пути создания

философской системы, она была изложена в трактате с названием “Правило”

(канон). Физике - учении о природе - Эпикур посвятил трактат “О природе” (37

книг), занимался он ею и в “Письмах”. Этика трактует о выборе и об отказе, и

Эпикур рассуждает об этом в книгах “Об образе жизни”, в “Письмах” и в

трактате “О конечной цели”. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно,

но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы

по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще

одно свойство - тяжесть. “... Следует полагать, что атомы не обладают

никакими свойствами видимых предметов, кроме как формой, весом, величиною” и

теми свойствами, которые естественно связаны с формой”. Вместе с Демокритом

он признает, что атомы, движутся в пустоте: “... если бы не существовало

того, что мы называем пустотой, простором или неосязаемой природой, то телам

не было бы где двигаться” и сквозь что двигаться, между тем как очевидно, что

они движутся”. В отличие от Демокрита, который, исходя из выдвинутого им

принципа детерминизма, приписывает атомам лишь прямолинейное движение, Эпикур

допускает и признает закономерным и определенное откло- нение от

прямолинейного, движения (паренклитическое движение). “Движутся атомы

непрерывно и вечно... одни - поодаль друг от друга, а другие - колеблясь на

месте, если они случайно сцепятся или будут охвачены сцепленными атомами.

Такое колебание происходит потому, что природа пустоты, разделяющей атомы, не

способна оказать им сопротивление; а твердость, присущая атомам, заставляет

их при столкновении отскакивать настолько, насколько сцепление атомов вокруг

столкновения дает им простору. Начала этому не было, ибо и атомы и пустота

существуют вечно”. Эпикур излагает основные тезисы атомистической концепции

мира во многом доступнее, чем Демокрит. Абсолютный детерминизм Демокрита

не соответствовал общей концепции Эпикура, завершающейся его этическими

взглядами и представлениями об общественном устройстве. Допущение отклонения

от прямолинейного движения дает возможность более “диалектического”

понимания проблемы движения. Признание существования отклонения является

важным моментом, в частности, при выработке понятия причинности. Понимание

причинности у Демокрита однозначно отвергало любой намек на объективное

существование случайности, что впоследствии вело к фатализму. Эпикур эту

абсолютную необходимость снимает. “В самом деле, лучше уж верить басням о

богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками, - басни дают надежду

умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая

неизбежность. Точно так же и случай для него и не бог, как для толпы, потому

что действия бога не бывают беспорядочны; и не безосновательная причина,

потому что он не считает, будто случай дает человеку добро и зло,

определяющие его блаженную жизнь, а считает, что случай выводит за собой лишь

начала больших благ или зол”. Эпикурово понимание случайности не исключает,

однако, причинного объяснения. Оно является скорее достижением определенной

“внутренней” причинной взаимо-связи, что в воззрениях на общество ведет к

выделению проб-лемы взаимосвязи свободы и необходимости. Тем самым человеку

открывается возможность свободного (в значении: не определенного естественной

необходимостью) выбора. Аналогично ставятся проблемы и в этике Эпикура. В

учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно

Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а струк-тура атомов, тончайшая

материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание

бессмертия души. С разложением тела, согласно Эпикуру, рассеивается и душа,

поэтому страх перед смертью необоснован: “Привыкай думать, что смерть для нас

- ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть

лишение ощу-щений... Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для

мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не

существуют”. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В сущности он

перенял стихийно-материалистическую теорию отражения Демокрита. В основе

всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений

от объективно сущест-вующих предметов и проникают в наши органы чувств.

Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование

объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. О роли чувств

Эпикур говорил: “Если ты оспариваешь все ощущения до единого, тебе не на что

будет ссылаться, даже когда ты судишь, что такие-то из них ложны”. Большое

внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий

он считал основой любых рассуждений. Общие понятия характеризуются им как

обобщение опыта, накопленного чувственным познанием. В соответствии с

возросшим интересом к человеку и его проблемам, который происходит в

эллинистический период, Эпикур придавал этическому учению существенно

большее значение, чем Демокрит. Он исходил из индивидуалистических, в

сущности сенсуалистских позиций. Человек, по Эпикуру, является чувствующим

существом, и его чувства суть основной критерий морали. Высшим благом Эпикур

признавал блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит в удовлетворении

естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия -

спокойствия души (атараксия), а тем самым и счастья (эвдемония), эти

моральные требования он считал естественными, вытекающими из человеческой

сущности. В них и проявляется взаимосвязь его учения о бытии и этики. Понятие

“наслаждение” у Эпикура лучше всего характеризует следующая его мысль: “Для

плоти пределы наслаждения бесконечны, и время для такого наслаждения нужно

бесконечное. А мысль, постигнув пределы и конечную цель плоти и рассеяв

страхи перед вечностью, этим самым уже приводит к совершенной жизни и в

бесконечном времени не нуждается. При этом мысль ни наслаждений не чуждается,

ни при исходе из жизни не ведет себя так, будто ей чего-то еще не хватило для

счастья”. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом

связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником

возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание

естественных законов. Страх смерти и страх перед богами и в его этической

концепции представляются как главные препятствия достижения человеком

счастья. Однако он не был последовательным атеистом—он допускал существование

богов, которые якобы живут в “межмировых” пространствах, являются

безразличными к миру и не вмешиваются в судьбы людей. И все же его воззрения

на религию, аргументы против существования богов, а также по-нимание морали

по сравнению, с этическими воззрениями других представителей эллинистического

периода были весьма прогрессивны. Подчеркивание Эпикуром роли наслаждения как

этического принципа нельзя смешивать с сибаритством. В этом смысле учение

Эпикура вульгаризировали позднейшие сторонники эпикуреизма, в частности

богатые выходцы из высших кругов римского общества. Вульгаризированная

эпикурейская этика становится объектом нападок со стороны идеалистов, в

частности христианских философов. Принцип наслаждения отражался и на

социальных воззрениях Эпикура. Общество, считал он, является совокупностью

индивидов, которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг

другу. Соблюдение этого договора он называл справедливостью: “По отношению к

тем животным, которые не могут заключать договоры, чтобы не причинять и не

терпеть вреда, нет ни справедливости, ни несправедливости,- точно так же, как

и по отношению к тем народам, которые не могут или не хотят заключать

договоры, чтобы не причинять, и не терпеть вреда”. “Справедливость не

существует сама по себе; это - договор о том, чтобы не причинять и не терпеть

вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где

он заключается”. Собственно, Эпикур в определенной мере предвосхищает

позднейшую теорию общественного договора. Исходя из своей этики, Эпикур

рекомендует, чтобы мудрый человек (философ) избегал общественной

(политической) деятельности. Замкнутость в частной жизни является типичным

проявлением индивидуализма, к которому прибегали философы эллинистического

периода, уходя от жгучих проблем современной им жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных